Инновации и инновационная деятельность
Как объект управления
Инновация (нововведение) в производстве– это новая продукция (товар, технология, услуга) либо иное новшество, основанные на использовании достижений науки, техники, передового опыта, которое применяется на практике и имеет экономическую и (или) социальную ценность.
Под инновационной деятельностьюпонимается процесс создания новых продуктов, технологий, услуг и их внедрения в практику.
Инновационный менеджмент представляет собой один из видов управления организацией, непосредственным объектом которого выступают инновации и инновационная деятельность.
«Инновация» – это базовое понятие инновационного менеджмента, которое ввел в научный обиход австрийский экономист Йозеф Шумпетер в 30-е гг. ХХ в. В своей книге «Теория экономического развития» он выделял пять видов инновационных изменений:
1) использование новой техники, технологических процессов;
2) внедрение продукции с новыми качествами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства;
5) появление новых рынков сбыта.
Таким образом, Й. Шумпетер понимал инновации широко, включая в них не только новые продукты и технологии, но также новые организационно-управленческие методы.
Основные виды инноваций представлены на рис. 20.2.
Помимо производственных инноваций, сегодня все чаще говорят об инновациях в системе образования (примером их может служить образовательная реформа в РФ), других социальных сферах, инновациях в политике (новые полититтехнологии) и, конечно, инновациях в управлении.
Под инновациями в управлении понимаются изменения в политике, правилах, обязанностях, административных или рутинных процессах функционирования организации.
К инновационной деятельности относятся: проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий, внедрение и распространение открытий, изобретений, «научно-технических разработок, ноу-хау», новых промышленных образцов, новых идей и иных продуктов интеллектуальной деятельности.
|
ПО СОДЕРЖАНИЮ |
ПО УРОВНЮ РАЗРАБОТКИ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ |
ПО НАЗНАЧЕНИЮ |
ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ |
|
· Усовершенствование · Дополнение · Замещение · Вытеснение |
ВИДЫ ИННОВАЦИЙ |
· Принципиально новые · Частичные · Локальные
|
ПО СФЕРАМ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ |
|
|
ПО ФАКТОРАМ ОБЩЕСТВ. ПРОИЗВОДСТВА |
На рис. 21.2. представлен полный цикл инновационной деятельности, его основные этапы.
Научные исследо- вания |
Проектные и др. разработки |
Внедрение |
Серийное и массовое производство новой продукции |
Сбыт и коммерци- ализация новой продукции |
Распростра-нение и исполь-зование инноваций |
Рисунок 21.2. Основные стадии инновационной деятельности
В роли субъектов инновационной деятельностимогут выступать физические лица (например, научные работники, изобретатели) и организации, непосредственно участвующие в создании, внедрении и распространении инноваций, в том числе: научно-исследовательские организации; инновационно-активные предприятия; промышленные предприятия, разрабатывающие и выпускающие новую продукцию; иные субъекты инновационных процессов.
К инновационно-активным относят предприятия, занимающиеся производством и выпуском инновационной продукции. В России их доля в силу экономических трудностей и отсутствия на федеральном и региональном уровнях эффективных мер государственной поддержки инновационной деятельности в настоящее время очень невелика. Она составляет менее 10 % от общего числа промышленных предприятий РФ, тогда как в развитых странах инновационную деятельность осуществляют порядка 50% предприятий.
Главным результатом инновационной деятельности являются инновации (нововведения), которые существуют в виде новой продукции (материалов, техники, иных товаров), новых технологий, использующихся в производстве и других отраслях экономики, и новых услуг (например, компьютерных, информационных и иных).
Теория и практика Вступая в Лейпциге на Международном транспортный форум «Транспорт и инновация: приводя потенциал в действие» (май 2010 г.), Министр транспорта РФ Игорь Левитин подчеркнул: «Транспорт является крупнейшим потребителем инноваций и способен вывести различные отрасли экономики на новый технологический уровень. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, а также в Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года определены конкретные задачи по инновационному развитию транспортного комплекса». Министр также отметил, что в настоящее время проводится работа по созданию российского подвижного состава нового поколения, освоен выпуск целой линейки новых локомотивов и вагонов. Широкую известность получило зафиксированное в книге рекордов Гиннеса достижение, когда газотурбовоз, разработанный ОАО РЖД, провез поезд весом 15000 тонн. Это мировой рекорд для автономных локомотивов с одной силовой установкой. Совместно с ведущими мировыми компаниями сегодня ведется разработка линейки современных локомотивов с асинхронным тяговым приводом и вагонов с улучшенными технико-экономическими показателями. При этом стоимость жизненного цикла нового подвижного состава на 15-20 % ниже, а его срок эксплуатации значительно выше. (Инновации в транспорте: Электронный ресурс: http://www.mintrans.ru) |
Уточним сущность и специфику инноваций. Основными признаками инноваций являются:
- новизна по сравнению созданной продукцией, технологиями, услугами;
- полезность и (или) социальная значимость (продукция должна быть востребованной потребителями, удовлетворять конкретные социальные потребности);
- превосходство над уже имеющейся продукцией (наличие полезных свойств, которых нет у другой продукции или услуг);
- наукоемкость (создание продукции или услуг на базе современных технологий);
- конкурентоспособность (продукция, технологии или услуги должны иметь успех на рынке, пользоваться устойчивым спросом).
Таким образом, инновация – это целенаправленное изменение, которое обеспечивает организации или иному субъекту деятельности (городу, региону, стране в целом) достижение новых позитивных экономических и (или) социальных эффектов.