Пренатальное развитие ЦНС
Пренатальное развитие ребенка, находясь под контролем генетических механизмов, тем не менее в значительной мере подвержено влияниям окружающей среды (DeCarr, Lehrer, 1992). Психическая жизнь ребенка формируется еще до рождения (Батуев, 2000).
Развитие головного мозга ребенка начинается с первых недель и в три с половиной недели уже можно различить три составные части мозга. Через четыре месяца после зачатия его размер составляет примерно 60 кубических см, в момент рождения — 360.
Элементы рефлекторной дуги возникают на втором месяце беременности. С 10 недель появляются рефлексы, вызванные раздражением участков кожи, иннервируемых спинальными нервами. К концу третьего месяца внутриутробного развития в ответ на прикосновение к губе ребенок делает сосательные движения, глазные яблоки начинают двигаться (Bradley, Mistretta, 1975).
Плод в это время избирательно чувствителен к внешней среде. Эти ранние ощущения квалифицируются как сенсорно-эмоциональная память (LeDoux, 1994). Первая сенсорная модальность, формирующаяся в онтогенезе, — кожная чувствительность. За ней следует мышечная чувствительность, вестибулярная функция, вкус, обоняние, слух, зрение. То, что сенсорная модальность функционирует еще до рождения, не означает, что она работает, как у взрослого. Различные компоненты сенсорных систем созре-
вают в разное время, причем становление каждого анализатора происходит от периферии в сторону ЦНС. Для формирования восприятия необходима специфическая стимуляция рецепторов. В утробе матери есть адекватные стимулы для тактильных, мышечных, вестибулярных, слуховых и вкусовых рецепторов. Возможно, что нет соответствующих стимулов для температурных, зрительных и обонятельных рецепторов (Hall, Oppenheim, 1987).
Именно поэтому различные звенья зрительного анализатора стимулиру-этся не светом, а специальной активностью клеток таламуса. Однако это не Ьзначает, что до рождения, без предварительного опыта, ребенок может видеть. Человек слышит, видит, тактильно ощущает не рецепторами, а мозгом, функциональная готовность отдельных элементов еще не свидетельствует о ' готовности зрительного анализатора к целостной интерпретации зрительного образа. Это произойдет в постнатальной жизни в процессе обучения. У ребенка уже есть некоторые вкусовые ощущения (кроме сладкого). Есть свидетельства того, как он лижет плаценту. Ребенок начинает двигаться в ответ на •движение матери, ее голос, который он отличает от голосов других. К 6 ме-|;яцам кора головного мозга уже достаточно развита для того, чтобы принижать и запоминать сообщения (DeCasper, 1985; Braselton, Cramer, 1990).
Доказано, что после рождения он иначе относится к колыбельным, которые слышал в утробе матери (Fifer, 1987). В тех случаях, когда матери за несколько недель до родов читали детские стихи, после рождения, прослушивая магнитофонные записи с различными стихами, дети изменяли скорость сосательных движений при восприятии знакомых стихов (DeCasper, 1980). Более того, если родители регулярно разговаривали с ребенком, то он реагировал на их голос практически сразу же после рождения (Бертин, 1988). Существуют описания того, что при гипнотическом внушении человек крайне эмоционально переживал тот период, который был связан с желанием матери прервать беременность. Однако в этих случаях не было чистоты эксперимента и не было доказательств того, что человек не знал об этом событии уже после рождения (Verney, 1994).
Поскольку в утробе матери ребенок преимущественно пребывает в быстром сне (фазы медленного сна полностью сформируются лишь к концу первого года жизни), то у мальчика отмечается эрекция пениса, а девочка мастурбирует (Aggleton, 1992).
Ван де Карр считает (DeCarr, Lehrer, 1992), что если дитя начинает заявлять о себе движением, то пора начинать с ним работать, побуждая его к активности: разговаривать с ним, плавно танцевать, легко похлопывать в ладоши, включать музыку. Он пишет, что эти действия, например легкие похлопывания, полностью приемлемы в данной ситуации: ребенок перемещается в материнском лоне, с которым связан пуповиной, и время от времени касается стенок своего обиталища. В этот момент он инстинктивно исследует и познает то, что находится вокруг.
Движение — способ познания окружающей среды. Легкие похлопывания стимулируют двигательную активность малыша, которая в свою очередь ста-1ОВИТСЯ средством коммуникации, т. е. способом общения с внешним ми-|ом. Например, с точки зрения Ван де Карра, начало седьмого месяца бе-
ременности подходит для усиления занятий с ребенком. Можно предлагать малышу список слов, которые он будет слышать в первое время после рождения чаще других: люблю, целую, говорю, молоко, мокро, сухо, тепло, холодно и т. п. Можно использовать и счет, поскольку есть данные о врожденности представления о числе. В частности показано, что вычитание — это процесс кодирования порядковой информации (Wynn, 1992). Родители могут легонько хлопнуть один раз и сказать: один. Затем хлопают дважды и говорят: два. По сравнению с контрольной группой дети матерей, проводивших такое обучение, после рождения демонстрировали лучшее двигательное развитие, восприятие, эмоциональное выражение и раннюю речь (DeCarr, Lehrer, 1992). Коэффициент интеллекта у детей первой группы был выше на 38%, память — на 47%, способность рассуждать — на 82%. Однако в такого рода экспериментах подбор групп для сравнения вызывает много вопросов, поэтому и их реальность может быть подвергнута сомнению.
Важные данные о поведении ребенка в пренатальном развитии получают из анализа поведения близнецов. Отношения соперничества у них устанавливаются уже в утробе матери. Известно, что более сильный ребенок рождается первым. Показано, что частые случаи различной рукости монозиготных близнецов объясняются ранним повреждением мозга одного ребенка его сиб-сом, когда они находились в условиях механического сжатия и тесноты, вынужденные соперничать за питание, дыхание, движение, пространство.
Существуют данные о том, что у нежеланных детей отмечаются многочисленные отклонения в развитии (Лангмейер, Матейчик, 1948). Однако невозможно доказать, являются ли эти отклонения результатом некоторых ощущений, полученных ребенком до рождения, либо это следствие раннего взаимодействия ребенка с родителями, не желающими рождения своего ребенка.
Точно так же известный факт, когда у новорожденного, рожденного матерью с врожденной травмой пищевода, отмечаются затруднения дыхания во время еды, могут быть интерпретированы различным образом. Первое объяснение связано с тем, что внутриутробные переживания ребенка, обусловленные проблемами питания матери, запоминаются им на всю жизнь и позднее он боится за свою индивидуацию (Engel, 1985). Второе объяснение заключается в том, что мать, волнующаяся о том, что у ребенка могут быть проблемы с питанием, аналогичные ее страданиям, передает свои страхи ребенку в процессе ухода за ним. Во время кормления, тревожась за ребенка, она обучит его задерживать дыхание.
Перинатальный период
Роды — один из важнейших моментов жизни ребенка и матери. Матка состоит из трех мышечных слоев. Наружные продольные волокна идут от заднего нижнего сегмента через дно матки и далее к переднему нижнему сегменту. По мере увеличения плода мышцы могут увеличиваться в десять раз в длину и в пять раз в ширину. Средний слой состоит из волокон, переплетающихся во всех направлениях. В них проходят крупные кровеносные со-
суды. Наружный слой сформирован круговыми (циркулярными) мышцами, опоясывающими всю матку (Дик-Рид, 1996).
Шейка матки в течение беременности меняется несколько медленнее, чем ее тело, но ее сосудистая сеть столь значительна, что шейка напоминает губчатую ткань. Влагалищный канал также имеет циркулярные и продольные мышцы. Однако их сокращения имеют второстепенное значение во время родов.
Мускулатура матки может ритмично сокращаться независимо от воздействия импульсов центральной нервной системы на периферические нервы. Циркулярные мышцы могут сокращаться независимо от продольных. Эти сокращения усиливаются, если прервать иннервацию. Известны случаи нормальных родов у женщин с параплегией (параличом нижних конечностей), возникшей из-за повреждения спинного мозга в среднем отделе. У этих женщин не поступали импульсы из нервных центров, но роды у всех были нормальными, без болевых ощущений, что свидетельствует о том, что центр импульсов, воздействующих на сокращение матки во время родов, расположен ниже среднего отдела спинного мозга.
Нервная регуляция деятельности матки включает 3 системы (локальную, симпатическую, вегетативную пояснично-крестцовую). Локальная система вызывает ритмичные сокращения матки вне зависимости от симпатической и вегетативной систем. Симпатические раздражители усиливают активность циркулярных мышечных волокон и замедляют активность продольных. Вегетативная пояснично-крестцовая система возбуждает продольные мышцы и замедляет активность циркулярных. Вегетативная и симпатическая системы контролируются центрами спинного мозга, а те, в свою очередь, — центрами, расположенными в коре головного мозга. В то же время системы действуют и независимо друг от друга. Эффективность маточных сокращений в равной степени зависит от стабильности и равновесия в работе как парасимпатической, так и симпатической систем.
Нервы вегетативной нервной системы, относящиеся к матке, ответвляются от десятого, одиннадцатого и двенадцатого грудных нервов, проходят через подчревное сплетение к маточно-влагалищному, в которое входит также первый поясничный, второй, третий и четвертый крестцовые нервы. Они образуют маточно-влагалищное сплетение, из которого волокна идут во все части матки и влагалища. В это сплетение входят и нервы, исходящие из нижних поясничных корешков.
Первый поясничный нерв иннервирует переднюю область наружных половых органов, второй и третий крестцовые нервы — заднюю. Влагалищное сплетение совместно с вегетативными пояснично-крестцовыми волокнами иннервируют наружные половые органы.
Одним из главных условий обеспечения легких родов является исключение влияния симпатических раздражителей. Крестцовая вегетативная иннервация ограничивается небольшим локализованным вмешательством определенных верхнеганглионарных волокон. Ожидание роженицей сильной боли активирует симпатическую нервную систему и, следовательно, усиливает сокращение циркулярных волокон матки и ее шейки. Страх сопровож-
Рис. 20.3. Через минуту после рождения. Фото М.Н.Хорошева |
дается напряжением. Если во время схваток происходит напряжение шейки матки, то сокращение матки направлено на преодоление этого напряжения. Для этого схватки усиливаются, достигая уровня болевых ощущений. Другим источником болей при схватках является сокращение мышц, вызванное недостаточным снабжением кислородом из-за неправильного дыхания. Острые боли возникают в момент рождения у неподготовленных женщин, так как в страхе перед выдвигающейся головкой ребенка они начинают напрягать диафрагму и дно таза. В этом случае по мере продвижения ребенка боль усиливается.
По сравнению с другими органами брюшной полости матка бедна болевыми рецепторами. Как и другие внутренние органы, она не реагирует на изменение температуры, поскольку брюшная стенка хорошо ее защищает. Но она реагирует на чрезмерное растяжение и разрыв тканей.
Продольные волокна, выполняющие выталкивающую функцию, сокращаются. В нормальном состоянии циркулярные волокна расслабленны и пассивны, что позволяет выходному отверстию родового канала расшириться для свободного прохождения ребенка.
Местные раздражители, исходящие из самой матки, продуцируют ритмические сокращения, а пояснично-крестцовый отдел вегетативной системы усиливает их. Шейка матки, состоящая в основном из циркулярных волокон, при нормальном течении родов находится в состоянии полного расслабления. Именно это состояние дает возможность быстрого сглаживания шейки.
Поведение роженицы регламентируется обычаями страны. В некоторых племенах в Полинезии мужья помогают женам во время родов или фактически принимают на себя руководство родами (Мид,1988). В Европе после церковного Собора 1310 г. в Трире, на котором постулировали недопустимость помощи мужчины при родах, если он не был священником, даже врач не мог участвовать в процессе родовспоможения. Эту функцию в России осуществляли повитухи. Процесс родов до сих пор окрашивается мифологическими представлениями, согласно которым от женщины во время родов исходит “черная” энергия. У многих народов роженицу и ребенка на некоторое время изолировали от других членов семьи и племени. Сейчас акушеры-мужчины достаточно распространены, но мифологичность восприятия всего, что связано с родами, существует.
Статистика свидетельствует, что при родах, в которых участвует отец ребенка, в 2 раза реже происходят оперативные вмешательства, применяется родостимулирующая терапия и другие медикаментозные средства, меньше гнойно-септических осложнений и общая заболеваемость среди новорожденных. Это, конечно, обусловлено тем, что мужчины не допускаются для участия в заведомо тяжелых родах, но также и тем психологическим состоянием, которое создает поддержка близкого человека. Более того, вид беспомощного младенца активирует в отце родительский инстинкт. Это ведет к формированию сильной привязанности отца к ребенку. Однако совместные роды — это палка о двух концах. В случае психологической незрелости отца он может даже соревноваться с матерью за право быть с ребенком. В тех же случаях, когда он в браке со своей женой пытается разрешить детс-
кие проблемы, возникшие с его матерью, то после совместных родов вероятность развода увеличивается. Идентифицируясь при родах не со своей женой, а со своим ребенком, он, перерезая пуповину, символически отсекает себя от матери и жены (Островская, 2001).
Вполне возможно, что наиболее благоприятной для встречи ребенка с отцом может быть время вскоре после родов, когда наиболее эмоциональные моменты уже пройдены, а успокоенная мать мирно кормит ребенка грудью.
Существуют диаметрально противоположные точки зрения на то, как влияют роды на ребенка. Общеизвестны теории (О.Рэнк, Ф.Лэйк, А.Джей-нова, С. Гроф), рассматривающие процесс рождения как событие, травмирующее психику ребенка. Физиологи и медики более скептично относятся к этим представления, полагая, что роды — естественный физиологический процесс, который не может быть воспринят организмом как негативный. Они опираются на факт слабой миелинизации мозга новорожденного, что не позволяет ему запомнить эти значимые для него события (Veny, 1987). Среди психологов, менее представляющих физиологические аспекты родового процесса, больше тех, кто полагает, что ребенок способен запомнить и зависеть в своем развитии от неприятных впечатлений во время родов. Более того, есть представления, что сопровождающий родовой процесс стресс, связанный с выбросом катехоламинов, усиливает привязанность между ребенком и матерью (Лагеркранц, Слоткин, 1986).
По-видимому, истина лежит на стыке противоположных точек зрения. Различия же в полученных доказательствах объясняются особенностями исследуемых групп. Стресс во время родов усиливает первоначальные установки матери. Женщина, которая ждала ребенка, четко выполняет указания врача и легко переносит роды. Она быстро забывает о перенесенной боли и никогда не вспоминает о ней позднее. Если женщина по каким-то причинам, осознанно или неосознанно, не желает ребенка или слишком тревожна, то более вероятно, что она перенесет болезненные роды и страдания заслонят радость рождения. В общении с малышом она в дальнейшем постоянно будет подчеркивать эту сторону появления его на свет. Вполне возможно, что ощущения нежеланности и неприятные воспоминания матери свяжутся в дальнейшем с воображаемы-
ми ощущениями.
Процесс адаптации сразу же после рождения протекает эффективнее, если ребенка положить на живот матери (рис. 20.3). Длина пуповины достигает 30—100 см, что позволяет поднести ребенка к груди для первого кормления. При этом приток крови к ребенку от матери сохраняется, и приспособление к новым условиям идет постепенно. Ребенок может остаться на руках матери до окончания родов — рождения последа. Его об-
тирают от следов крови и первородной смазки, которая предохраняет ребенка от кожных инфекций и постепенно поглощается кожей.
Сразу же после родов промежность матери не чувствительна к боли. Эта естественная анестезия позволяет безболезненно наложить швы в случае необходимости.
Сосательные движения ребенка вызывают рефлекторные сокращения матки. Это ускоряет отделения плаценты и закрытие кровеносных сосудов в месте прикрепления плаценты к матке. Подобный процесс происходит при каждом кормлении, поскольку окситоцин, стимулирующий выброс молока, одновременно усиливает сокращение матки. Возвращение матки в до-беременное состояние называется инволюцией. При кормлении ребенка грудью он происходит энергичнее и завершается обычно через семь-десять дней после родов.
Лактация и прилив молока происходят в результате рефлекторных и гормональных воздействий. Они регулируются нервной системой и гормонами гипофиза. Эти физиологические изменения при кормлении ребенка вызывают положительные сдвиги эмоциональных переживаний у матери. Некоторые женщины оценивают эти приятные ощущения как близкие к эротическим. Физиологически же они могут стимулировать сокращение мышц таза и активизировать железы влагалища и наружных половых органов, р
“Si-Психофизиологическая готовность к материнству
Готовность к материнству включает несколько составляющих: физиологическую, психологическую и социальную.
Физиологическая готовность предполагает зрелость организма матери и его способность выносить и родить здорового ребенка. Психологическая предполагает готовность матери нести ответственность за жизнь ребенка, желать его воспитывать. Желанность — наиболее благоприятный признак будущего благополучия ребенка. Она проявляется в любви к еще не родившемуся младенцу, стремлении общаться с ним, интерпретировать его действия как общение (Захаров, 1995; Мещерякова, 2000).
Под социальной готовностью понимаются те условия, в которых мать и ребенок будут пребывать в то время, когда оба они напрямую зависят от внешних условий и других людей.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что многие женщины оказываются не готовыми к материнству ни в физиологическом, ни в психологическом аспектах. В одном из многочисленных однотипных обследований среди 361 беременной женщины было обнаружено лишь 10,3% здоровых. Самым распространенным заболеванием оказалась нейроциркуля-торная дистония (21,9%). В двух третях случаев дистония была симптоматической, то есть развилась на фоне соматического заболевания. Среди выявленных заболеваний отмечены анемия (18,8%), хронический холецистит (14,2%), описторхоз, лямблиоз (6,8%), дисплазия соединительной ткани в виде искривления позвоночника, высокого роста, плоскостопия, варикоз-
ного расширения вен (8%). У 6,8% женщин выявлена патология мочевыво-дяшей системы (хронический пиелонефрит, врожденные почечные аномалии, мочекислый диатез, эссенциальная протеинурия). У 26 женщин НЦД развилась в процессе беременности на фоне отягощенной наследственности по заболеваниям сердечно-сосудистой системы (Отева и др., 1994).
Тридцать процентов женщин оценивали собственные семейные отношения как плохие, отмечая частые ссоры, скандалы, отсутствие контакта между супругами. Следствием этого было то, что у 10,6% женщин выявлено состояние острого эмоционального напряжения, непосредственно связанное с актуальной ситуацией, а у 19,7% — невроз затяжного течения. Худшие психологические показатели были обнаружены у двух одиноких беременных женщин и женщины, муж которой страдал алкоголизмом. Существует связь ухудшения психологических параметров будущих мам не только с актуальной семейной обстановкой, но и с психологическим климатом в родительских семьях. Состояние психологического напряжения у беременной коррелирует с такими параметрами, как алкоголизм родителей или ранняя утрата родителей. Например, из шести женщин, потерявших одного родителя в детстве, две находились в состоянии острого эмоционального напряжения, а у четырех зафиксирован затяжной невроз. Из 22 женщин, оценивающих психологические отношения в родительских семьях как плохие, у пяти отмечено состояние острого эмоционального напряжения, у 11 — невроз затяжного течения (Отева, 1994).
Больные родители с большей вероятностью рождают больных детей. По последним данным число детей, выписанных из роддома с высокой степенью риска, составляет от 93,1 до 96,4% (Егорова, 2000), причем примерно 74% имеют патологию ЦНС.
Мотивационная основа материнского поведения формируется в течение всей жизни женщины. Показано, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, в собственном раннем детстве испытали отрицательный опыт межличностных взаимоотношений в семье (Брутман и др., 1994). Одна из причин девиантного (отклоняющегося) материнства коренится в драме взаимоотношений женщины с ее матерью. Анализ семейных историй женщин, отказавшихся от новорожденных, свидетельствует, что в свое время их отвергла их собственная мать. Подобная материнская депривация привела к невозможности идентификации с матерью как на уровне психологического пола, так и на уровне формирования материнской роли. Ведущей потребностью женщины с девиантным материнским поведением остается стремление добиться любви и признания собственной матери. Эта эмоциональная зависимость от матери блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей самой в будущем стать матерью. Формирование нормального материнского поведения требует первоначально идентификации с матерью и затем, на ее основе, эмоционального отделения от нее (Брутман и др., 2000).
Биологическую основу такого вида поведения подтверждает эксперимент, проведенный на обезьянах. Молодая самка, “воспитанная” проволочным макетом обезьяны, в дальнейшем не умела ухаживать за своими отпрысками. Наблюдения за животными, выросшими в зоопарке, свидетель-
ствуют о том, что они не воспитывают и не кормят своих детенышей, поскольку не имели подобного опыта в своем детстве (Harlow, Harlow, 1966).
Другой причиной отказа матери от новорожденного — скрытого инфанте-цида — является искаженное восприятие ею своего ребенка. Возможно, оно возникает из-за особенностей эмоционального состояния женщины, амбивалентно переживающей резкое расхождение между реальным и “идеальным” ребенком, о котором мать мечтает во время беременности (Lebovici, 1988). При этом он может восприниматься как существо, обманувшее ее надежды, источник принуждения и страдания. Такое состояние встречается у одиноких матерей с повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, неосознанным чувством вины. Они легко проецируют на новорожденных собственные отрицательные черты и чувства, поскольку для них ребенок воплощает в себе все самое неприятное, что им пришлось испытать. Результатом таких переживаний могут быть два противоположных действия — отвержение ребенка или стремление быть идеальной матерью, что в любом случае влечет негативные последствия для ребенка (Брутман и др., 2000).
Матери, психологически готовые к родительству, ведут себя по отношению к ребенку иначе, чем те, которые к этому не готовы. Они разговаривают с малышом и поют во время кормления и одевания, комментируют его и свои действия, ловят его взгляд и реагируют на его действия, стремясь увидеть в нем причину. Они откликаются на инициативу ребенка, повторяют звуки, произносимые им, побуждают его улыбаться и произносить звуки, поддерживают, сочувствуют. Они часто поощряют малыша, хвалят и его действия и его личность, усматривают в нем и его действиях много положительного, поощряют любознательность и активность. Матери, психологически не готовые к материнству, часто игнорируют инициативу ребенка, выполняют лишь то, что наметили сами или формально общаются с ним (Мещерякова, 2000). Это ведет к тому, что дети женщин, готовых к материнству, более инициативны, лучше владеют мимикой, сопереживают матери, раньше начинают говорить, двигаться, сотрудничать с взрослыми, более эмоциональны, доброжелательны и любознательны. С возрастом эти различия нарастают.
Отсутствие подобного опыта взаимодействия с взрослым ведет к отсутствию инициативы и фобическим реакциям (Поляков, Солоед, 2000; Domes, 1993).