Правило 19. Плавание судов при ограниченной видимости
В морской практике, исходя из дальности видимости бортовых огней судов длиной 50 м и более, видимость считается ограниченной при уменьшении ее до 3-х миль.
Установленные на судне звукосигнальные устройства позволяют ему в ограниченную видимость оповещать другие суда о своем присутствии подачей специальных сигналов согласно правилу 35.
Рассмотрим правило 19, которое относится к судам, не находящимся на виду друг у друга:
- при плавании в районах ограниченной видимости;
- при плавании вблизи таких районов.
В условиях ограниченной видимости радиолокатор позволяет судоводителю «видеть» обстановку на водной поверхности. После обнаружения присутствия другого судна только с помощью РЛС необходимо:
· определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и (или) существует опасность столкновения;
· если «ДА», то своевременно предпринять действия для расхождения.
В пункте (d) правила 19 применено выражение «чрезмерное сближение», которое прежде всего ассоциируется с понятием «опасное сближение». Расстояние чрезмерного сближения не может быть оценено однозначно. Оно зависит от взаимного положения судов, их размеров и скорости, маневренных характеристик и других факторов. К ним можно также отнести надежность работы РЛС, наличие на экране помех от морского волнения.
При плавании в открытом море ситуация чрезмерного сближения возникает на расстоянии примерно в 2 мили, которое соответствует средней дальности слышимости звукового сигнала судов.
Судно должно своевременно предпринять действия для расхождения, причем если этим действием является изменение курса, то, насколько это возможно, следует избегать:
· изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;
· изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.
Если обстоятельства все же потребуют отступить от предпочтительного маневра, то выбранное иное действие следует предпринять более заблаговременно и более решительно вплоть до приведения эхосигнала на кормовые курсовые углы.
Изменение курса в любом направлении разрешается, когда судно приближается прямо по корме.
Если развивается ситуация чрезмерного сближения и существует ограничение по отвороту от курса, то может быть предпринято изменение скорости – в основном более эффективное действие по расхождению с судном, приближающимся почти по траверзу. На встречных курсах это маневр не влияет на изменение дистанции кратчайшего сближения, но увеличивает время, необходимое для дополнительной оценки ситуации сближения, так как относительная скорость уменьшается.
В условиях ограниченной видимости никто и ни кому не уступает дорогу, а каждое судно должно предпринять действия с тем, чтобы избежать ситуации чрезмерного сближения.
Билет № ____
1. Управление судна в условиях ветра: силы и моменты; дрейф; маневрирование.
Если ЦТ располагается впереди центра сил сопротивления, то судно устойчиво на курсе и наоборот, если ЦТ располагается позади центра сил сопротивления, то судно неустойчиво на курсе и более подвержено рысканию. Расположение центра приложения движущих сил зависит от режима работы движителей, положения руля, воздействия ветра, течения и т. п. В зависимости от расположения указанных трех точек при движении судна могут произойти сопутствующие явления: крен, дифферент, поперечное смещение.
В результате воздействия обтекающих масс воды и ветра на корпус, винт и руль, даже при спокойном море и слабом ветре, судно не остается постоянно на заданном курсе, а отклоняется от него. Отклонение судна от курса при прямом положении руля называется рыскливостью. Амплитуда рыскания судна в тихую погоду небольшая. Поэтому для удержания его на курсе требуется незначительная перекладка руля вправо или влево. При сильном ветре и волнении устойчивость судна на курсе значительно ухудшается.
На рыскливость судна большое влияние оказывает расположение надстройки. На тех судах, где надстройки на корме, рыскливость увеличивается, так как почти всегда корма идет «под ветер», а нос — «на ветер». Если надстройка в носу, то судно уклоняется «от ветра».
Уклонение судна под ветер называется увальчивостью. Это свойство так же, как рыскливость, является недостатком судна, его всегда приходится учитывать при осуществлении различных маневров, особенно в стесненных условиях.
2. Подготовка и самостоятельное плавание судна во льдах. Маневрирование и стоянка судна во льдах. Обледенение судов и борьба с ним.
Самостоятельное плавание транспортного судна во льдах разрешается только в том случае, если судно имеет ледовый класс Регистра РФ, и при благоприятных ледовых прогнозах.
Получив ледовую карту, капитан судна обязан учитывать:
- при какой видимости производилась ледовая разведка;
- сколько времени прошло с момента выполнения разведки;
- какие изменения могли произойти в ледовой обстановке под действием различных гидрометеорологических факторов за прошедшее после разведки время.
Приближаясь к зоне расположения льдов, судоводитель должен стремиться своевременно их обнаружить, чтобы вовремя изменить скорость судна и избрать безопасный путь в соответствии с фактической обстановкой. При хорошей видимости лед в виде узкой белой полоски обнаруживается на достаточно большом расстоянии. При тщательном наблюдении за окружающей обстановкой можно обнаружить близость кромки льда задолго до появления ее в пределах видимости.
Лед может быть обнаружен с помощью радиолокатора, который также позволяет находить разводья во льдах и приближенно определять качественную характеристику ледовой обстановки с расстояния 2—3 мили.
До входа в лед необходимо заранее уменьшить скорость судна, приготовить к действию все водоотливные средства, усилить наблюдение за морем, выставить на баке впередсмотрящего.
Скорость выбирают в зависимости от расстояния, на котором может быть обнаружен лед. Выставление на бак впередсмотрящего диктуется тем обстоятельством, что иногда лед можно быстрее обнаружить при наблюдении не с высоты мостика, а с палубы. Наблюдая темную воду под малым углом зрения, впередсмотрящий может лучше усмотреть светлый отблеск льда впереди судна.