Определение объема выборки
Самый спорный вопрос по выборочному плану. На практике, решение про объем выборки всегда есть компромисс между точностью результатов исследования и затратами на проведение опроса.
Не всегда объем выборки оказывает влияние на репрезентативность и точность исследования. Больше всего критики в адрес исследований раздается со стороны японских асов коммерции и продаж, которые утверждают, что в погоне за массовостью и всеобъемлемостью исследований, западные маркетологи забывают про конкретные потребности конкретного потребителя.
Как правило, используются следующие методы определения объема выборки:
Вольный подход по “методу научного тыка”. Например, определяется, что достаточное количество опрошенных должно быть 25 предприятий, или 5 % от совокупности.
По аналогии с другими исследованиями. Например, известно, что при социологических опросах выборка составляет 1000 – 1200 человек, соответственно назначается и размер данной выборки.
От стоимости затрат, когда сумма, что может быть использована на исследования, определена заблаговременно.
На основе статистического анализа. Когда объем выборки определяется, исходя из условий надежности и достоверности полученных результатов.
Зависимость объема выборки от ее ошибки.
(размер генеральной совокупности составляет 20 тыс. единиц)
Ошибка выборки, % | |||||||||||||
Объем выборки, ед. |
А здесь замечательная считалочка от "B&M" >>>
Ошибки при проведении опросов:
Отказ отвечать
Для увеличения желания отвечать иногда используются методы стимулирования (подарки, сувениры), гарантируется анонимность ответов. Иногда формируются выборки несколько больших размеров, чем необходимо, или вводиться коэффициент, который исправляет ошибку.
Фальсификация данных респондентом
Практически невозможно предупредить данное явление. Чтобы не стимулировать респондента, давать заведомо ложные данные, в шкалу включают ответы типа: "Нет ответа", "Не знаю" и т.д.
Фальсификация данных интервьюером
В данном случае помогут старые социалистические явления: "Учет и контроль" и контрольные контакты с некоторыми респондентами.
Непонимание интервьюером всех аспектов анкеты
Уменьшить размер данной ошибки можно путем тщательной подготовки интервьюеров, предварительного анализа вопросов и структуры анкеты.