Сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения
Традиционное обучение | Исследовательское обучение |
Учителю следует излагать основные представления и понятия, заложенные в содержание учебного предмета и отраженные в изучаемой теме | Обучающийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя |
Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем | При изучении естествознания следует создавать такие ситуации, которые предоставляют обучающимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах |
Естественно-научные предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению | Знакомство с естественно-научными представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов |
Учебное познание должно строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения | Обучающимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом |
Основная цель лабораторных работ – формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов | Материалы лабораторных работ побуждают обучающихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые изучают в классе |
Изучение материала в ходе лабораторных работ следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной к тому, чтобы проиллюстрировать изученные в классе понятия и представления | Обучающиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроках |
Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми обучающимися, которые четко придерживаются инструкций к лабораторной работе | В лабораторных опытах обучающимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты |
В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый результат | Каждый ученик самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования |
Сущность естественно-научных знаний следует иллюстрировать материалом об их применении в технике | Для изучения правила (закона) обучающихся следует познакомить с примерами, из которых это правило (закон) можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем |
Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера | Обучающиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме |
На основе работ кандидата психологических наук, известного специалиста в области организации исследовательской деятельности школьников Александра Владимировича Леонтовича, можно сформулировать следующее определение исследовательской деятельности в школе:
Исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, котораяпредполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. [3]
Для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, как и любой другой деятельности, необходимо хорошо представлять себе те структурные внутренние компоненты, из которых состоит эта деятельность.
Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части (рисунок 1):
Рисунок 1. Виды исследовательской деятельности.
Классификацией учебно-исследовательской деятельности по различным признакам занимались многие ученые-методисты. В своей работе я опираюсь на классификацию видов учебно-исследовательской деятельности по наиболее значимым дидактическим признакам, предложенным доктором педагогических наук, ректором Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, заслуженным учителем школы РФ Василием Яковлевичем Синенко в книге «Методика и техника ШФЭ» [8], характерным для формируемого учебного процесса (рисунок 2):
1. По дидактическим целям:
а) для изучения нового материала;
б) для повторения изученного;
в) для систематизации и обобщения изученного;
г) для развития исследовательских умений и навыков;
д) для контроля знаний, умений и навыков.
2. По затраченному времени:
а) кратковременная;
б) часовая;
в) длительная.
3. По организационной форме:
а) фронтальная;
б) в группах;
в) индивидуальная.
4. По типу исследования:
а) теоретическая;
б) практическая (экспериментальная).
5. По содержанию деятельности:
а) работа на уроке:
- по обобщенным планам;
- с текстом учебника (или дополнительной литературы);
- микроопыты;
- экспериментальные задачи;
- демонстрационный эксперимент;
- лабораторные работы;
- физический практикум.
б) внеурочная работа:
- исследовательские работы;
- конструирование;
- экспериментирование;
- домашние экспериментальные задания,
- экспериментальные задачи.
Рисунок 2. Классификация видов исследовательской деятельности обучающихся.
В организации исследовательской деятельности обучающихся выделяю
следующие направления:
· исследовательская работа, выполняемая школьниками в учебном процессе,
· организационно-массовые мероприятия (олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.),
· исследовательская работа во внеурочное время, которая отличается от исследовательской работы в учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач и предполагает наличие основных этапов, характерных для научной работы.
Использование исследовательской деятельности позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями и умениями для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Для формирования вышеперечисленных навыков использую различные формы организации работы с обучающимися (рисунок 3). Сочетание всех этих форм позволяет каждому ученику проявить свои способности. [6]
Рисунок 3. Формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Таким образом, исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в результате использования которого у школьников:
· формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
· значительно расширяется кругозор в предметных областях;
· происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
· наилучшим образом развиваются творческие задатки.