Библиотечная система России
Публичные библиотеки России - наиболее распространенный демократический институт современного общества. Они наиболее приближены к местам проживания граждан в городах и на селе и наиболее доступны. В эти библиотеки приходят взрослые и дети, люди высокообразованные и те, кто только приобщается к миру знаний, удачливые бизнесмены и социально незащищенные люди, инвалиды и пожилые, представители коренных этносов и малочисленных народов.
Проходят годы, десятилетия, меняются правительства, даже социальные системы, а внимание к библиотекам одинаковое: финансирование по остаточному принципу, а не инвестиции в будущее. В библиотечном обслуживании читателей мы отстаем от мирового уровня минимум на два десятилетия. Читатели многих зарубежных стран, в том числе и проживающие в провинции получают через систему Интернет, электронную почту любую информацию об изданиях не только своих стран, но и других государств. Из всей совокупной издательской продукции, выпускаемой в России, в научную библиотеку в год поступает 10 – 30%.
Жители отдаленных районов имеют доступ всего 5% из них, не говоря уже о том, что читатели лишены возможности знакомиться с литературой издающейся в мире. Пользователи библиотек не имеют доступа к информации, накопленной в других библиотеках и информационных центрах. Работы в сфере телекоммуникационных технологий во многих регионах не ведутся из-за неудовлетворительного финансирования текущей деятельности библиотек (средства выдаются только на заработную плату).
Министерство культуры ставило своей целью – заинтересовать работников библиотек, научить работать с новыми технологиями. Но развитие без продолжения финансирования со стороны министерства приостановилось.
Нарушается конституционное право на свободный и неограниченный доступ к информации. Законодательная власть должна учитывать такие обстоятельства и понимать, что финансирование культуры по остаточному принципу делает невозможным реализацию социокультурных программ на местах. Нельзя не обратить внимание на одну из наболевших проблем – оплату труда библиотекарей.
В последнее десятилетие и в профессиональных кругах, и в общественном мнении доминируют два противоположных тезиса о происходящем в библиотеках:
− тезис первый - библиотеки в России гибнут.
− тезис второй - библиотеки в России активно развиваются.
В массовой и профессиональной печати можно услышать и прочитать множество доказательств в защиту каждого из них.
Развитие библиотечного дела и библиотечного обслуживания в России в 2008 году отмечено серьезными противоречиями – несомненными достижениями на одних направлениях и потерями на других, активизацией одних библиотек и затуханием других. Но ведь это не только в библиотеках – все в России до предела противоречиво.
Наши библиотеки существуют именно в такой крайне неоднородной, ни на кого не похожей стране и отражают происходящее в ней. Закономерно, что у нас есть библиотеки мощные, активно развивающиеся, и библиотеки слабые, умирающие, не отвечающие никаким, даже самым заниженным, требованиям.
В последние годы мы все стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, развитии местного самоуправления, рыночной экономики, формировании глобального информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения одновременно и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне. Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников, поскольку обе эти задачи вбирают в себя почти все остальные. Библиотекаря же теперь все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом. Входящая в третье тысячелетие современная библиотека – это уже не только книгохранилище, но и своеобразный «электронный архив». Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных ее носителях, и в электронном виде.
Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным и мировым информационным сетям и банкам данных. Меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами.
Ситуация в России для развития библиотек складывается практически одинаково. Как сказано, было выше, существуют библиотеки, которые пытаются найти выход из создавшегося положения и, не смотря ни на что, выполнять задачи стоящие перед библиотеками и развивать основные направления библиотечной деятельности внутри своей системы.
Как было отмечено ранее, в последние годы публичные библиотеки переживают период обновления, стремительно меняют облик, приобретают опыт корпоративного и глобального взаимодействия в информационном пространстве, становятся центрами культуры. Их деятельность благотворно влияет на духовную жизнь общества, способствуя просвещению и приобщению граждан к творчеству, сохранению лучших культурных традиций России.
Важную интеграционную функцию выполняет Секция публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации. Она способствует укреплению профессиональных связей, поддерживает инициативы, направленные на развитие библиотек. Разработка и принятие “Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки” при содействии РБА стала результатом усилий профессионального сообщества России. Этот важный документ вобрал в себя богатую практику отечественных библиотек и основные принципы деятельности зарубежных библиотек, получившие в свое время обобщение в “Манифесте ЮНЕСКО о публичной библиотеке” (1994).