Интерфейс для подключения устройства чтения CD-ROM дисков
Игровой порт.Сюда можно подключать кабель джойстика. Игровой порт имеет точно такой же разъем, какой вы можете обнаружить на большинстве дешевых игровых плат.
Некоторые недорогие звуковые платы не имеют игрового порта вообще. Но в настоящее время эта ситуация становится раритетно редкой.
MIDI-интерфейс.В настоящее время 8-битные карты уже не отвечают мультимедиа стандартам и повсеместно применяются 16-битные, обеспечивающие более высокое качество звука.
Почти все звуковые платы могут работать со звуком в двух режимах. При первом плата может использоваться как музыкальный инструмент и создавать звук точно так же, как клавишные синтезаторы, которыми пользуются многочисленные эстрадные звезды из различных рок- поп- панк- групп. При втором плата может работать как магнитофон и воспроизводить записанный звук.
Качество звука, воспроизводимого платой в первом режиме, зависит от того, как она реализует звучание: за счет ЧМ-синтеза (FM-Synthesis), или за счет синтеза на основе таблицы волн (Wavetable-Synthesis). Термин FМ-синтез происходит от слов Frequency Modulation (частотная модуляция) — та самая, которая уже много лет используется в радиоприемниках. Но вместо того чтобы все манипуляции с частотой посылать в эфир, звуковая плата посылает их на динамики. При использовании FM-синтеза
для моделирования звука различных инструментов использовалось множество длинных и коротких гудков. Подтасовывая частоты — меняя тембр и смешивая тона, плата может создать звуки, очень похожие на звуки музыкальных инструментов. Слушатели, впрочем, не будут обмануты при этом. Инструменты звучат с явно выраженным компьютерным акцентом. Компания Ad Lib использовала именно технологию FM-синтеза в одной из первых звуковых плат, выпущенной ею в 1987 году. Звук, издаваемый ею, был похож на тот, что раздается из дешевых брелков для ключей, когда вы нажмете все кнопки. Но и такой "брелковый" звук вполне годился для некоторых игр.
Синтез на основе таблицы волн гораздо более точно воспроизводит звуки по той причине, что звучание каждого инструмента синтезируется на основе образца, полученного из записи реальных инструментов. Некоторые называют технологию "волновая таблица" сэмплинговой (sampling) технологией. Другие считают, что сэмплинг — это нечто большее: он позволяет пользователю записать свой собственный звук и внести его в волновую таблицу.
Платы с синтезом на основе таблицы волн хранят в памяти образцы живых звуков, записанных в цифровом виде, для создания звучания ”настоящих” инструментов. Причем хранится обычно только один тон, а остальные воспроизводятся по нему, используя соответствующие алгоритмы. Как правило, эти образцы хранятся в ПЗУ, но в некоторых моделях они загружаются в обычное О3У. Эти образцы звучания не могут быть воспроизведены непосредственно, потому что их сначала нужно модулировать, чтобы получить в результате музыкальные ноты и инструментальные эффекты типа вибрации звука. Другие карты держат в ПЗУ только часть записей, а остальное выбирают "на лету" из ОЗУ компьютера или с жесткого диска. И хотя это может вызвать проблемы при ограниченном дисковом пространстве или памяти, эти платы зачастую имеют более качественный звук.
Платы с таблицами волн различаются по качеству образцов звучания и эффективности их модулирования. Например, для перевода звукового образца в звучание валторны требуется сложная обработка сигнала, чтобы получился эффект придыхания при тихом выдувании или резкий медный эффект громкого выдувания. Некоторые платы с синтезом по таблице волн плохо справляются со всеми этими сложностями и производят звучание, напоминающее скорее автомобильный клаксон, нежели медные инструменты. Специальный процессор выполняет соответствующие операции над образцами сигнала.
Если возникает необходимость изменить звучание инструмента или изобрести собственные эффекты, можно загрузить в память платы свои собственные образцы звучания. Образцы звучания, имеющиеся на плате, хранятся в ПЗУ, поэтому возникает необходимость в дополнительных модулях памяти для хранения всех нужных звуковых образцов.
Иногда такой синтез называют OPL4. До недавнего времени синтез по таблице волн использовался только в высококачественных звуковых платах и был мало распространен, но сейчас положение дел резко изменилось.
Синтез на основе таблицы волн дает наиболее правдоподобное воспроизведение звука от всех источников. Однако не во всех случаях это так. Тип синтезатора на звуковых платах не оказывает влияния на WAV-файлы, потому что они являются непосредственными цифровыми звукозаписями. Синтез на основе таблиц волн и ЧМ-синтез применяются только для работы с MIDI и для звукового сопровождения компьютерных игр, программы которых содержат команды управления синтезатором.
Важной характеристикой карты является наличие и свойства MIDI-интерфейса. Что такое MIDI? Музыкантам требуются специальные приспособления, чтобы они могли возиться с компьютером. Большой размер файлов не позволяет им так просто записывать свою музыку на жесткий диск. Одна минута легкой музыки может съесть до десяти мегабайтов дискового пространства. А если барабанное соло имеет слишком длинную партию...
Поэтому один умный музыкант изобрел MIDI — Musical Instrument Digital Interface (цифровой интерфейс музыкальных инструментов). MIDI — это сложное название простой концепции. Вместо того чтобы компьютер записывал реальный звук, музыканты используют его для записи действий своих пальцев: какая нота звучит, в какое время, в какой последовательности и как долго.
MIDI-файл — это результирующий список музыкальных нот, выстроенных в определенном порядке. Это нечто вроде компьютеризированных нотных партитур, но ваш компьютер воспроизведет звук, а не действия ваших пальцев.
Когда звуковая плата читает MIDI-файл, она воспроизводит каждую ноту с нужной громкостью и в нужном порядке.
Поскольку MIDI — это компьютеро-ориентированный язык, лучше всего он работает с электроинструментами клавишного типа.
Звуковые платы проигрывают MIDI-файл, используя встроенный синтезатор. Различные платы используют различные типы синтезаторов, поэтому одни и те же MIDI-файлы звучат по-разному на разных платах.
В некоторых новейших пакетах ПО, а также в видео компакт-дисках имеются звуковые дорожки, реализующие эффект окружающего звучания. Для воспроизведения таких эффектов требуется декодер/усилитель системы Dolby и четыре-пять динамиков.
Системы, рассчитанные на технологию Dolby, стоят довольно дорого, но есть и другие, более дешевые пути создания трехмерного звука. Существуют три альтернативные технологии, в соответствии с которыми в определенных частях звукового спектра используются сдвиг частоты и временная задержка, что создает иллюзию пространственного звучания. Наиболее ярко такой эффект, как, например, приближение ракеты сзади, создает технология QSound. Однако музыкальный материал и мультимедиа-программы должны быть построены соответствующим образом.
Методы Spatializer и SRS (Sound Retrieval System) не требуют специального кодирования дисков, но по эффективности ни один из них не сравнится с Dolby и QSound.
Акустические системы.В настоящее время в мультимедиа-программах звуку уделяется все больше внимания. Однако, до сих пор многие производители компьютеров все еще продолжают пренебрегать одним из важнейших элементов электронной аппаратуры—акустическими системами. Естественно, музыка при этом впечатляет не больше, чем рулады из старого “хриплодуктора”, слабые динамики сводят все звуковое богатство игр и мультимедиа-произведений к беспомощному попискиванию. Между тем этот жалкий писк, исходящий из прилагаемых к машине колонок, конечно не является последним достижением в мире компьютерного звука. Сейчас можно подобрать хорошие колонки (каждая из них настолько сложна, что колонки часто называют акустическими системами) для мультимедиа на любой вкус в широком диапазоне цен, причем выпускают их известные производители как звуковой аппаратуры, так и компьютеров и средств мультимедиа.
В принципе к компьютеру нетрудно подсоединить акустические системы от стереокомплекса, однако удовлетворительных результатов это не дает. Дело в том, что большинство из них не имеют встроенного усилителя, поскольку в стереокомплексе обычно присутствует отдельный блок усилителя выходной мощностью 40-100 Вт и даже более. Звуковая же плата компьютера выдает всего 4 Вт (ограничение накладывается напряжением и мощностью источника питания компьютера), поэтому для мультимедиа-колонок необходимы хорошие встроенные усилители.
Кроме того, в применении к компьютеру акустические системы должны быть снабжены регуляторами громкости, высоких и низких частот, которые в домашних стереокомплексах обычно располагаются на блоке усилителя или тюнера. Смысл в том, чтобы, помимо экранных средств управления, иметь дополнительную возможность оперативно изменять звучание. На некоторых колонках фирмы располагают выходы на наушники и проходной разъем микрофона, что избавляет от необходимости каждый раз заглядывать за системный блок при подсоединении их к звуковой плате. Иногда бывает даже два стереовхода, позволяющие подключить к звуковой плате магнитофон и еще один источник сигнала, например переносной CD-плеер.
Акустические системы бытового стереокомплекса, вернее, встроенные в них мощные высокочастотные и низкочастотные динамики, воспроизводящие соответственно низкие и высокие звуки, создают еще одну проблему: магнитные наводки на компьютер, которые могут сказаться на качестве изображения монитора или стереть содержимое дискеты. Колонки же для мультимедиа имеют магнитный экран, препятствующий появлению наводок.
В некоторых компьютерных акустических системах предусмотрена третья колонка (сабвуфер, или супербас), воспроизводящая звук очень низкой частоты, например линию бас-гитары или эффект землетрясения в играх. (В таких комплектах колонки для средних и высоких частот называются сателлитами). Следует, однако, помнить, что большинство сабвуферов не имеют магнитного экрана, поэтому во избежание неприятностей не устанавливайте их ближе, чем на полметра от компьютера. В последнее время все более популярными становятся мультимедиа-колонки с эффектом трехмерного, или пространственного, звучания. Они создают ощущение направленности звука, например могут вызвать иллюзию, будто пуля пролетела над вашим левым ухом.
Важными показателями, характеризующими акустические системы, являются выходная мощность и диапазон воспроизводимых частот. Выходная мощность измеряется количеством ватт (Вт) на канал; теоретически, чем больше мощность усилителя, тем громче может быть звучание без превышения определенного уровня искажений. (При указании мощности в документации иногда употребляется аббревиатура RMS, обозначающая среднеквадратичную величину—более надежный показатель, чем пиковая мощность).
Обычно для прослушивания музыки при нормальном уровне громкости достаточно 10 Вт на канал. Но эта характеристика, взятая отдельно, еще не дает полной картины. Динамики мощностью 10 Вт на канал, преобразующие электрические колебания в звуковые более эффективно, могут обеспечивать гораздо более громкое звучание, чем другие динамики той же или даже вдвое большей мощности.
Диапазон частот—это полоса тональностей звука от самых низких нот до самых высоких, которые способна воспроизводить акустическая система. В идеале он должен простираться в пределах от 20 Гц до 20 кГц—оптимальных, как считается, для человеческого восприятия.
На самом деле многие из нас слышат звуки в меньшем диапазоне частот. И вообще люди воспринимают звук по-разному, например вы можете быть более чувствительны к высоким нотам, а ваш друг—к низким. Кроме того, акустические системы с нижним порогом в 40 Гц (это хороший показатель) могут плохо звучать на низких частотах, в то время как передаваемый колонками с высокой верхней границей частотной характеристики звук покажется вам глухим.
Но если не стоит полностью полагаться на характеристики, то чем же тогда руководствоваться при выборе акустических систем? Возьмите несколько своих компакт-дисков хорошего качества и прослушайте их с разными колонками. Только не берите диски CD-ROM с мультимедиа-программами: по звуку они несопоставимы с музыкальными компакт-дисками и вы не сможете правильно оценить акустические системы. Проигрывая одну и ту же композицию через разные колонки, вы получите хоть какую-то возможность сравнения.