Глава 10. высотные и г еог рафическ ие особенности метеороло-
ГИЧЕСК ИХ УСЛ ОВИЙ ПОЛЕТОВ
В соответ ствии с сущ ест вующей классификацией по высоте полеты подразделяются на:
- полет ы на предельно малых высотах – до 200 м (включительно) над рельефом местности или водной поверхностью.
- полет ы на малых высотах – выше 200 м и до 1000 м (включительно) над рельефом местности или водной поверх ностью;
- полет ы на средних высотах – выше 1000 м и до 4000 м (включительно) от уровня моря;
- полет ы на больших высотах – выш е 4000 м и до 12000 м (включительно) от уровня моря;
- полет ы в страт осфере – выше 12000 м от уровня моря;
По вы сотным особенностям мет еорологических условий полет ов особого внимания заслуживают малые (предельно малые) и больш ие высот ы.
На малых высот ах производит ся взлет и посадка ВС. Условия полетов осложняются из- за низкой облачности и плохой видимости, турбулент ност и, вызывающей болт анку ВС, гроз, ш квалов, смерчей, сд вигов вет ра в приземном слое.
Метеорологические условия полетов на больших высот ах, как правило, более
б лагоприятные, чем на малых высотах. Сложные мет еорологические условия на этих высот ах могут об уславливаться вершинами кучево-дождевых облаков, сопровождающих ся сильным обледенением, болт анкой и грозами; наличием кристаллических облаков верхнего яруса, вызывающих электризацию ВС; положением тропопаузы; струйными течениями.
Полеты возд уш ных судов гражданской авиации провод ятся в т ропических и полярных областях , в горных районах , над пустынями, над больш ими водными пространствами и поб ережьями. Это определяет большое разнообразие погодных усло вий и необходимость их знания и учета при полетах в различных физико-географических и климатических зонах.
РОЛЬ ТРОПОПАУЗЫ В ПОГОДНЫХ ПРОЦЕССАХ НА БОЛ ЬШИХ ВЫСОТАХ
В тропопаузе т емпература воздуха с высот ой может : увеличиваться (слой инверсии),
оставаться постоянной (слой изотермии) или очень мед ленно понижаться, в среднем на
0,1°С…0,2°С на 100 м. Вследствие такого изменения температуры с высотой тропопауза являет ся задерживающ им слоем для процессов, происх одящих в тропосфере. Под т ропопаузой скапливаются: пыль, ды м, водяной пар, образуются облака и плотные дымки, кот орые ухудшают видимост ь. Как правило, т ропопауза является верхней границей кучево- д ождевых об лаков. Обх од грозовых облаков под тропопаузой представляет больш ую сложность, т ак как верш ины кучево-дождевых облаков раст екаются и расстояние между ними уменьш ает ся. Нередко под т ропопаузой об разуют ся конденсационные следы за самолетами. Они возникают вследствие конденсации водяного пара, выделяющ егося при сгорании авиационного топлива, и быстрого перехода капель воды в кристаллы льда (в процессе сгорания 1 кг т оплива участвует 11 кг атмосферного возд уха, в результ ате об разуется около 12 кг выхлопных газов, в том числе 1,4 кг водяного пара).
Высота тропопаузы в стандарт ной атмосфере составляет 11 км, а в реальных условиях
она непостоянна и зависит от :
1. Географической ш ироты:
- над полюсом 8…10 км;
- в умеренных широт ах 10…12 км;
- над экватором 16…18 км.
2. Времени года и суток.
3. Барических систем (в циклоне т ропопауза в среднем на 2…3 км ниже, чем в антициклоне).
4. Характ ера проходящего атмосферного фронта (при прохожд ении т еплого фронта т ропопауза повышается, при прохождении холодного фронта – понижается).
В результате неравномерного по высоте залегания тропопаузы воздушные потоки под тропопаузой резко меняют ся по направлению и скорост и движения. Это вызывает болтанку ВС. Особенно сильная болтанка при полете в зоне т ропопаузы и при ее пересечении наблюдается в тех районах, где ее наклон к плоскости горизонта – тангенс угла наклона (рис. 10.1) – составляет 1/300 и более. Пересекат ь тропопаузу в таких районах не рекомендуется. Кроме э того, болтанка в зоне тропопаузы может возникат ь за счет ее волновых колебаний.
Рис. 10.1. Определение наклона тропопаузы
В период предполет ной под готовки положение тропопаузы вдоль маршрута полета, место ее пересечения и наклон тропопаузы можно определит ь с помощью карт тропопаузы (рис. 11.8).
В полете тропопауза определяет ся по характеру изменения температуры и другим признакам, наиб олее характерными из которых являются:
- уменьшение или прекращение падения температ уры воздуха с высотой;
- изменение цвета неба на более конт растный, т емный;
- исчезновение конденсационных следов за самолет ом.