Классификация диагностики систем управления
Диагностику можно классифицировать по различным оценочным признакам.
По объекту диагностики:
- структурная диагностика основана на декомпозиции изучаемого объекта и изучении структурных характеристик его элементов;
-функциональная диагностика исследует процесс функционирования (деятельности) организации; [4]
- организационная диагностика является технологией анализа состояния предприятия и помогает: установить особенности социально – психологического климата в коллективе, стиль и методы руководства; выявить проблемные моменты в рабочем процессе; подготовить рекомендации по оптимизации деятельности компании. [4]
По периодичности проведения:
-систематическая диагностика предполагает постоянное исследование изменения технико-технологического состояния предприятия.
-эпизодическая (точечная) диагностика основана на разовых специальных исследованиях изменения технико-технологического состояния предприятия. [4]
По форме оценки результатов:
- количественная диагностика исходит из необходимости определения количественных характеристик технико-экономического состояния предприятия. Цель данного вида диагностики состоит в измерении, сравнении результатов производства, уровня затрат, установления количественной меры влияния различных факторов;
- качественная диагностика основана на качественных сравнительных оценках, характеристиках технико-экономического состояния предприятия. Ее целью является выявление особенностей данного состояния и его внутренних взаимозависимостей. [4]
Современный менеджмент разделяет цели организации на две группы:
Оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому диагностика позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, можно выделить еще два вида диагностики: стратегическую диагностику и оперативную диагностику. [4]
Стратегическая диагностика несет ответственность за обоснованность стратегических планов и ориентирована на внешнюю и внутреннюю среду системы. [4]
Цели стратегической диагностики:
- обеспечение выживаемости системы;
- проведение антикризисной политики;
- поддержание потенциала успеха. [4]
Главные задачи стратегической диагностики:
- участие в установлении количественных и качественных целей системы;
- ответственность за стратегическое планирование;
- разработка альтернативных стратегий;
- определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;
- определение и поиск слабых мест;
- определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;
-сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений;
- анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций). [4]
Основные направления стратегической диагностики:
Анализ внешней среды:
- анализ рынка капитала;
- анализ рынка сырья и материалов;
- анализ возможностей конкурентов;
- анализ экономико-политической сферы;
- анализ рынка технологий;
- анализ рынка труда;
- изучение экологических проблем;
- изучение социально-политической сферы.
Анализ внутренний среды:
- анализ маркетинга;
- анализ людских ресурсов;
- анализ технических и технологических ресурсов;
- анализ проведения НИОКР;
- анализ выпускаемой продукции;
- анализ существующей организационной структуры;
- анализ финансового состояния организации;
- оценка территориального расположения. [4]
Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий играет немаловажную роль, поэтому анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, рассмотренные ранее. [4]
Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана и на сколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана.
Оперативная диагностика несет ответственность за достижение краткосрочных целей и ориентировано на экономическую эффективность и рентабельность деятельности системы. [4]
Цель оперативной диагностики - обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия. [4]
Главные задачи оперативной диагностики:
-руководством при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
- определение и поиск слабых мест для тактического управления;
- определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
- сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
- анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов. [4]
Основные подконтрольные показатели оперативной диагностики:
- рентабельность капитала;
- производительность;
- степень ликвидности. [4]
Систему оперативной диагностики используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния. [4]
Диагностика нетождественна контролю: контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности системы, а диагностика нацелена на перспективу, опережающий контроль, а так же оперативная отслеживание текущих событий. [4]
Так же в зависимости от объекта диагностику подразделяют еще на диагностику финансово-хозяйственного состояния организации и организационную диагностику. [4]
Диагностика финансово-хозяйственного состояния организации вызвана насущной необходимостью: организация не может позволить себе вести дела, не имея представления о соотношении доходов и расходов, не зная факторов, позволяющих добиваться превышения доходов над расходами.
Главной целью анализа финансово-хозяйственного состояния организации является подготовка информации для принятия управленческих решений на всех ступенях иерархической лестницы. [4]
Организационная диагностика предназначена для оценки различных аспектов деятельности организации и построения ее диагностического профиля. [4]