Принципы составления конспекта прочитанного
1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания, общее количество страниц. Если текст заимствован из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.
2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях указываются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и др.). Формулируются основные проблемы. Справа – способы фиксации прочитанной информации.
Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранения информации с целью дальнейшего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записано, то лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что чтение 1000 слов с последующей записью 50, которые заключают прочитанное, обеспечивают более высокий коэффициент усвоения материала, чем чтение 10000 слов без соответствующих записей. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.
Резюмирование. Резюме – это краткий итог прочитанного, содержащий его оценку. Резюме характеризует основные выводы книги, главные итоги. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации. Это обычно одно-три четких, коротких, выразительных предложений, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.
Фрагментирование. Фрагментирование–это способ свертывания первичного текста, при котором в первоначальном тексте выделяются цельные информационные блоки (фрагменты), подчиненные одной задаче или проблеме. Если реферат и конспект определяются темой текста и отражают ее, то фрагменты не относятся к теме текста и отражают внешнюю для него проблему.
Фрагментированиенеобходимое для подготовки докладов, статей, рефератов, когда из множества различных источников надо выделить информацию, которая касается выдвинутой проблемы.
Аннотация. Аннотация–это краткая обобщенная характеристика книги, статьи, содержащая иногда и ее оценку. Это лучшее изложение содержания первичного документа, дает общее представление о теме. Основное ее назначение–предоставить определенное представление о книге, статье, научной работе для того, чтобы рекомендовать ее определенному кругу читателей или воспользоваться своими записями при выполнении работы исследовательского, реферативного характера. Поэтому аннотация не предусматривает изложения содержания произведения, в ней лишь перечисляются вопросы, которые освещены в первоисточнике (содержание этих вопросов не раскрывается). Аннотация отвечает на вопрос: "О чем говорится в первичном тексте?", она дает представление лишь о главной теме и перечень вопросов, которые освещаются в тексте первоисточника.
По своему характеру аннотации могут быть:
1. Справочные(без критической оценки произведения). Обязательными требованиями к справочным аннотациям являются четкость и простота изложения. Примерная схема справочной аннотации такова:
а) уточнение заголовка;
б) краткие сведения, связанные с содержанием;
в) сведения, связанные с автором;
г) особенности издания;
д) читательский адрес (то есть, какой аудитории предлагается данное издание).
Полноценное справочное аннотирования призвано обратить внимание читателя на специфику книги (статьи), источники и теоретический уровень текста, характер приложений.
2. Рекомендательные(содержат критическую оценку произведения). В рекомендательной аннотации подается обоснование значимости произведения:
а) помещается указание на то, почему книга (статья) будет полезна и интересна читателю;
б) в книге должно привлечь внимание читателя;
в) поможет читателю в повышении его квалификации, ознакомление с новейшими достижениями науки и техники и т.д.
Примерная схема рекомендательной аннотации:
а) сведения об авторе (дают представление о направленности произведения и, в определенной степени, о его качестве)
б) замечания по существу вопроса (с целью привлечения внимания читателя к произведению, которое аннотируется)
в) оценка произведения по сравнению с другими аналогичными книгами (статьями) (с целью привлечения внимания читателя именно к этому произведению).
По охвату содержания материала, который аннотируется, и читательскому назначению различают:
а) общие аннотации (характеризует документ в целом, рассчитанные на широкий круг читателей)
б) специализированные (раскрывают документ лишь в определенных аспектах, интересующих специалистов).
Разновидностью специализированной аннотацииявляется аналитическая аннотация,характеризующая определенную часть или аспект содержания материала. Такая аннотация предоставляет краткую характеристику только тех разделов, подразделов и страниц документа, которые посвящены определенной теме.Специализированные аннотациизачастую носят справочный характер.
Аннотации могут бытьобзорными. Обзорная аннотация–это аннотация, содержащая обобщенную характеристику двух или более документов, близких по тематике.
Для справочной обзорной аннотациихарактерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) по одной теме, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.
В рекомендательных обзорных аннотацияхприводятся различия в толковании темы, в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.При написании курсовых, дипломных работ особый интерес представляют справочные аннотациикак наиболее эффективные в предоставлении своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники и помогают сэкономить время на поиск и сбор научной информации. Исходя из требований к аннотациям, их объем можно довести от нескольких слов до 10-15 строк. Аннотация в силу своей предельной краткости не предполагает цитирования, в ней не используются смысловые куски оригинала как такие, основное содержание первоисточника передается здесь «своими словами».
Особенностью аннотацииявляется использование в ней языковых оценочных клише. Аннотация, как правило, состоит из простых предложений. Текст аннотации не стандартизирован. В научной литературе можно встретить различные требования к составлению аннотаций. Например, текст справочной аннотации может содержать следующие сведения:
а) тип и название документа (монография, диссертация, сборник, статья и т.п.);
б) задачи, выдвинутые автором документа, который аннотируется;
в) метод, которым пользовался автор (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников);
г) принадлежность автора к определенной научной школе или направлению;
д) структура документа, который аннотируется;
е) предмет и тема произведения, основные положения и выводы автора,
ж) характеристика вспомогательных иллюстративных материалов, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.
Характерной особенностьюаннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, указанными в библиографическом описании, при этом не повторять их. При составлении аннотации обычно используют стандартные обороты (речевые клише).
Рефератдолжен содержать основные фактические сведения и выводы по отдельному вопросу.Рефератотвечает на вопрос – что содержится в этой публикации (публикациях). Однакореферат–не механическое изложение материала, а передача его сущности. Сегодня, кроме реферирования прочитанной литературы от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по определенному вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласована с преподавателем. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемых произведений излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.
Цель реферата–сообщение содержания реферируемых работ, но, главным образом, представление и ознакомление с проблемами в определенной области науки или деятельности.
Функции реферата:информативная (ознакомительная) поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная.Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и с какой целью их использует.
Современные требования к реферату–точность и объективность в передаче информации, полнота отражения основных элементов содержания, логичность содержания и соответствие формы изложения и оформления.
1. Абзац включает в себя не менее 3-х предложений.
2. Название каждого раздела начинается с новой страницы, объем раздела не может быть менее 5 страниц.
3. В тексте не должны присутствовать сокращения, кроме общепринятых, общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.
4. Каждая цитата, каждый рисунок или график должны иметь сноску. Если рисунок или диаграмма, гистограмма являются авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте сноски.
5. Примечания надо обозначать в квадратных скобках, например, [5, с. 210], где первая цифра означает порядковый номер источника из списка литературы, а вторая – номер страницы, откуда цитируется информация.
6. Работа подается в печатном виде через 1,5 интервала. Размер шрифта – 14 Times New Roman. Вся работа должна быть напечатана одним видом шрифта, если это не смысловое выделение по тексту.
7. Ссылок на литературные и другие источники информации должно быть не меньше, чем информационных источников в приведенном в конце работы списке использованной литературы.
Требования к языку реферата:он должен отличатьсяточностью, краткостью, ясностью и простотой.
В учебном процессереферат–это краткое публичное изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи, научной проблемы, результатов научного исследования на основе обзора литературы и других источников. То есть,цель рефератав учебном процессе высшей школы – сформировать умение студента работать с научно-методической и учебной литературой, начиная с ее поиска и заканчивая оформлением списка использованной литературы.
Структура реферата:
1. Титульный лист.
2. После титульного листа на отдельной странице излагается содержание (его название может быть "план" или "содержание"), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата (если речь идет о содержании).
3. После содержания на следующей странице начинается "вступление", введение в тему. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
4. Основная часть реферата может иметь один или несколько разделов, состоящих из 2-3 подпунктов, подразделов и предусматривает сознательное и логическое изложение основных положений и идей, содержащихся в литературных источниках, которые реферируются. В тексте должны быть обязательные ссылки на первоисточники. В том случае, если цитируется или используется чье-нибудь неординарное мнение, идея, вывод, приводится любой цифровой материал, таблица – обязательно делают ссылку на того автора, у кого заимствуются представленные сведения.
5. Заключение содержит главные выводы из текста основной части, в них отмечается, каким образом и с каким качеством выполнены задачи, достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
6. Приложения могут включать графики, таблицы, расчеты, методические советы и рекомендации, которые можно применять в учебно-воспитательном процессе.
7. В списке литературы (библиография или список литературы) указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания литературного первоисточника в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Написаниереферата–процесс, состоящий из трех основныхэтапов:подготовительного, исполнительного и итогового.
Этапы работы над рефератом. Работу над рефератом можно условно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап, предполагающий изучение предмета исследования.
2. Изложение результатов изучения первоисточников в виде связного текста.
3. Устное сообщение по теме реферата.
Подготовительный этап работы.Подготовительный этап предполагает самостоятельный поиск необходимой литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; подбор литературы в библиотеке; определение круга справочных пособий для дальнейшей работы над темой исследования.
Формулировка темы.Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того, чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема содержала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент только знакомится с соответствующей отраслью знаний и будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).
Поиск источников.Грамотно сформулированная тема зафиксирует предмет изучения; задача студента –- найти информацию, касающуюся этого предмета, и решить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список первоисточников, что приведен в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитным каталогами библиотек; как оформить список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).
Ориентироватьсяв книжном фонде библиотеки помогаютразличные каталоги:алфавитный, систематический и предметный,а такжетематические картотеки,которые отражают наиболее важные темы, проблемы, разделы, аспекты политического, хозяйственного, культурной жизни общества.
Чтение литературных источниковдолжно сопровождаться соответствующими записями в виде выписок и цитат с точным указанием на источник ссылки в соответствии с требованиями библиографического описания литературного произведения.
Работа с источниками.Работу с первоисточниками надо начинать с ознакомительного чтения, то есть просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником.
Если для решения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет четкого наименования структурных единиц материала, следует обратить внимание студента на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он вполне имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с "мнимой обработкой" материала. Такое чтениепредполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.
Особое внимание следует обратить на то, следует тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом формируется не мгновенно.
Лучший способнаучиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции–это сравнительное чтение,в процессе которого студент знакомится с разными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает значение и доказательность аргументов сторон и делает вывод о самой убедительность той или иной позиции.
Составление конспектов для написания реферата.Подготовительный этап работы завершается составлением конспектов, фиксирующих основные положения и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне страницы с полями и достаточным для исправления и ремарок междурядным расстоянием (этих правил следует придерживаться для удобства редактирования текста). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть подано указание на источник (автор, название, выходные данные, номер страницы).
После завершения предварительного этапа можно переходить непосредственно кнаписанию текста реферата.
Создание текста. Общие требования к тексту.Текст реферата должен соответствовать определенным требованиям: он должен раскрывать тему связно и целостно. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается материал, касающийся темы, и предлагаются пути решения проблемы, которую содержит тема; связность текста предполагает смысловую соотнесенность отдельных компонентов, а целостность – смысловую завершенность текста. С точки зрения связности текста делятся натексты-констатацииитексты-рассуждения.
Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли вытекают из других, некоторые ставятся под сомнение, им дается оценка, выдвигаются различные предположения.
План реферата. Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану – воображаемой схеме, что позволяет контролировать порядок расположения структурных частей текста. Универсальный план научного текста, кроме формулировки темы, предусматривает изложение вводного материала, основного текста и выводов. Все научные работы – от реферата до докторской диссертации – строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться такой схемы.
Требования к вступлению. Введение – это начальная часть текста. Она имеет целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении материала. Во введении аргументируется актуальность исследования, то есть оказывается его практическое и теоретическое значение. Далее констатируется, что сделано в этой области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнения исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цели и задачи реферата. Объем вступления – около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она самая значительная по объему и наиболее значимая по содержанию. В ней обосновываются основные положения реферата, приводятся развернутые аргументы, выдвигаются гипотезы, касающиеся сути обсуждаемого вопроса. Важно проследить, чтобы основная часть не имела формы монолога. Аргументируя свою позицию, можно и нужно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, что-то отрицать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов – компиляции. Изложение материала основной части подчиняется составленному заранее плану, отражается в разделении текста на разделы и подразделы. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).
Заключение. Выводы – последняя часть научного текста. В ней кратко и сжато излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. В выводах определяются дальнейшие перспективы развития темы, ее изучения. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части – это могут быть две-три фразы, но в них должны быть подведены результаты проделанной работы.
Список использованных источников. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком литературы. Названия книг в списке должны располагаться по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг, статей, других информационных источников.
Требования, предъявляемые к оформлению реферата. Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обе стороны листа остаются отступления размером 20 мм слева, сверху и снизу и 10 мм – справа, рекомендуется шрифт 14 Times New Roman, интервал – 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Нумерация страниц выставляется в верхнем правом углу страницы, номер на титульном листе не ставится. Каждый вопрос в тексте должен называться (наименование) в точном соответствии с наименованием в плане-содержании. При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:
а) поверхностное изложение основных теоретических вопросов темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,
б) в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферирования темы,
в) дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из Интернета и т.д.
Об особенностях языкового стиля реферата. Для написания реферата используется научный стиль речи. В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон языка создают такие конструкции:
1. Предметом дальнейшего рассмотрения является ...
2. Остановимся прежде всего на анализе последней ...
3. Эта деятельность может быть определена как ...
4. С другой стороны, следует подчеркнуть, что ...
5. Это утверждение одновременно предполагает и то, что ...
6. При этом ... должно (может) рассматриваться как ...
7. Рассмотренная форма ...
8. Ясно, что ...
9. Из выше приведенного анализа ... со всей очевидностью следует ...
10. Аргумент не снимает этого вопроса, а лишь переводит его решение ...
11. Логика рассуждения приводит к ...
12. Как хорошо известно ...
13. Следует отметить ...
14. Таким образом, можно с достаточной уверенностью сказать, что ...
Различные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи в некоторое количество наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, что требует объяснения. Выпускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы.
Например:
Не следует писать | Следует писать |
Мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев | Таким образом, в ряде случаев |
Имеющиеся факты показывают, что | По имеющимся фактам |
Представляет | Представляет собой |
Для того чтобы | Чтобы |
Сближаются между собой | сближаются |
Из таблицы 1 понятно, что | Согласно таблице 1 |
Конструкции, связывающих все композиционные части схемы-модели реферата: