И мочевыделительной системы
Цели занятия:
- систематизировать и углубить знания по данной теме;
- обобщить знания по лечению и уходу за пациентами с патологией пищеварительной и мочевыделительной системы.
студент должен знать:
-причины, клинические проявления, методы диагностики проблем больного ребенка, организацию и оказание сестринской помощи детям с заболеваниями пищеванительной и мочевыделительной системы;
-пути введения лекарственных препаратов ребенку;
-виды реабилитации детей после перенесенных заболеваний.
Студент должен уметь:
-готовить больного ребенка к диагностическим исследованиям,
-планировать сестринский уход при различных заболеваниях у детей.
Результатом работы с данным разделом должно явиться овладение профессиональными и общими компетенциями:
ПК 1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Основная литература:
- Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 380 с. (Серия «Среднее профессиональное образование»), стр. 128 – 154.
Дополнительная литература:
- Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии в 2-х ч. ч. I,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севостьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»).
- Медицинский энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. В.И.Бородулина – М.: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов: в 3-х томах [Текст]/ гл.ред. Б.В.Петровский. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – 464 с.
Ход работы:
1. Работа с понятиями: найдите обозначение терминов в словаре, запишите в тетрадь (приложение 1).
2. Дайте ответы на вопросы для самоконтроля:
2.1. Каковы причины развития поражения органов пищеварения?
2.2.Перечислите клинические проявления хронического гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни?
2.3. Перечислите проблемы пациентов с заболеваниями органов пищеварения.
2.4.Рассажите о принципах лечения, диетотерапии хронического гастродуоденита, язвенной болезни?
2.4.Как осуществляется профилактика заболеваний пищеварительной системы?
2.5.Перечислите клинические проявления стоматитов, проблемы пациентов?
2.6.Как осуществляется лечение и уход за детьми со стоматитом?
2.7.Каковы причины развития заболеваний почек?
2.8.Перечислите клинические проявления пиелонефрита?
2.9.Как осуществляется лечение и уход при пиелонефрите?
2.10.В чем суть профилактики пиелонефрита?
2.11.Назовите причины гломерулонефрита?
2.12.Назовите клинические проявления и проблемы пациента при гломерулонефрите?
2.12.Как осуществляется уход при гломерулонефрите?
3. Решите тестовые задания, сравните с эталоном ответа (приложение 2).
4. Решите ситуационную задачу (приложение 3), сравните с эталоном ответа.
5. Решите ситуационную задачу самостоятельно (по выбору) по аналогии (приложение 4).
.6.Вопросы, выносимые на экзамен:
6.1.Стоматиты- причины, виды, клинические проявления, лечение, уход, профилактика.
6.2.Острый гастрит- причины, клинические проявления, лечение, уход, профилактика.
6.3.Хронический гастродуоденит- причины, клиника, лечение, уход, профилактика.
6.4.Язвенная болезнь- причины, клиника, лечение, уход, профилактика.
6.5. Пиелонефрит- причины, клиника, лечение, уход, профилактика.
6.6.Гломерулонефрит- причины, клиника, лечение, уход, профилактика.
Приложение 1
Термины
1. Диспепсия.
2. Дискинезия.
3. Отрыжка.
4. Изжога.
5. Рефлюкс.
6. Рвота.
7. Тошнота.
8. Метеоризм.
9. Понос.
10. Иррадиация.
11. Дисфония.
12. Анорексия.
13. Запор.
14. Дизурия.
15. Диурез.
16. Полиурия.
17. Олигурия.
18. Анурия.
19. Никтурия.
20. Изостенурия.
21. Странгурия.
22. Поллакиурия.
23. Гипостенурия.
24. Гиперстенурия.
25. Панкреатит.
26. Пиурия.
27. Гематурия.
28. Бактериурия.
29. Оксалурия.
30. Цилиндрурия.
31. Энурез.
Приложение 2
Тестовые задания
1. Боли в пояснице, учащенное, болезненное мочеиспускание – эти симптомы характерны для: (выберите один ответ)
а) пиелонефрита. б) гломерулонефрита,
в) цистита, г) лейкоза,
2. Антацидные препараты: (выберите один ответ)
а) снимают спастические боли; б) повышают секрецию желез желудка;
в) снижают секрецию желудочного сока; г) снижают кислотность желудочного сока.
3. Главный метод профилактики обострения хронического гастрита: (выберите один ответ)
а) диетотерапия; б) обследование 2 раза в год;
в) санаторно-курортное лечение; г) массаж, закаливание.
4. Антацидные препараты даются пациенту: (выберите один ответ)
а) до еды; б) после еды; в) во время еды; г) при сильных болях.
5. Диета для пациента с обострением хронического гастрита № (дописать)
6. Диета при заболеваниях почек № (дописать)
7. При язвенной болезни 12 п.к. боли возникают: (выберите один ответ)
а) во время еды; б) сразу после еды; в) «голодные» боли;
г) независимо от приема пищи.
8. При обострении хронического гастрита боли возникают: (выберите несколько ответов)
а) во время еды; б) сразу после еды; в) «голодные» боли;
г) независимо от приема пищи.
9. Возбудителем стоматита является: (выберите несколько ответов)
а) вирусы; б) бактерии; в) грибы; г) амебы.
10. Возбудителем молочницы является: (выберите один ответ)
а) вирусы; б) бактерии; в) стафилококк; г) грибки.
11. Афтозный стоматит чаще все возникает в результате: (выберите несколько ответов)
а) нарушения режима вскармливания; б) врожденной аномалии ротовой полости;
в) нарушения правила асептики; г) снижения иммунитета ребенка.
12. Причиной возникновения грибкового стоматита является: (выберите несколько ответов)
а) нарушение правил асептики; б) нарушения режима вскармливания;
в) антибиотикотерапия; г) снижение иммунитета ребенка.
13. Для какой формы стоматита характерен белый творожистый налет на языке и слизистой: (выберите несколько ответов)
а) молочницы; б) афтозного стоматита;
в) вирусного стоматита; г) грибкового стоматита.
14. Для обработки полости рта при молочнице используют: (выберите несколько ответов)
а) оксолиновую мазь; б) интерферон;
в) 3% перекись водорода; г) 2% раствор натрия гидрокарбоната.
15. Особенности питания при стоматите: (выберите несколько ответов)
а) жидкая и полужидкая пища; б) кислые соки;
в) теплая пища; г) кормить часто, малыми порциями; д) кормление через зонд; е) вводить твердую пищу.
16. При остром пиелонефрите поражаются: (выберите один ответ)
а) чашечки, лоханки; б) клубочки; в) мочеточники;
г) уретра; д) все вышеперечисленное верно.
17. Лабораторный критерий гломерулонефрита :(выберите один ответ):
а) пиурия; б) гематурия; в) цилиндрурия; г) энурез.
18. При гломерулонефрите в острый период ребенку необходима диета: (выберите один ответ)
а) с исключением жирной и жареной пищи; б) протертый стол;
в) бессолевая диета; г) с увеличением растительной клетчатки.
19. Патологический процесс при гломерулонефрите вызывается: (выберите один ответ)
а) пневмококком; б) кишечной палочкой;
в) b-гемолитическим стрептококком группы А; г) протеем.
20. Возбудителем пиелонефрита является: (выберите один ответ)
а) кишечная палочка; б) пневмококк; в) вирусы;
г) все вышеперечисленное верно.
21. Визуальные изменения мочи при пиелонефрите: (выберите один ответ)
а) соломенно-желтая; б) цвета «темного пива»; в) мутная с хлопьями;
г) красного цвета; д) бесцветная прозрачная.
22. Визуальные изменения мочи при гломерулонефрите: (выберите один ответ)
а) соломенно-желтая; б) цвета «темного пива»; в) мутная с хлопьями;
г) цвета «мясных помоев»; д) бесцветная прозрачная.
23. Количество выпиваемой жидкости при пиелонефрите должно: (выберите один ответ)
а) увеличиваться; б) уменьшаться;
в) соответствовать количеству выделенной мочи; г) произвольное.
24. Среднюю порцию мочи собирают для исследования по методу: (выберите один ответ)
а) Амбурже; б) Нечипоренко; в) Зимницкому;
г) Аддис-Каковскому; д) Реберга.
25. Метод лабораторной диагностики при пиелонефрите: (выберите несколько ответов)
а) анализ мочи на диастазу; б) анализ мочи на уробилин;
в) анализ мочи по Нечипоренко; г) бактериологическое исследование мочи.
26. Подмыть ребенка необходимо перед взятием мочи на исследование: выберите один ответ)
а) общий анализ мочи; б) по Зимницкому; в) анализ мочи на сахар ;
г) по Нечипоренко; д) по Аддис-Каковскому.
27. Лабораторные изменения мочи при пиелонефрите: (выберите несколько ответов)
а) цилиндрурия; б) желчные пигменты; в) пиурия;
г) глюкозурия; д) протеинурия; е) гематурия.
28. При гломерулонефрите отеки чаще локализуются: (выберите один ответ)
а) на лице; б) на пояснице; в) на голенях; г) асцит.
29. Какие необходимо провести исследования для определения скрытых отеков: (дописать)
а) б) в)
30. Назовите мочегонный препарат: (выберите несколько ответов)
а) дибазол; б) папаверин; в) фуросемид; г) маннитол.
Эталон ответов
1. а | 11. г | 21. в |
2. г | 12. в | 22. г |
3. а | 13. а | 23. а |
4. а | 14. г | 24. б |
5. 1 | 15. а, в, г | 25. в, г |
6. 5 | 16. а | 26. а, г |
7. в | 17. б, в | 27. в |
8. б | 18. в | 28. а |
9. а, б, в | 19. в | 29. а) ежедневное взвешивание; б) определение водного баланса; в) проба Мак-Клюра-Олдрича |
10. г | 20. г | 30. в, г |
Приложение 3
Ситуационная задача
В стационар поступает мальчик 12 лет с жалобами на боли в подложечной области после еды, тошноту, рвоту, отрыжку кислым. Боли усиливаются после жирной, жареной пищи. Аппетит снижен. Похудел. Болен в течение 2-х месяцев.
При обследовании выявлено: состояние мальчика удовлетворительное. Настроение подавленное. Пониженного питания. Кожа бледная, сухая, подкожно-жировая клетчатка отсутствует на руках, животе. Язык обложен белым налетом, неприятный запах изо рта. Живот при пальпации болезненный в эпигастрии. ЧСС – 90 в мин. Стул ежедневно, часто разжижен.
Диагноз: хронический гастрит.
Задание:
1. Выявить нарушение потребностей.
2. Выявить проблемы пациента, приоритеты.
3. Составить план ухода с мотивацией.
Эталон ответа
1. Нарушены потребности:
- принимать пищу;
- быть здоровым;
- общаться.
2. Проблемы пациента:
- боли в животе после приема пищи;
- тошнота, рвота;
- снижение аппетита;
- подавленное настроение.
Приоритетная:
- боли в животе.
3. Цели ухода -
- долгосрочная: боли в эпигастрии больше не будут беспокоить пациента, даже после нарушения диеты;
- краткосрочная: боли в эпигастрии у ребенка исчезнут в течение недели.
4. План ухода.
№ | План действий | Мотивация |
1. | Информировать пациента и его родителей о заболевании. | Обеспечить право пациента на информацию. |
2. | Организовать щадящую диету (механически, термически, химически щадящую). | Уменьшение раздражения слизистой желудка. |
3. | Обеспечить 4-5 разовое питание малыми порциями. | Дробное питание менее нагружает ЖКТ и обеспечивает защиту слизистой желудка. |
4. | Организовать режим дня и следить за его соблюдением. | Будет так же соблюдаться режим питания. Режим дня исключает перегрузки ребенка, которые могут спровоцировать усиление болей или обострение процесса. |
5. | Следить за эмоциональным состоянием (провести беседу о заболевании), познакомить с соседями по палате, отвести в игровую комнату, занять играми. | Стресс от госпитализации может усугубить состояние, усилить боли. |
Приложение 4
Задача № 1
В стационар поступает девочка 14 лет с жалобами на «голодные» боли в эпигастрии, тошноту, отрыжку кислым, изжогу, снижение аппетита, похудание.
При обследовании: состояние удовлетворительное, сознание ясное, настроение подавленное, общается неохотно, плохо отвечает на вопросы. Кожа чистая, бледная, сухая, слизистая сухая, белый налет на языке, неприятный запах изо рта. Живот при пальпации болезненный в эпигастрии, левом подреберье. Запоры по 3-4 дня.
DS: Хронический гастродуоденит.
Задание:
1. Выявить нарушения потребностей.
2. Выявить проблемы пациента (приоритеты).
3. Поставить цели.
4. Составить план ухода с мотивацией.
Задача № 2
В стационар поступает мальчик 11 лет с DS: острый гломерулонефрит. Жалобы на головную боль, слабость, появление отеков на лице, под глазами, снижение аппетита, моча красного цвета.
При обследовании: состояние средней тяжести, самочувствие нарушено, аппетит снижен. Кожа бледная, отеки под глазами, на лице, АД повышено 140/100, при пальпации боли в пояснице, положительный симптом Пастернацкого. Моча красная, цвета «мясных помоев», редкие мочеиспускания.
Задание:
1. Выявить нарушения потребностей.
2. Выявить проблемы пациента (приоритеты).
3. Поставить цели.
4. Составить план ухода с мотивацией.
Задача № 3
В стационар поступает девочка 6 лет с жалобами на частые мочеиспускания, болезненные, помутнение мочи, повышение температуры до 38,60С, головную боль, тошноту, рвоту.
При осмотре выявлено: состояние средней тяжести, беспокоится, плачет. Кожа бледная, сухая, горячая на ощупь, слизистые сухие. Подкожная клетчатка развита слабо. При пальпации болезненность в поясничной области и животе. Моча мутная.
DS: острый пиелонефрит.
Задание:
1. Выявить нарушения потребностей.
2. Выявить проблемы пациента: приоритеты, потенциальные.
3. Составить план ухода с мотивацией.
Тема 5. Планирование сестринского ухода при заболеваниях эндокринной системы