Методы компьютерного решения задач
В повседневной практике управления современным предприятием решается огромное количество задач: оптимизационных, имитационных, аналитических, сетевых, учетных, плановых и т.д. Однако при всем их многообразии методов их решения всего два: расчетные – это задачи констатирующего характера, которые в свою очередь делятся на прямые (использующие формулы для прямого счета показателей) и аналитические, предназначенные для выявления причин появления того или иного состояния предприятия. Кроме расчетных решаются также и задачи с ориентаций на вычисление управляющих предписаний, предназначенных для приведения предприятие в требуемое состояние. Поиск управляющих предписаний осуществляется на основе обратных вычислений.
.
Рис. 6.16. Методы решения экономических задач
Расчетные (прямые) задачи – это констатирующие задачи, что означает следующее: заданы значения исходных показателей, на основании которых по известным формулам рассчитываются результирующие, что можно представить как
,
где - результирующий показатель;
- исходные показатели.
Примером прямой задачи может служить расчет общей рентабельности, на основании таких исходных показателей как: прибыль, основные и оборотные средства, поиск оптимальных значений производства, исходя из имеющихся ресурсов, поиск статистической зависимости производительности труда от стажа и образования и т.д. Задачи данного класса известны как транзакционные (OLTP - On-line Transaction Processing), то есть те, что предназначены для оперативной обработки данных и получения соответствующих отчетов, сводок, планов и т.д.
Аналитические задачи реализуются либо с помощью OLAP-технологий (online analytical processing, аналитическая обработка в реальном времени) — технология обработки данных, заключающаяся в подготовке суммарной (агрегированной) информации на основе больших массивов данных, структурированных по многомерному принципу, либо технологий с обратными вычислениями. Анализ финансовых и других показателей предполагает создание:
1. OLAP-отчетов.
2. Таблиц с результатами статистического, корреляционного,
детерминированного и других анализов.
3. Трендов динамики процессов.
4. Группировок на базе кластерного анализа и т.д.
Обратные вычисления, в отличие от задач прямого счета, предназначены для поиска тех значений исходных показателей, которые обеспечат желаемый уровень результирующего. Искомыми величинами будут приросты (положительные или отрицательные) исходных показателей, то есть:
,
где - известный результирующий показатель, а - его желаемый
прирост;
- искомые приросты исходных показателей, которые могут
быть как положительными, так и отрицательными.
Примером обратной задачи может служить следующая ее постановка: известен общий уровень рентабельности предприятия в процентах, каковы должны быть прибыль, основные и оборотные средства, обеспечивающие повышение рентабельности на n%. В практике управления задачи такого рода еще называют аналитическими (OLAP - On-line Analytical Processing). Они предназначены для подготовки информации для формирования управленческих решений.
Цели решения прямых и обратных задач разные: прямые решаются для того, чтобы определить фактическое состояние предприятия, зависящее от его уже происшедших производственно-хозяйственных и финансовых операций, а аналитические (Как сделать чтобы?) - для того, чтобы сформировать управленческое решение.
Методика решения прямых задач обычная: на основании расчетных формул вычисляют показатели, для того, чтобы узнать каковы результаты функционирования предприятия (организации).
Этапы решения обратных задач следующие:
1. Выполняют прямые расчеты, для того, чтобы определить фактическое состояние предприятия (каков фактический уровень достижения главной цели).
2. Выполняют обратные вычисления, для того, чтобы узнать какие меры следует предпринять, для достижения желаемого уровня главной цели.
Для их осуществления необходимо указать дополнительную информацию:
1. Ограничения на терминальные узлы дерева целей (ограничения на ресурсы).
2. Приоритеты в достижении целей.
3. Направления в изменении уровня достижения целей (знак плюс или минус).
Решением задачи является множество значений терминальных узлов дерева целей (базы знаний), которые служат управляющими воздействиями для конкретных структурных подразделений.
Рассмотрим содержание этих этапов на более детальном примере. Расчеты в прямых задачах осуществляются на основании формул, используемых для определения фактического финансово-хозяйственного состояния предприятия (организации). Расчеты такого рода, как правило, особых сложностей не вызывают. Например, рентабельность, прибыль, затраты, оборотные и основные средства можно рассчитать на основании достаточно простых прямых формул, вид которых имеется в многочисленной литературе. Исходные данные для них находятся в бухгалтерской и другой отчетности.
Допустим, в настоящее время руководство интересует фактическое состояние дел с прибылью, т.е. значения показателей от которых она зависит. Как правило, эти показатели характеризуют эффективность работы соответствующих структурных подразделений. Формулы, используемые при этом, следующие:
,
где - прибыль; - выручка; - затраты; - количество продукции; - продажная цена за единицу продукции; - переменные затраты; - постоянные затраты.
Последовательность расчета прибыли может быть представлена ориентированным графом (см. рис. 6.17).
Рис. 6.17. Прямая задача
Стрелки на рис. 6.17 указывают на следующее: показатель В - рассчитывается на основании показателей и , показатель - на основании и , а показатель - с помощью и . Источником данных служат формы бухгалтерской отчетности.
Обратная задача (как сделать чтобы?) решается с иной целью, которую, в рамках рассматриваемого примера, можно сформулировать следующим образом: необходимо определить такие значения показателей , , и , которые обеспечат изменение прибыли на заданную (желаемую) величину (). Для решения данной задачи граф показателей, приведенный на рис. 6.17, необходимо преобразовать в дерево целей (базу знаний), указав на нем дополнительную информацию. Дополнительная информация касается общей цели и подцелей: если значение показателя, отражающее уровень достижения цели должно увеличиваться, то рядом с соответствующим узлом графа указывается знак , в противном случае . Обратимся к рис. 6.18, где представлена база знаний в виде дерева целей.
Рис. 6.18. Обратная задача
Около всех показателей указаны знаки плюс или минус. Например, увеличение прибыли следует достигать за счет увеличения выручки и снижения затрат. В свою очередь увеличение выручки следует достигать за счет увеличения количества и снижения продажной цены, а снижения затрат за счет снижения постоянных и переменных затрат. Новые значения показателей (, , , ), находящихся на нижнем уровне и направляемых в структурные подразделения, являются директивными. В другом периоде пути в достижении целей будут другие.
Одних направлений, в которых следует двигаться для того, чтобы достичь главной цели (увеличить прибыль) для построения дерева целей не достаточно. Необходимо тоже указать для каждого показателя приоритетность (предпочтения) в достижении каждой подцели с помощью коэффициентов . Сумма этих коэффициентов, касающаяся одного показателя должна быть равна единице
Обратная задача в данном конкретном случае формулируется следующим образом: фактический объем прибыли составил единиц. Каковы должны быть показатели ,, и , обеспечивающие рост прибыли на величину .
Таблица 6.2
Управляющие предписания руководителям структурных
подразделений
Структурное подразделение, для которого формируются управляющие предписания | Наименование показателя | Обозна-чение | Значение | Изменение ± | |
исходное | расчетное | ||||
Финансовый отдел | Прибыль | П | |||
Финансовый отдел | Выручка | В | 21.4 | 1,4 | |
Финансовый отдел | Затраты | З | 14.4 | -0,6 | |
Плановый отдел | Объем производства | К | 65,14 | 5,14 | |
Отдел сбыта | Цена продажи | Ц | 2,84 | -0,16 |