Интернет как сегмент рынка телекоммуникационных услуг
В посвященном началу нового тысячелетия выпуске журнала «Newsweek» приведены любопытные данные о том, сколько лет спустя после изобретения того или иного устройства, число его пользователей превысило 50 млн. человек:
радио — 38;
персональный компьютер — 16; телевидение — 13; Интернет — 4.
В какой-то мере Интернет действительно является одним из самых динамичных сегментов рынка телекоммуникационных услуг, однако, свое современное коммерческое и общественное значение и огромное число пользователей он приобрел далеко не так быстро. В 60-е годы в разгар холодной войны Пентагон пришел к выводу о необходимости безопасного средства связи между военными объектами и исследовательскими институтами во всем мире: нужно было разработать систему, которая функционировала бы даже в случае разрушения отдельных ее компонентов в результате ядерного удара.
Для решения этой задачи министерством обороны США была создана компьютерная сеть под названием APRAnet (сеть Управления перспективных исследований). Военные со временем вышли из сети, утверждает Э. Тикер, когда стало ясным, что она не удовлетворяет требованиям по ее информационной защищенности.
В 1982 г. Национальный научный фонд улучшил концепцию APRAnet, разработав коммуникационную сеть (NSFNET) для ученых и исследователей всего мира. При этом использовались пять мощных компьютерных центров, расположенных в США. Современная сеть, выросшая из APRAnet и NSFNET, получила название Интернет; она практически не изменилась, разве что увеличилось количество подключенных к ней компьютеров и пользователей, стали быстрее и эффективнее применяемые в ней программы, и во много раз возросла скорость передачи данных75.
Пентагон и сегодня не утратил интереса к Интернету. В ближайшие три года министерство обороны США планирует затратить 50 млн. долларов на углубленную оценку 30 проектов «Интернета следующего поколения», представленных промышленными и научными кругами. Незадолго до этого управление перспективных разработок МО (DARPA) разместило среди 19 компаний и университетов заказы на научно-исследовательские работы по 27 контрактам стоимостью от 200 тыс. до 5 млн долларов. Однако появились и инициативные разработки ряда фирм, что демонстрирует превышение в этой области предложения над спросом.
Угроза возможного при определенных условиях использования Интернета в разведывательных и иных неблаговидных целях приводит к попыткам регулирования деятельности провайдеров на национальном и международном уровнях.
Страны АСЕАН, стремясь установить определенный контроль за информационными потоками в сетях Интернета, высказались за создание специального контрольного органа. В марте 1996 г. министры информации этой региональной группы выразили свою озабоченность по поводу порнографии, а также разного рода дезинформации в Сети, которые провоцируют межнациональную напряженность и конфликты. Дж. Иео, министр информации Сингапура, в частности, заявил, что правительство его страны будет лицензировать все компании-провайдеры. Но цензура эффективна в отношении производителя антиобщественной информации, а не ее распространителя. Когда два крупнейших провайдера в Германии решили закрыть доступ к пронацистским и порнографическим сайтам, это не остановило опытных пользователей и не оказало никакого эффекта на университетские Сети.
Меры некоторых правительств по ужесточению правил пользования Интернетом в настоящих условиях малоэффективны и оборачиваются новыми проблемами.
В 1996 г. Германия обеспечивала 43% европейской торговли с использованием Интернета, Великобритания — 31%, Швеция — 6%, Финляндия — 5%, среди аутсайдеров — Франция с 3%, меньше только у большинства восточноевропейских стран и России.
Процесс развития Интернета непрерывно продолжается как в смысле расширения, так и усовершенствования технологий передачи данных. Так, американская фирма Hughes Network System — HNS (занимающая 65% мирового рынка спутниковых систем VSAT) — предприняла попытку сделать доступным массовому потребителю технологию спутниковой связи в среде Интернет. Ее система спутникового Turbo Internet на базе терминалов DirecPC объединила две широко распространенные системы — индивидуальное спутниковое телевидение и персональный компьютер. Технология совмещает в себе традиционные наземные (up-link) и высокоскоростные спутниковые (down-link) каналы. Ключевая услуга Turbo Internet — доставка информации пользователю со скоростью 400 кбит/с.
В этом же направлении работает и компания Teledesic, начавшая осуществление грандиозного проекта по созданию системы беспроводного доступа в Интернет запуском на орбиту специального спутника. В дальнейшем на высоте 1600 км будет размешено 288 спутников. В отличие от своих геостационарных собратьев эти низкоорбитальные аппараты не вносят полусекундной задержки при передачи сигнала, что и делает возможным их использование для доступа к Сети. Если проект будет успешно реализован, то к 2002 г. Teledesic предоставит широкий спектр услуг. С помощью небольшой антенны, подключенной к компьютеру, пользоваться Сетью можно будет и в самых глухих уголках планеты. А это, безусловно, откроет новую эру в развитии Интернета.
По мнению специалистов британской группы Ovum, занимающейся исследованием телекоммуникаций и информационных технологий, телевизоры заменят компьютеры и получат доступ к торговле в режиме непрерывной связи как только дополнительные микросхемы будут введены в телевизор. По оценке Ovuma, в 2005 г. к системе Интернета будут присоединены 50 млн телевизоров. А появление цифровых линий связи должно дать импульс для дальнейшего развития электронной торговли в непрерывном режиме87 .
Все возрастающее число компаний стремится использовать Интернет как эффективное средство маркетинга, рекламы и паб-лик рилейшнз. Не последнюю роль при этом играет желание снизить издержки предприятия. Так, уменьшение расходов на ПР достигается за счет снижения тиражей и сокращения количества фото и негативных материалов (так как часть информации можно предоставить на Web-сайте фирмы, потребность в них уменьшается), высвобождения свободного времени персонала и проведением соответствующих мероприятий.