Освоение опыта самостоятельного проектирования на ступени основной школы
Общеизвестным является тот факт, что подростковый возраст – самый проблемный в школьной жизни. Его считают наиболее трудным для школьного образования в плане «прямого формирования», что зачастую приводит к снижению успеваемости, а иногда к откровенному противодействию подростков учителям и школьным правилам. В чем же причины таких явлений?
К сожалению, до настоящего времени классно-урочная модель обучения на разных ступенях отличается весьма незначительно. Однако многочисленными психолого-педагогическими исследованиями подтверждается тот факт, что с возрастом изменяется мотивация образовательной деятельности: ученик пятого, шестого и, тем более восьмого класса, существенно отличается от ученика начальной школы не только по росту, а, в первую очередь, по своему мироощущению, которое определяет мотивы деятельности.
Постараемся ответить на вопрос, каковы же источники мотивации в подростковом возрасте?
Ведущая деятельность подростков описывается по-разному и определяется неодинаково – как интимно-личностное общение, как общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Но практически все сходятся в признании того, что стержнем возраста является становление идентичности, то есть становление собственного целостного «Я». Независимо от различных научных подходов к трактовке становления идентичности общим является признание роли процесса самоопределения для понимания содержания подросткового возраста.
Родоначальник теории социопсихоанализа Э. Эриксон считал подростковый период «нормативным кризисом идентичности» - периодом наиболее интенсивных поисков собственной целостности и тождественности. Самоидентификации («Я – школьник», «Я – сын» и др.» подвергаются пересмотру и критике, строится новое целостное «Я». В развитии мышления по Ж. Пиаже, в подростковом возрасте появляется способность проецировать себя в будущее, отличать реальное (настоящее) от возможного и думать, как могло бы быть.
Таким образом, подростки, так же как и первоклассники, учатся различать желаемое и действительное. Однако их мыслительная деятельность уже отличается следующими признаками:
· интероспективным мышлением (мыслью о мысли);
· абстрактным мышлением (выходом за граница реального к возможному);
· логическим мышлением (способностью учитывать все значимые факты и идеи и делать из них значимые выводы, т.е. способностью устанавливать причинно-следственные связи);
· гипотетическим мышлением (способностью формулировать гипотезы и их доказательство с учетом многих переменных).
Подросток – это человек, который строит связь между своим действием и полем возможностей, то есть позиционирует себя в мире. Свое собственное (место, позицию, мнение, внешний вид) подростки считают наиболее значимым, действуя из предположения о собственной исключительности и заинтересованности окружающих в своих действиях и поступках.
Одна из важнейших задач, вязанная с мотивацией образовательной деятельности в основной школе – предоставить подростку возможность самоидентификации, самостроительства в пространстве учебных действий, в образовательном пространстве школы. Мотивированное обучение в основной школе должно учитывать логику построения собственного «Я».
Подростковая мотивация развивается в ситуации, характеризующейся следующими чертами:
· она потенциально позволяет осуществить много разных действий;
· она содержит «экран», на котором сам действующий видит, как действие связывается с изменением ситуации;
· в ней отсутствует эталонное, данное изначально, «правильное» действие с заранее заданным эталонным результатом.
Особо следует отметить важность взаимосвязи действия с результатом, что и составляет суть проектной деятельности.
Таким образом, трудность подросткового возраста связана с тем, что в традиционном обучении задача приобретения знаний, умений и навыков не соответствует задаче развития самого подростка. Образование в большей степени озабочено тем, с каким багажом знаний выпускник покинет школу (станет взрослым) и в меньшей степени самоценностью его собственного развития (взросления).
Проектная деятельность в основной школе позволяет, хотя бы частично, разрешить это противоречие: важно не только стать взрослым, но и взрослеть.
Содержанием развития подростка является экспериментирование на любом материале. Если учебный материал не дает возможностей для пробы собственных сил¸ подросток начинает искать этот материал в реальной жизни. Таким образом, грамотная организация процесса обучения не только решает образовательные задачи, но также является основой профилактики различных форм асоциального поведения подростка.
Среди критериев отбора учебного материала в основной школеотметим следующие:
§ материал отбирается с ориентацией на возможность его анализа, экспериментирования с ним, предложения собственных точек зрения;
§ важной составляющей являются задания по организации собственного эксперимента, анализа, обдумывания;
§ представлять материал предпочтительно в таких формах, которые оставляют свободу действий;
§ необходимо обеспечить максимальную возможность обсуждения, высказывания собственной позиции;
§ по возможности обеспечить пригодность к осуществлению свободных, нерегламентированных действий с материалом и экспериментированию (например, естественно-научный цикл);
§ предоставлять возможность высказывать собственную точку зрения на понимание общественных проблем, выхода из ситуаций проблемного характера (гуманитарный цикл);
§ предлагать использовать предметные знания и способы действия в различных видах деятельности.
Таким образом, важной составляющей образовательной работы может являться разработка тематики проектов, при выполнении которых учащиеся используют предметный материал, изучаемый на уроках.
Учитывая тот факт, что основная школа – самый длительный период обучения (пять лет), представим краткую характеристику особенностей поэтапного развития проектной деятельности на ступени основной школы.
Ø На этапе 5-7 классов учащиеся впервые по-настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора. Постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. Это этап пробы себя в ситуации свободного действия. Оценка проектной деятельности здесь носит скорее иллюстративный характер. О формировании ответственного проектного действия говорить еще рано. Главный образовательный результат – умение различать виды работ и виды ответственности за них (именно различать, но еще не реализовывать ответственность).
Ø На этапе 8-9-х классов учащиеся приобретают необходимые навыки – планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и т.п. поскольку к окончанию 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный проект – профиль продолжения образования – мера ответственности за собственную работу возрастает.
Основная школа – это ступень образования, на которой проектная деятельность учащихся оформляется в самостоятельную, представляет альтернативный вариант обычных уроков и может продуктивно использоваться во внеклассной работе. Учащиеся основной школы самостоятельно осваивают основные этапы проектной деятельности: определяют проблему, формулируют цели, реализуют проект, представляют его и анализируют результат. В предпрофильной подготовке и профильном обучении проектирование рассматривается как один из основных видов познавательной деятельности.