Занятие 18. Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании. Перспективы развития компьютерных телекоммуникаций
На этом занятиивы узнаете о новых возможностях, предоставляемых компьютерными телекоммуникациями в педагогике в настоящее время и в ближайшей перспективе.
Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся, внося изменения непосредственно в полученный материал. Таким образом, учебный текст одновременно является рабочей тетрадью.
Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Особенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ информатизации офиса, распространяемый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.
Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10—11-м классе, как предлагалось раньше. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, делая его более личностным. Он имеет возможность самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.
Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционного обучения. Часто дистанционное обучение рассматривается как автономный вид обучения, противопоставляемый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов ра-
боты с разнообразными программами. Программы для работы в сетях тесно увязываются с остальными стандартными прикладными программами (офисными приложениями) в плане унификации интерфейса пользователя. В результате учебные курсы, созданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обучение.
Мультимедийность создает психологические моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций учащегося: например, подведение итогов или выдача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться каким-либо звуком или мелодией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.
Вместе с тем важно иметь в виду и некоторые ограничения для мультимедийных КТК, вытекающие из технической природы используемых для передачи информации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с трудностями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естественный темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимается человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быстрыми темпами, что не следует считать эти ограничения непреодолимыми в ближайшие пять лет.
Перспективы развития услуг Интернет
В ближайшей перспективе нас ждет совершенствование средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным применение мультимедийной Интернет в школе,
В плане применяемых программных средств наблюдается тенденция к повышению «агрессивности» и адресности подачи информации, переход от разрозненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином потоке разнообразную и содержательно чрезвычайно богатую информацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере объясняется тем, что поисковые системы, имеющиеся в Интернет, недостаточно эффективны, выдают много документов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но надежным системам иерархической классификации документов, имеющихся в громадных информационных залежах Интернет.
С точки зрения применяемых ПЭВМ, идет повышение сложности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускается современными мощными машинами. В результате многие фун-
кции «обогащения содержания» и мулътимедийности перекладываются на машину абонента, что сокращает объемы передаваемой по сети информации и позволяет создавать очень богатые изобразительными элементами и структурно сложные мультимедийные информационные каналы.
В нашей стране развитие сети Интернет идет очень стремительно и сдерживается в основном плохим качеством телефонных линий.
Что касается присутствующих в Интернет запасов программного обеспечения, способного повлиять на эффективность преподавания школьных предметов, то здесь следует отметить, что многие достаточно сложные пакеты программ распространяются условно бесплатно (РКЕЕ), их можно просто загрузить на свою ПЭВМ из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции. Загрузка крупных пакетов программ иногда занимает несколько часов, однако плата провайдеру в этом случае, конечно, несравнимо меньше, чем реальная стоимость программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и использовать ее в течение некоторого времени (как правило, не более 30 дней), после чего абонент должен либо заплатить сравнительно небольшой регистрационный взнос и получить программу в полную собственность, либо стереть ее со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется большое количество так называемых демо-версий программ, представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные функции, что делает их безынтересными для абонента, однако, с помощью демо-версии удается получить полное представление о возможностях программы. Демо-версии, как правило, разрешается свободно распространять и использовать, они рассматриваются как реклама продукции.
В настоящее время внимание пользователей привлек перспективный проект Интернет-2, Назначение Интернет-2 состоит в том, чтобы облегчить и скоординировать разработку, развертывание, функционирование и передачу технологии улучшенных сетевых приложений и услуг, с целью упрочения лидерства США в научно-исследовательской области и высшем образовании и ускорения доступности новых услуг и приложений в Интернет.
Общая цель:
создание нового поколения сетевых прикладных программ для поддержки передовых научных разработок и образования.
Конкретные цели:
• демонстрация новых прикладных программ, радикально расширяющих возможности сотрудничества и проведения экспериментов для научных работников;
- демонстрация новых возможностей в предоставлении образования и иных услуг за счет «виртуальной близости» в сети;
- развертывание коммуникационной инфраструктуры, способной
удовлетворить требования научного и педагогического сообщества.
Стремительное развитие получает Интернет и в нашей стране. В сети на страницах информационной службы @-йа!1у появилось такое сообщение: «21 мая 1999 года компания «МТУ-Интел» объявила о том, что приступает к созданию сети беспроводного доступа в Интернет. Сеть будет действовать в прилегающей к столице лесопарковой зоне. На первом этапе возможность радиодоступа в Интернет планируется обеспечить жителям городов Мытищи, Люберцы, Красногорск и Химки. Создание сети радиодоступа позволит «МТУ-Интел» предоставлять услуги Интернет даже в тех районах Московской области, где нет телефонной связи. При этом качество услуг будет столь же высоким, как и в Москве». Это сообщение красноречиво свидетельствует о большом потенциале роста количества абонентов Интернет.
@-daily сообщает: «На днях английская исследовательская фирма Ва1атотЮг объявила о том, что доход от услуг по передаче данных по сетям Интернет к 2002 году достигает 19 млрд $ (по всему миру). При этом стоимость передачи данных снизится с 80 тыс. $ за терабайт в минувшем году до 10 тыс. $ в 2000 году, а еще через три года упадет ниже 300 $. По словам аналитика Оа1атопНог Филиппа Кодлинга причиной этого, помимо появления новых технологий, является ежегодное увеличение всемирного трафика сети Интернет на 1000 %».
Бот еще сообщение @-<ЗаИу от 22.05.99:
«Вчера российское представительство М1сгояой объявило о выпуске русской версии интернет-броузера 1пСегпе1 ЕхрЬгег 5.0. Ло-кализованый Щ 5.0 отличается от своего англоязычного предшественника рядом встроенных функций, адаптированных под российский рынок. В частности, на сегодняшний день два московских интернет-провайдера («Гласнет» и «Ситилайн») обеспечивают работу такой функции 1Е, как мастер подключения к Интернет. Кроме того, в локализованную версию интернет-броузера интегрированы клиенты российских поисковых систем . Как и предыдущие версии 1п1егпе1 Ехр1огег, русский Ш 5.0 распространяется бесплатно».
Итак, мы видим, что Интернет стремительно развивается и в плане подключения новых абонентов, и в плане развития его содержания, что способствует снижению цен на пользование услугами Интернет. Что же получают абоненты Интернет в результате предоставленных им услуг?
Вот еще одно сообщение @-сЫ1у от 22.05.99:
«В начале января петербургская компания «Петерлинк» объявила результаты социологического опроса, проведенного ею совместно с «Академией информационных технологий» в конце
минувшего года в северной столице. С помощью этого опроса «Петерлинк» и «Академия информационных технологий» намеревались выяснить отношения пользователей Интернет к сети и ее возможностям.
Из 282 опрошенных респондентов половину составили пользователи в возрасте от 21 до 30 лет, 24,5 % ~ в возрасте 31—50 лет и 23,5 % — в возрасте до 20 лет. На старшую возрастную группу — от 50 лет — пришлось всего 2 % пользователей Интернет.
Согласно данным, полученным в результате опроса, лишь 35,6 % от общего числа респондентов с уверенностью отвечают, что могут найти в сети всю необходимую им информацию. При этом наиболее интенсивно работают с Интернет люди в возрасте от 21 до 30 лет — 72,7 % из них делают это каждый день.
В юношеской группе ежедневно подключаются к сети 60 % пользователей, среди респондентов двух старших возрастных групп ежедневно выходят в сеть 52,9 %. В целом, среди участников опроса в Интернет регулярно работает 66,4 % (мужчины — 68 %, женщины — 51 %), несколько раз в неделю — 26,6 %.
Проведенный опрос показал, что среди пользователей Интернет преобладают люди с высоким уровнем образования. Из всех респондентов 67,3 % составили люди с высшим образованием, 6,5 % — со средним специальным (техникум или колледж), 19,3 % — с полным средним образованием. Всего 6,9 % составили те, у кого только неполное среднее образование. Довольно высокий уровень образования диктует высокие требования к содержанию информации, доступной через Интернет. По результатам опроса, 60,4 % пользователей удовлетворены получаемой информацией не полностью, а около 4 % опрошенных жалуются на то, что полезной им информации — просто мало».
Таким образом, основные проблемы удовлетворения потребностей абонентов лежат в области совершенствования содержания информации, предоставляемой услугами Интернет.
В ближайшей перспективе нас ждет развитие средств передачи информации, повышение скорости передачи, что делает реальным применение мультимедийного Интернет в школе.
В последнее время получают распространение средства «виртуальных миров» в Интернет, трехмерных объектов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страницы (как ^еЪ-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т.п.
Модель виртуальных миров (ВМ) для дидактических целей можно рассматривать как дальнейшее улучшение модели компьютерного слайд-фильма, уже нашедшей в педагогике широкое применение, расширение ее визуальных возможностей и внедрение в нее ряда принципов, свойственных гипертексту, например: • свобода перемещения по ВМ; . необязательность сплошного просмотра ВМ.
те предложить? ернет и как эти перспективы могут | "о процесса в школе? | И т ех о И Я а я И й> о ^ И 2 | к сети Интернет; | абонент, подключенный к Ин- | тих услуг школьные учителя. | развития Интернет у нас воз- | .иненная компьютерными те- | Ф без границ (конечно, не в в смысле близости понятий- | 3 этом смысле «континентом» | ух наук и, говоря шире, гума-вий, гуманитарных проектов, ый смысл. Федеративной рес~ >, область истории, информа-гии. Есть и агрессивные воен-' гуманитарному континенту: илия, наркотиков, порнопро-исьмами в режиме живого ди-ленный Интернет, — это подо страну без визы, без офор-или работника таможни, без аздо быстрее. Сев вечером за той стране, к которой «потя- | гл чо |
нуло» именно сегодня. Можно узнать массу новых фактов, задать вопросы и быстро получить ответы на них. Можно спрашивать почти о чем угодно, даже о том, о чем еще несколько часов назад и не мыслилось. Все это дает как бы новое гуманитарное измерение самой жизни человека, имеющего возможность погружаться в пучину Интернет. Именно расширение культурного, гуманитарного кругозора человека в соединении с Интернет происходит наиболее стремительно. Неимоверно ускоряется и повышается качество освоения иностранного языка. Ведь все получаемые тексты аутентичны, порождены носителями современного живого языка. Можно даже принять участие в создании неологизмов, которые буквально сотнями ежегодно порождает сам Интернет с его потребностью в сжатом и точном отображении мысли, эмоции, оттенка смысла. (Интересная деталь: во время одной из ученических конференций по гуманитарной проблеме национальных взаимоотношений, в которой участвовали молодые люди различных национальностей из Москвы и с Гавайских островов, москвичи не поняли один из английских неологизмов, и даже куратор конференции с Гавайской стороны не смог точно описать смысл этого слова!)
Однако снятие вышеупомянутых барьеров не означает устранения некоторых иных особенностей, скажем, языкового, технологического, культурного барьеров. Как раз именно они оказываются весьма важными в этой ситуации. Когда времени на размышление очень мало, когда техническая ситуация позволяет общаться очень оперативно, как раз эти барьеры могут оказаться наиболее значимыми при решении проблем гуманитарного характера. С точки зрения психологии общения, очевидно, что именно интенсивное общение предъявляет повышенные требования к владению культурой межнационального и межсоциального общения, к пониманию партнерами соответствующих культурных, технических и социальных реалий контрагента.
Итак, несомненно, Интернет несет в себе громадный потенциал образовательных услуг, но чтобы перейти к их анализу, прежде всего нужно пояснить, что мы понимаем под термином образовательные услуги. Образование — это не только обучение при необходимом участии учителя. Образовательные услуги включают в себя информирование как учащихся, так и преподавателей по широкому кругу тем, связанных с их учебной и преподавательской деятельностью. Например, реклама через Интернет новых методических пособий, выпущенных в традиционном печатном виде, — это тоже образовательная услуга. Весьма большое количество услуг Интернет может применяться для управления системой образования, а не только для нужд собственно учебно-воспитательного процесса. Это могут быть услуги по рекламе и рассылке инструктивных и методических материалов, предоставление доступа к юридическим и иным базам данных по проблемам образования и т.п.
Услуга— это комплекс средств,продуктов и деятельности,удовлетворяющих некоторую потребность пользователя, в данном случае — абонента сети Интернет. Образовательные услуги призваны удовлетворять потребности пользователя в различных сферах и аспектах образования, образовательной деятельности. В дальнейшем мы будем употреблять обобщающее понятие — свойство, охватывающее и средства, и продукты, и различные виды деятельности. Конкретная услуга нередко включает в себя сразу несколько свойств такого сложного по составу и функционированию средства, каким является сеть Интернет. Эти свойства вероятно найдут широкое распространение в образовании. В этом смысле мы можем говорить о дидактических свойствах сети Интернет. Например, такая рассмотренная в занятии 14 услуга, как электронная почта, включает в себя следующие свойства сети Интернет, которые будут весьма полезными в любой системе образования:
- способность передавать информацию различных типов (текст,
изображение, звук) на значительные расстояния;
- способность хранить и структурировать переданную инфор
мацию на компьютере провайдера данной услуги;
. способность хранить и структурировать переданную информацию на компьютерах отправителя и получателя электронных писем;
- способность компьютера провайдера данной услуги отслежи
вать «судьбу» электронных писем (выявлять и сообщать о задерж
ке доставки письма, о неверной адресации и т.п.);
. способность программного обеспечения компьютера отправителя и получателя электронных писем разобраться в структуре хранения полученных писем, удалять или архивировать письма, потерявшие актуальность, вести базу данных адресов корреспондентов и т.п.;
- совместимость аппаратного и программного обеспечения ком
пьютеров провайдера данной услуги и компьютера его абонента;
и т.п. Этот список можно еще значительно расширить.
Предоставление услуги в сети Интернет осуществляется также достаточно сложным способом. Часть услуги ложится на фирму-провайдера (поставщика) доступа к Интернет. Другая часть услуги выполняется многими фирмами и учреждениями, подключенными к Интернет. Поскольку Интернет не имеет единого хозяина — фирмы, которая отвечала бы за его работу, состав его услуг оказывается довольно сложным, но мы в данной книге попытаемся дать достаточно полное представление об (условно говоря) услугах Интернет для целей образования.
Нельзя забывать, что все наиболее интересные услуги Интернет не будут доступны без некоторого набора базовых услуг, которые обычно берет на себя провайдер. Учителю важно иметь достаточно полное, но в то же время доступное его стилю мышления представление обо всем этом комплексе услуг.
Таким образом, понятия «дидактическое свойство» и «образовательная услуга» не совпадают, но тесно связаны между собой. Говоря точнее, образовательные услуги основаны на свойствах и используют для своей реализации некоторый их набор. На данном уроке мы проанализируем те услуги, которые Интернет может предоставить для школьного образования, и на основе этого анализа определим дидактические свойства Интернет. Основные услуги Интернет можно разбить на три большие группы:
• вещательные',
• интерактивные;
• поисковые.
Итак, обратимся к анализу услуг глобальной сети Интернет.
Услуги Интернет
Вещательные услуги
Этот класс услуг получил чрезвычайно бурное развитие в последние годы. Если десять лет назад Интернет использовался прежде всего для интерактивной связи между отдельными людьми и группами абонентов, то в настоящее время успехи развития гипермедийной основы Интернет привели к тому, что он стал объектом интереса мощных фирм в плане продвижения на рынок своих продуктов.
Естественно, эта чисто рекламная информация является не только бесплатной, но даже зачастую предоставляется потребителю-абоненту в качестве бесплатного приложения к другой, также бесплатной, но вполне реальной услуги. В этом случае основу общения с потребителем составляет одностороннее вещание типа электронного каталога, а интерактивность сводится к наличию формы заказа, которую абонент может заполнить и оплатить, не покидая Интернет. Именно эти электронные покупки и составляют основу окупаемости этого типа услуг Интернет. Еще одной, относительно менее развитой, формой интерактивности в этом виде услуг является анкетирование потребителей. Поскольку в таком электронном бизнесе участвуют ведущие фирмы, вкладывающие большие финансовые ресурсы, эти услуги стали заполонять информационное поле Интернет и, в относительном объеме, вытеснять традиционные интерактивные формы услуг, такие как электронная почта, электронные конференции. От ведущих гигантов бизнеса не отстают и образовательные фирмы, тактика которых, в силу их меньшего финансового потенциала, отличается большей гибкостью и меньшей агрессивностью.
Разновидностью вещательных услуг являются электронные газеты и журналы. Для данного вида услуг характерно внимание к двустороннему общению с читателем, идущее еще от традиционных печатных изданий. Помимо различных анкет часто используются подборки писем читателей. Этот вид услуг частично штатный.
Часть информации хранится в открытом доступе и выполняет как информационные, так и рекламные функции. В газетах часто в открытый доступ помешается первая страница, на которой располагаются начальные части статей, продолжения же их перемещаются в платную часть издания (так построена, например, электронная версия «Независимой газеты»). Другие же издания (например, @, «а1§о.ш») делят саму информацию на бесплатную и платную, причем платная спустя некоторое время, потеряв актуальность, переводится в бесплатный раздел. Газета «Известия» в своей электронной версии бесплатно публикует программу телевизионных передач (включая, естественно, и образовательно-культурны и канал).
Электронные библиотеки — современные сложные информационные системы — рассматриваются как распределенные хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Чаще всего бесплатно обеспечивается доступ к каталогам электронных библиотек. Впрочем, существует несколько проектов, в которых сделана попытка дать возможность бесплатного доступа ко многим классическим произведениям. На современном этапе развития Интернет электронные библиотеки представляют собой область исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики сбора данных, их моделирования, управления данными и их распространения по сетям передачи данных. Бурное развитие Интернет и мультимедийных технологий в последние годы привело к возникновению методик создания электронных информационных коллекций, которые стали технической основой библиотек будущего.
Фирмы, занимающиеся распространением педагогической продукции, находятся в несколько особом положении по сравнению с поставщиками традиционных товаров. Стратегия и тактика распространения, очевидно, зависят от самого характера продукта. В табл. 7 приведены некоторые виды продукции и способы их распространения с помощью Интернет.
В заключение обзора вещательных услуг приведем таблицу наиболее посещаемых (по данным поисковой системы КатЫсг) \УеЪ-ресурсов в области образования (табл. 8).
Определенный интерес представляет собой статистика посещаемости различных У/еЪ-серверов, содержащих образовательную информацию.
Интерактивные услуги
Как уже говорилось выше, вещательные услуги до некоторой степени используют интер активность, но она не является их ведущей чертой. Есть целый класс услуг Интернет, основанных именно на диалоговом или ином типе общения. Диалоговый характер общения является одним из важных способов стимулирования обучения. В настоящее время Интернет предоставляет разнообразные способы организации такого диалога, распадающиеся на два класса: электронная почта и электронные конференции.
СЛ
эо