Открытость пр - структуры минфина рф
Информация, представляемая Минфином общественности, практически всегда носит официальный характер. Если информация, источником которой является Министерство, неправильная или неточная, приходится делать официальные опровержения. Более того, каждое слово Минфина отражается на фондовом рынке.
Например, был объявлен тендер на обслуживании банковскими структурами счетов Государственного Таможенного Комитета. После заседания специальной комиссии был выработан предварительный проект, в который входило определенное число банков. Журналисты обратились к начальнику Управления по связям с государственными и общественными организациями Минфина с целью уточнить имеющуюся у них информацию по поводу банков, входящих в будущую систему обслуживания счетов ГТК. Примерный состав банков был известен журналистам, но начальник Управления не подтвердил его в связи тем, что были возможны изменения состава участников, до тех пор, пока Правительство не подпишет соответствующее распоряжение представители Министерства не имеют право разглашать результаты заседаний комиссий, так как любое слово, сказанное руководством Минфина, считается официальным источником. В результате после утверждения проекта три банка были вычеркнуты из списка участников. Если бы список был подтвержден до подписания Правительством, необходимо было бы делать опровержения, которые всегда негативно сказываются на имидже Министерства.
Одной их основных является проблема, связанная с утечкой информации, касающейся готовящихся законопроектов, проектов бюджета, которая в дальнейшем опубликовывается в средствах массовой информации с комментариями "специалистов". К примеру, "Независимая газета" представила своим читателям сенсацию: проект бюджет с критикой в его адрес. Но в реальности готовится более десяти проектов бюджета, учитывающие различные форс-мажорные обстоятельства, такие как война, неурожайный год, невыдача кредитов и пр., и поэтому нельзя оценивать работу Минфина с точки зрения лишь одного неокончательного и не принятого в установленном законодательном порядке проекта бюджета.
Вопрос об аккредитации журналистов в Министерстве финансов остается открытым, что связано с необходимостью не предоставления информации СМИ до приобретения ею статуса официальной, ограждения специалистов от журналистов, которые просьбами прокомментировать то или иное решение, законопроект отвлекают от работы, что отразится на качестве работы и профессионализме сотрудников. Также многие документы и материалы, носящие конфидициальный характер, хранятся в открытых местах, что делает их легко доступными для репортеров.
Имидж Министерства
Управление занимается формированием имиджа Минфина как открытой для общества и успешно функционирующей структуры, деятельность которой направлена на развитие современной российской финансовой действительности, с целью реализации целей, поставленных перед Министерством финансов РФ. Управление поддерживает имидж Министерства при возможных неудачах на международном и общероссийском уровнях или внутренних конфликтах.
Средством поддержания и улучшения имиджа Минфина является предоставление точной, полной информации в установленные сроки. В ответе на запрос депутата всегда используется вежливая форма, сообщаются все доступные на данный момент сведения: кто занимается конкретным вопросом, на какой стадии находится его разрешение; если вопрос не входит в компетенцию органа, которому депутат направляет запрос, предоставляют координаты, куда следует обратиться.
Для информирования общественности Минфин использует собственный Web-Федеральный бюджетсайт в Интернете (www.minfin.ru). На Web-сайте публикуется различная аналитическая информация, обзоры, проекты законопроектов и статьи на финансовую тематику.
Web-сайт Министерства финансов РФ включает в себя следующие тематические разделы:
• Организационная структура Министерства финансов РФ
• Официальная информация (на русском и английском языках)
• Налоговый кодекс РФ (проект)
• Отчетность об исполнении Федерального бюджета РФ
• Макроэкономика (на русском и английском языках)
• Выпуск ценных бумаг
• Внешние облигационные займы РФ
• Финансовые взаимоотношения с регионами
• Гохран России
• Нормативная и правовая информация. Справочные материалы.
• Информационные системы Минфина (для доступа требуется знание пароля).
В совокупности с другими технологиями и способами взаимодействия с общественностью Web-сайт способствует решению такой сложной задачи как информирование аудитории. Web-сайт в настоящее время является не просто модным атрибутом современной организации, это ее электронное подразделение, выполняющее определенные функции, направленные на формирование и улучшение имиджа структуры, увеличение эффективности интеракций с общественностью. Но только комплексный подход к использованию Интернет технологий в государственной сфере позволит достичь реальной эффективности от подобного инструмента.
Именно поэтому следующим этапом использования Интернета Министерством должно стать внедрение технологии "электронной обратной связи", что означает двухстороннее взаимодействие с целевыми аудиториями посредством Интернета. Это позволит отслеживать реакцию общественности на деятельность Министерства, изучать целевую аудиторию, ее потребности, анализировать предлагаемые рекомендации, реализовывать новые проекты. Основное преимущество Интернета - невысокие финансовые затраты в совокупности с достаточно высокой эффективностью, что для бюджетной организации является основополагающим критерием в выборе ПР - инструмента.
В Минфине существуют 2 основных и постоянных экономических понятия, вокруг которых формируются информационные поводы: бюджет и налоги. Данные информационные поводы всегда вызывают интерес общественности без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Информационная поддержка, базирующаяся на этих проблемных вопросах, способствует реализации следующих задач, поставленных перед Министерством финансов РФ:
- реализации стратегических направлений единой государственной финансовой политики
- исполнению федерального бюджета
- обеспечению устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны
- осуществлению финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
В рамках этой проблематики обсуждаются необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской деятельности в стране, способствующих увеличению национального дохода и поступлений в бюджет, определяются потребности в государственных финансовых централизованных ресурсах. Открытое обсуждение бюджетных вопросов способствует обеспечению рационального использования федерального бюджета, финансового исполнения государственных внебюджетных фондов, осуществлению корректировки бюджетных назначений, осуществлению контроля за исполнением бюджетов. Предоставление целевым аудиториям предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системе позволяет выяснить общественный диссонанс.
Выделяется три целевые аудитории, с которыми взаимодействует ПР - структура Минфина.
1. Средства массовой информации. СМИ формирует общественное мнение по вопросам, касающимся деятельности Минфина.
2. Федеральное Собрание РФ. Происходит непосредственное контактирование с группами, осуществляющими законодательную деятельность в государстве в сфере финансовой политики.
3. Корпоративные группы, группы интересов, лобби. Данные группы оказывают непосредственное влияние как на СМИ, так и на соответствующие структуры в законодательных органах власти.
Особенности коммуникативных моделей в PR-деятельностирегиональных органов законодательной власти России[8]
В.А. Барежев,
профессор кафедры связей с общественностью и массовых коммуникаций СПбГИЭУ,
Волков А.П.,
начальник сектора по связям с общественными объединениями Аппарата Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Обращение к проблематике коммуникативных моделей в связях с общественностью (PR) лишь на первый взгляд носит умозрительный и сугубо теоретический характер. В действительности это вопрос практический и прагматический. Эвристическое значение анализа теоретических моделей помогает, на наш взгляд, понять разнообразие сегодняшней коммуникативной практики, оценить ее состояние и выйти на оптимальный вариант. Ведь адекватная теоретическая модель объекта (явления, процесса) – это наглядное воплощение его существенных характеристик, значимых связей, возможных состояний. Такая модель обладает не только объяснительной, но и предсказательной силой, т.е. позволяет понять и объяснить происходящее моделируемого оригинала, а также предсказать его возможное состояние и поведение. Поэтому мы имеем возможность своевременно оценить, проконтролировать и оптимизировать свою работу. Этим, очевидно, и объясняется то заметное место в научном дискурсе по вопросам теории и практики связей с общественностью (PR) проблематики моделей PR-коммуникации[9].
Широкое признание среди специалистов и применение в исследовательской практике получила концепция четырех исторических моделей PR-коммуникации в сфере бизнеса, разработанная американскими специалистами Дж. Грюнигом и Т. Хантом. Так, например, опираясь на данную концепцию, уже была предпринята интересная попытка проанализировать использование коммуникативных моделей в деятельности законодательной (представительной) власти российских регионов[10]. В настоящей работе размышления на эту тему, но на другом эмпирическом материале и в сравнительно-исторической плоскости, будут продолжены.