Раздел 3 Виды оптовых предприятий и их роль в обеспечении коммерческой деятельности в оптовой торговле потребительской кооперации
Соотношение указанных факторов определяет необходимость оптово-посреднических звеньев, а существующий на товарных рынках уровень конкуренции формирует набор услуг, которые они оказывают своим партнерам. Специалисты отмечают огромное разнообразие услуг, которые оказывают оптовые предприятия своим покупателям и поставщикам в развитых странах. Это разнообразие явилось результатом длительного исторического развития обращения товаров в условиях возрастающей конкуренции на рынке оптово-посреднических услуг.
Большое разнообразие услуг оптовых предприятий, обеспечивающее их конкурентоспособность и эффективность функционирования системы товарного обращения, предполагает определенный уровень развития инфраструктуры оптово-посреднических услуг. Оптовики с ограниченным набором услуг делятся на следующие подгруппы:
• оптовики «кэш энд кэрри» («плати наличными и бери»), обслуживающие мелких бизнесменов, которые сами выполняют часть торговых функций (погрузка, доставка);
•оптовые маклеры, приобретающие право собственности на товар, но не хранящие и не доставляющие его, что снижает их расходы (распространены в торговле нефтью, углем);
• вагоно- и автооптовики, распространенные на рынке скоропортящихся продуктов;
• оптовики с тарой, продающие непродовольственные товары в супермаркеты и другие продовольственные.
Облегчение функции закупки товаров
Оптовые предприятия хорошо владеют конъюнктурой предложения товаров на рынке и тем самым освобождают своих покупателей от необходимости поиска источников и условий закупки товаров.
Подсортировка товаров
Оптовые предприятия имеют возможность преобразовывать узкий производственный ассортимент товаров в широкий торговый ассортимент, учитывающий потребности конкретных предприятий розничной торговли.
Хранение товарных запасов
Освобождая своих покупателей от необходимости хранения полного набора товаров, оптовые предприятия сокращают потребность покупателей в основном и оборотном капитале, сокращают издержки на хранение товаров.
Доставка товаров покупателю
Организуя доставку своим транспортом строго по графику и зачастую по более низким ценам, оптовые предприятия сокращают совокупные расходы на транспортировку товаров.
Предоставление кредита покупателям при расчетах за поставленные товары, ценовой, конъюнктурной и другой коммерческой информации, а также рекомендации по продаже товаров и сервисному обслуживанию конечных покупателей имеет особое значение для мелких и средних предприятий розничной торговли магазины (товары для дома, гигиенические и косметические товары);
• оптовые кооперативы производителей, распространенные в торговле сельскохозяйственными продуктами.
Облегчение поставщикам функции продажи товаров
Это основывается на знании оптовыми предприятиями конъюнктуры рынка покупателей, а также их участии в рекламировании и других программах производителей и импортеров, связанных с расширением спроса на их товары
Хранение товарных запасов
Тем самым оптовые предприятия сокращают потребность своих поставщиков в основном и оборотном капитале, в расходах на хранение товаров
Облегчение финансирования производственного процесса.
Это достигается периодическими заказами и закупками оптовыми предприятиями продукции у производителей, в результате сокращаются потребности последних в оборотном капитале.
Снижение кредитного риска поставщиков достигается за счет лучшей информированности оптовых предприятий о кредитоспособности многочисленных розничных предприятий
Предоставление поставщикам рыночной информации о конъюнктуре спроса и продажи товаров
Тем самым сокращаются затраты производителей и импортеров на проведение дорогостоящих маркетинговых исследований рынка сантехнического оборудования, сельхозтехники и автомобилей.
Закупочные организации и оптовые склады розничных фирм находятся в совместном владении нескольких розничных фирм и предназначены для обеспечения товароснабжения их магазинов. Оптовые заготовители сельскохозяйственных продуктов закупают товары у мелких сельхозпроизводителей для последующей поставки их на рынок. Решая проблему формирования сбалансированного сельского потребительского рынка, оптовая торговля потребительской кооперации будет способствовать созданию полноценных социально-экономических условий жизни пайщиков и сельского населения.
Сложившийся в настоящее время в потребительской кооперации оптовый сектор товародвижения претерпел изменения в ходе преобразования административно-командной экономики в рыночную. Значительно увеличился удельный вес сбытовой деятельности предприятий - производителей товаров, сократились объемы заготовительной деятельности потребительской кооперации, оптовой реализации товаров посредническими структурами. Ресурсный потенциал и его использование имеют первостепенное значение для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности кооперативных предприятий и успешного выполнения ими социальной миссии и включают в себя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, степень использования которых характеризуют показатели хозяйственной и финансовой деятельности предприятий.
Формирование рыночных отношений актуализирует проблему оптимизации товарных запасов и рациональное управление ими. Как показывает анализ деятельности оптовых предприятий потребительской кооперации, управление товарными запасами и товарными потоками осуществляется обособленно друг от друга.
Итогом этого являются стихийный характер накопления и расходования товаров, ухудшение показателей деятельности оптовых предприятий. Таким образом, ресурсный потенциал оптовой торговли потребительской кооперации используется неэффективно. В связи с отсутствием инвестиций и тяжелым финансовым положением большинство объектов оптового звена простаивают или используются не по назначению. Проблема стабилизации и развития оптовой торговли потребительской кооперации требует дальнейшего увеличения объема составляющих его ресурсов, повышения их качества и интенсификации использования, мобилизации имеющихся резервов. Для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов развития кооперативным оптовым предприятиям необходимы государственная поддержка, льготное налогообложение и кредитование, инвестиции.
Диверсификация деятельности предприятий оптовой торговли, развитие внешнеэкономической деятельности, создание совместных предприятий, приграничных оптовых рынков, расширение рынка оптовых услуг будут способствовать укреплению позиций кооперативной торговли на потребительском рынке.
Стратегическое видение будущего потребительской кооперации представляется как конкурентоспособная, диверсифицированная, интегрированная общественно-хозяйственная организация, ориентированная на развитие и удовлетворение потребностей своих членов и сельского населения.
Реализация мероприятий, направленных на стабилизацию и развитие потребительской кооперации, позволит в достаточно короткие сроки повысить эффективность социально-экономической деятельности и занять в экономике место, соответствующее ее потенциалу.
Контрольные вопросы
· Что представляет собой коммерческая деятельность оптовых организаций?
· Назовите цели коммерческой деятельности оптовых организаций.
· Назовите этапы коммерческой деятельности оптовых организаций и дайте их характеристику.
· Назовите функции оптовой торговли.
· Назовите основные преимущества оптовой торговли.
· Как классифицируются предприятия оптовой торговли?
Лекция №3