Краткий экскурс в историю развития карикатуры как системы
“Слово есть сформулированная мысль”, - говорят психологи. “Слово есть высказанная мысль”, - произносят вслед за ними лингвисты. Но верное ли оно, слово? “Мысль изреченная есть ложь”, - именно так и никак иначе сформулировал свою позицию Ф.И.Тютчев в одном из своих стихов.
“Но как же так, - скажете вы,- неужели человечество за столько лет существования не нашло средств адекватного выражения собственных мыслей?” Трудно дать надежный ответ. Однако…
«За тысячи лет,- пишет Р.Тумановский, - сказано так много слов, что начинаешь завидовать карикатуристам, которые научились выражать свои мысли «без слов» [20]. Впрочем, не только карикатуристы (и даже – не они первыми) догадались мыслить таким образом. Абстрактное мышление – один из характерных признаков нашего интеллектуального времени и оно все шире используется в науке и всех видах искусства. Если беспристрастно проанализировать, какие области знания вышли в наше время на передовые рубежи, то нельзя не придти к единственному выводу: успешнее всех движутся вперед те, кто в “технологии мышления” шире использует абстрактные категории. Карикатуристы – не исключение. Но так было не всегда.
Если перенестись на 130-150 лет назад в Англию, Францию, другие страны Европы, в том числе и Россию, то можно отметить появление юмористических журналов. Их было великое множество, они пользовались огромной популярностью и били рекорды по тиражам. Но если сейчас, “отряхивая пыль времен”, с благоговением взять в руки эти пожелтевшие патриархи отечественной и мировой юмористики, нас поразит примитивность юмористических концепций карикатуристов того времени. Карикатура (даже самая прекрасная по оценкам современников) выглядела так: маловыразительная картинка сопровождалась длиннющей подписью, где читателю на редкость скучно, почти без тени юмора разжевывали содержание рисунка.
Немецкий философ и эстетик И.Кант считал, что смех вызывается неожиданно обнаруженным противоречием. Он писал: “Смех есть эффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто!” Философ был прав, указывая на неожиданность смеховой реакции как на существенный признак комического. Известно, что самый остроумный анекдот, услышанный во второй и третий раз, зачастую уже не вызывает смеха. Поэтому в ХХ веке уже непонятны многие вещи, привязанные к реалиям ушедшей эпохи. Так, при взгляде на триптих Иеронима Босха “Воз сена”, где изображен стог, вокруг которого копошатся различные люди и монстры, немногие сегодня понимают, что речь идет о погоне за наживой. Оказывается, в средневековой Голландии бытовала пословица “Мир – это стог сена, и каждый берет из него то, что удастся ухватить”.
Если трагическое, - пишет Е.С.Громов [21], трактует своих героев и среду в сравнительно обобщенном, а порой даже в абстрагированном виде, то комическое обычно с головой погружено в атмосферу своего времени, в его частности и подробности. Сегодня даже к пьесе А.С.Грибоедова “Горе от ума” нужны литературные комментарии, иначе она плохо воспринимается. Однако эти комментарии и глушат комический эффект. Он становится больше умственным, чем непосредственно эмоциональным.
Вдумчивый читатель спросит: ”Если юмористические журналы были так популярны, то, значит, тогдашних читателей вполне устраивал тот уровень карикатуры?”. Конечно, устраивал, - ответим мы. По тем временам это был высший уровень и мы не вправе оценивать нынешними мерками карикатуру прошедших лет.
Полезно напомнить, из чего и как возникла карикатура. В конце ХVIII и начале ХIХ века европейское книгоиздание охватил восторг иллюстрирования. Оставляя а стороне спорный вопрос о том, что было причиной, а что следствием (то ли иллюстрирование породило новую технику изготовления печатной формы, то ли эта новая техника позволила иллюстрациям широко выйти на книжные страницы – истина здесь состоит, видимо, в дуализме, взаимодополнительности этих начал), мы лишь констатируем, что к середине ХIХ века стало просто-таки неприличным выпускать беллетристику без иллюстраций. И, как принято говорить в наши дни, “на границе” между иллюстрацией и текстом возникла карикатура – рисунок, преподносящий какое-либо событие, факт, происшествие, явление в комическом, ироническом или сатирическом толковании. Анализируя этот факт с позиций законов развития систем (ЗРС) [7], нетрудно обнаружить в нем проявление закономерности развертывания системы “книга”, состоящее в увеличении количества и повышения уровня выполнения внешних функций (в первую очередь дополнительных) за счет новых подсистем (карикатуры). Возникнув из иллюстрации, карикатура поначалу вообще не мыслилась без текстовых (причем подробных) сопроводительных пояснений. Для карикатуристов тех времен это была “та же самая иллюстрация”, и ее строили “по тем же канонам”. Неразвитость новых подсистем вполне естественна с позиций ЗРС.
Так, карикатура начала свой путь, который на первых порах прокладывали “чистые” иллюстраторы, работавшие то для книги, то для юмористического журнала, но мыслившие традиционными категориями. Но как всякое ответвление в искусстве, карикатура постепенно обрела своих мастеров. А узкая специализация, как водится, породила поиски и привела к находкам. Главнейшая из них – постепенное сокращение, а затем и полное изживание подрисуночной подписи. Мастера карикатуры, углубляясь в жанр, уловили автономность карикатуры, поняли, что текст ограничивает возможности жанра, сужает юмористическую выразительность. Комментируя это с позиций ЗРС, отметим, что речь идет об обнаружении жесткости связей подсистем (карикатура – текст) и переходе к их ослаблению за счет придания полноты частей системы карикатуре. Действительно, наиболее серьезные крикатуристы стремились перенести смысловую нагрузку на рисунок, так что карикатура обретала все больше самостоятельного смысла и содержания, не только освобождаясь от текста, но и понемногу абстрагируясь от него. Ослабление (обрыв) связи карикатуры и текста привело к появлению известной информационной неопределенности, которая отклоняет созерцающего от равновесного состояния и, чтобы выйти из него (сохранить себя!), каждый созерцающий “достраивает” последний до целостности в соответствии со своими стереотипами. В искусстве эффект достройки, домысливания в зависимости от способов восприятия информации (а это обусловлено разницей психотипов людей) иногда называют “принципом Шахерезады”.
Карикатура шла к полному самовыражению. Не обремененному словом, к “очищению” от слов. Подрисуночное многословие уступило место содержательности самого рисунка. Необходимость в текстовых пояснениях постепенно отпадала, так как сам по себе рисунок все больше “переполнялся” мыслями. Карикатура начала жить своей внутренней жизнью, она несла свои мысли и “научилась” их высказывать “сама”, без “посторонней” помощи – текста. На языке ЗРС речь идет о свертывание системы (свернулась подсистема “ подрисуночная подпись”).
Перефразируя известное “писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно”, можно сказать, что в наш информационный век мыслей так много, что слова для них тесны. Современный человек может передавать свои мысли не только словом, но и музыкой, рисунком, математической формулой, архитектурными концепциями. Все это – мысли “без слов”.
Любопытно, что именно с развитием карикатуры “без слов” стала возможной широкая перепечатка карикатур одних стран в изданиях других стран ( с позиций ЗРС – это следующий этап связывания – на уровне надсистем). Возникли огромные интернациональные серии карикатур (эксплуатирующие общечеловеческие ценности, т.е. социально-выверенные стереотипы, сформированные источниками мировой культуры) типа: “необитаемый остров” (узнаете Ж.Верна, Д.Дефо и др.?), “неожиданность за углом”, “пациент на приеме”, “суфлер” и др. Более того, именно интернациональный общепонятный единый язык “без слов” (невербальный, этакое графическое Эсперанто) позволил в последние десятилетия проводить много международных конкурсов карикатур. Можно без натяжки сказать, что карикатура “без слов” активно работает на установление контактов между странами и народами.
Карикатуре как жанру очень много лет. В книге известного советского художника Б.Ефимова [22] можно увидеть карикатуры на фараона Рамзеса (ХШ в. до н.э.), папу Римского (ХIV в.), Петра Первого. Традиционными темами как зарубежной (Запада, Востока), так и отечественной карикатуры [23-26] были различные социальные и духовные стороны жизни народа.
Прототипом отечественной карикатуры был лубок. В книге Д.А.Ровинского [27], изданной сотню лет назад, самая ранняя гравюра датирована 15 веком (1423 год). Другие иллюстрации – это в основном русские лубочные картинки 17-19 вв.
Вдумчивый читатель, посмотрев на перечень тематики лубочных картинок в книге Е.П.Иванова [26], где названы направления иллюстрации (народная песня, быт и вкусы крестьян, служащих, мещан, производственные процессы, городского романс и обывательская песня, чиновничество, примитивная сатира на городские профессии, а также на кулака, купца, ростовщика, высмеивание моды, разгула, кабака, трактира, биллиардной и ресторации, отражение небылицы, выдумки, басни, исторических событий, военного быта, военного анекдота, политических настроений, царской солдатчины) непременно протянет параллель с тематикой современной карикатуры и воскликнет вслед за царем Соломоном, что, действительно, “новое – хорошо забытое старое!”