Девять командных ролей
Основным моментом в формировании успешной команды яв-цяется развитие положительных характеристик человека, для того чтобы «допустимые слабости» не доминировали над индивидуальной и групповой деятельностью. Основные характеристики каждой командной роли приведены в табл. 8.1.2.
Некоторые люди в команде вообще не относятся ни к одному из этих типов, а другие могут демонстрировать характеристики двух или трех типов. Если в группе присутствует слишком много представителей одного типа, могут возникнуть трудности: наличие нескольких «организаторов» может привести к конфликту и ухудшению работы группы; слишком много «рабочих» и «завершителей», идущих в хвосте группы, могут создать довольную собой, но мало чего достигшую команду, участники которой больше внимания уделяют достижению соглашения, а не достижению результатов.
Шесть факторов наиболее сильно влияют на успешность действия команды.
1. Человек в кресле председателя. Его характеристики должны быть схожи с характеристиками «координатора», он должен занимать достаточно высокое положение в команде (но не обязательно место руководителя группы) и руководить важнейшими обсуждениями. Лидер должен установить одинаковое поощрение для всех членов
429
команды: неравное распределение наград в команде снижает ее бо евой дух и приводит к конфликтам между ее участниками, снижая тем самым их сплоченность и преданность общей цели.
430 |
Таблица 8.1,2
Продолжение табл. 8.1.2
431
Окончание табл. 8.1 f |
2. Один «генератор идей» в группе. Успешно действующей команде необходим один хороший «генератор идей»; если таких людей больше, то вероятность успеха всей команды снижается, так как они будут стремиться выискивать недостатки в идеях другого, а не развивать свои собственные.
3. Хорошее распределение интеллектуальных способностей. В команде должно быть по крайней мере два человека с высоким интеллектуальным уровнем, которые могут стимулировать друг друга. Неспособность участников команды с более низким интеллектуальным уровнем конкурировать с более умными коллегами заставит их искать альтернативные роли, в которых они могут преуспеть.
4. Разнообразие личностных характеристик, позволяющее полно охватить командные роли. Команда, которая может распределить между своими участниками большинство командных ролей, будет работать лучше, чем другие, поскольку в ней будет не только меньше трений между членами команды, но и больше шансов получить ту роль, которая, возможно, необходима каждому из них.
5. Хорошее сочетание между опытом участников команды и их обязанностями в команде. Мы склонны распределять обязанности между людьми в соответствии с их опытом. В большинстве успешно работающих команд обязанности участников вписываются в свойственные им командные роли.
6. Способность признать несбалансированность команды и корректировать ее. Команда, которая готова адаптироваться или изменять роли с целью использовать наилучшим образом свои сильные черты или компенсировать свои слабости, находится в преимущественном положении.
Важно отметить, что состав команды может варьироваться в зависимости от поставленной задачи. На ранних стадиях проек-
432
i;i, когда разрабатывается стратегия и определяются общие подходы, необходимы «генератор идей», «исследователь ресурсов» и оценщик». Хороший «координатор» будет отличным руководи-гелем команды или проекта, способным помочь упомянутым лицам работать вместе. После начала претворения идей на практике ключевая роль достанется «реализатору» вместе с «рабочим команды», 1 >собенно если возникают трудности. На данной стадии иногда роль ■организатора» становится все более важной для того, чтобы продолжить реализацию проекта, а роль «завершителя» — исключительно важной для выполнения задания должным образом. Балансирование командных ролей не столь важно для команды, осуществляющей свою деятельность в стабильной обстановке.
Успешно работающие команды обычно включают по крайней мере одного экстраверта и одного интроверта.
Существует несколько вариантов коррекции несбалансированной команды.
1. Реструктурируйте. Можно предложить двум или более участникам команды обменяться ролями. Благодаря этому они получат роль, в которой, вероятно, больше преуспеют.
2. Усильте гибкость функций команды. Определите, какие задания предпочитает каждый участник команды. Затем рассмотрите возможность их перераспределения.
3. Разделите конфликтующих участников команды. Надо разделить команду на несколько групп, каждая из которых будет нести ответственность за выполнение различных проектов.
4. Перераспределите роли между своей и другой командой. Установите взаимодействие с руководителем другой группы и сопоставьте характеристики ваших команд; вы, возможно, оба выиграете от перестановок.
5. Наймите нужного вам человека. Это не всегда является возможным вариантом, но если появилась такая возможность, удостоверьтесь, что вы нанимаете представителя именно того типа, который вам необходим.