Исторические аспекты налогообложения в Российской Федерации
Во все времена ни одно государство не обходилось без взыскания налогов со своих граждан. Налогообложение - элемент экономической культуры, характерный всем государственным системам.
В развитии налогообложения можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными особенностями.
Первый период включает хозяйственные системы древнего мира и средних веков и отличается малоразвитостью и случайным характером налогообложения. Первоначально налоги были в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму: барщина, участие в походах, продовольствие, снаряжение для армии. По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму.
Второй период развития налогообложения приходится на конец XVII – начало XVIII вв. характеризуется тем, что налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства. Начинает происходить формирование первых налоговых систем, которые включают прямые и косвенные налоги. Огромную роль играют акцизы, взимающиеся, со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
Основоположником теории налогообложения считается шотландский экономист и финансист Адам Смит (1723 – 1790 ). Он первым дал определения налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, сформулировал принципы налогообложения, а также определил, что налоги для плательщика являются показателем его свободы, а не рабства.
Третий период развития налогообложения начался с XIXв., произошло уменьшение количества налогов и изменились права при их установлении и взимании.
После первой мировой войны были проведены налоговые реформы. Тогда и была заложена основа современной налоговой системы, в которой прямые налоги заняли ведущие позиции.
Среди первых форм жертвоприношений, в том числе и религиозного толкования, упоминалась десятина – одна из зародышевых форм развития налогообложения в России.
После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. После чего, первоначальной ставкой налога от всех полученных доходов стало 10%.
По мере объединения Древнерусского государства, с конца IX в., дань стала основным источником доходов княжеской казны. Этот прямой налог стал систематическим. Утвердившись в Киеве, Князь Олег (912) занялся установлением дани с подвластных племен. Жителей Новгорода обязали ежегодно платить князю 300 гривен, что являлось целевым сбором на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Так же в Древней Руси было известно и поземельное обложение.
Во времена татаро-монгольского нашествия, основным налогом стал «выход», взимавшийся баскаками, а затем, самими русскими князьями с каждой души мужского пола и со скота. Далее пошлины стали главным источником внутренних доходов.
Осьмеником назывался сборщик пошлин в XII в. в Киеве. Он взимал осмничее – сбор за право торговли. С XIII в. на Руси для главного сборщика торговых пошлин появляется название «таможник», который в свою очередь имеет помощника «мытника».
В 1480 году Иваном III была прекращена уплата «выхода». Главным прямым налогом стали данные деньги (дань) с посадских людей и крестьян. Были введены так же пищальные и ямские налоги. Через систему пошлин и откупов взимались косвенные налоги, главными из которых были таможенные и винные.
Существенно умножил государственные доходы Иван Грозный (1530 –
1584). Он ввел несколько иные способы собирания налогов. Теперь при взимании прямых податей главным объектом обложения была земля, а раскладка велась на основании писцовых книг, которые описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Главным из косвенных налогов всё так же оставались торговые, таможенные и судебные пошлины. Раскладка и взимание податей производились земскими общинами, посредством выборных окладчиков.
Налоговая система все более совершенствовалась при царствовании Романовых. При Алексее Михайловиче применяли экстренные сборы. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Прямые налоги поднялись до 20 %. В 1646 году повысили акциз на соль с 5 до 20 копеек за пуд. Расчет был на то, что все слои населения потребляют соль и налог разложится на всех равномерно. Но Соляной налог отменили после московского (соляного) бунта в 1648 году, началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
Так же введена таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 году издан Торговый устав. Для иностранцев таможенная пошлина составляла 12 – 13 %, для русских – 4 – 5 %.
В 1667 году Новоторговым уставом были уточнены ставки. Сохранилась пошлина в 8 и 10 денег с рубля для русских и 12 денег с рубля для иностранных
купцов, но при проезде в глубь страны иностранцы должны платить еще по
гривне с рубля или дополнительно 10 %. Введенный налог на имущество получил активное распространение.
В период правления Петра I (1672 1725) введены военные налоги, так как преобразовательные реформы в сочетании с непрерывными войнами требовали крупных финансовых ресурсов.
Крупные преобразования в России происходили в период правления Екатерины II (1729 1796). Она внесла значительные изменения в налогообложениекупечества.
С 1797 года губернии были разделены на четыре класса в зависимости от
плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.
На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Так же вводились надбавки целевого назначения, например, надбавки на строительство государственных больших дорого, на устройство водных сообщений. Кроме государственных налогов, взимались и местные.
Перед началом Первой мировой войны финансовое положение России было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 год доходы государства были 3522 млн. руб., расходы – 3303 млн. руб. Но в результате войны с Германией финансовые источники почти иссякли, нарастали темпы инфляции. Эмиссия бумажных денег полностью разладила финансовую систему страны.
Финансовая система наладилась после провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел.
В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении перехода к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств при отсутствии какой либо самостоятельности предприятий лишала хозяйственных руководителей всякой инициативы и постоянно подводила страну к финансовому кризису.