Тема 4. Средства социальных коммуникаций
Социальная коммуникация возможна при помощи знаковых систем. Различают вербальные (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые), а также технические (печатные и электронные) средства коммуникации.
Вербальные средства коммуникации.В межличностном общении обычно применяются письменная и устная речь, тесно связанные между собой. Знаки письменной речи – буквы – обозначают звуки устной речи. Письменная речь требует более развернутого построения, более систематического и логически связанного изложения, чем устная речь. Но именно в устной речи быстро обнаруживается непонимание, быстро происходит обратная связь.
Преимущества письменного языка становятся решающими в ситуациях, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Основное преимущество устного языка перед письменным заключается в его экономности, то есть для устной передачи какой-либо мысли требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря иному порядку слов, пропуску концов и отдельных частей предложений. Преимущества устного языка проявляются в условиях временного дефицита и в случаях, когда необходимо влиять на другого, воодушевлять, то есть в ситуациях непосредственного личностного контакта. Недостатками устного языка являются речевые ошибки, многозначность, вероятность возникновения барьеров в общении. Одно из человеческих заблуждений заключается в том, что точность передачи информации в устной форме всегда высокая. Взаимодействуя, партнеры не всегда находят общий язык. Логический барьер: когда партнеры не считают нужным грамотно, ясно и лаконично излагать свои мысли, учитывая при этом специфику партнера по общению. Стилистический барьер: возникает при несоответствии формы коммуникации ее содержанию или когда информация передается функционально-книжным языком, понятным при чтении, но затрудняющим восприятие на слух. Такие ситуации вызывают не только неудовлетворенность, но и непонимание самой информации, а отрицательные эмоции, сопутствующие подобной коммуникации, не позволяют внимательно слушать, мешают сосредоточиться. Семантические и лингвистические барьеры: вызваны несовпадением тезаурусов (лингвистического словаря с полной смысловой информацией), ограниченным лексиконом одного из партнеров, а также социальными, культурными, психологическими, национальными, гендерными различиями собеседников. Фонетический барьер: препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего, - появляется, когда темп и скорость речи, качество дикции и произношения оставляют желать лучшего.
Таким образом, коммуникативная компетентность – это:
1. Безупречное знание всех норм и правил устного и письменного языка;
2. Хорошее владение устным и письменным языком;
3. Умение устанавливать оптимальное соотношение между устным и письменным языком с учетом изменяющейся ситуации.
Невербальные средства коммуникации. Невербальные средства коммуникации используются для регуляции коммуникативного процесса, создания психологического контакта между партнерами. В отличие от устной и письменной речи, невербальные средства общения не могут в полной мере быть осознанными как говорящими, так и слушающими. При этом могут выполнять все основные функции языковых знаков, то есть фактически заменять текст. Выразительные движения, способствующие установлению или исчезновению отношений между людьми, управляют коммуникацией без существенной эмоциональной нагрузки партнеров по общению. Роль выразительных движений заключается в усилении эмоциональной насыщенности сказанного, создании объективного фона словесного содержания, повышении его выразительности. С помощью жестов реализуются указательные значения, с помощью пантомимики – описательные. Модальные значения (одобрение, согласие, решительность) передаются некоторыми жестами и мимикой; значения побуждения, вопроса, утверждения и отрицания – жестами, мимикой, пантомимикой.
Невербальное поведение личности характеризуют кинесическая, акустическая (просодическая и экстралингвистическая), тактильно-кинестезическая (такесическая), ольфакторная системы средств, которые, в свою очередь, могут быть разделены на подсистемы и элементы.
Кинесическую систему невербальных средств коммуникации образуют элементы мимики и пантомимики – жест, поза, походка и т.д.
Особая роль среди элементов кинесической структуры невербального поведения отводится мимике. Мимика – это движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние человека. Для выявления локализации различных мимических движений лицо делится на 3 зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и щеки, рот и подбородок). Наиболее часто выражаемые эмоции при помощи мимики (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть) фиксируются по выделенным зонам, что позволяет регистрировать определенные мимические движения. Но остается проблема интерпретации невербального поведения, его декодирования.
На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности/дисгармоничности мимики. Рассогласования между верхней и нижней частями лица свидетельствуют о неискренности чувств человека, его отношении к другим.
Подструктурой кинесики является также визуальный контакт, «контакт глаз», «взаимовзгляд». Обмен взглядами, организация визуального контакта, включающего в себя время фиксации взгляда на партнере, частоту фиксации, крайне важны при создании атмосферы интимности в межличностном общении. Направление взгляда в общении, его фиксация зависят от содержания общения, индивидуальных различий партнеров по общению, от характера их взаимоотношений и от предшествующего опыта развития этих взаимоотношений. На качество оценок визуального контакта влияет целый ряд факторов: угол между осью общения партнеров и осью «наблюдаемый – наблюдатель», положение головы наблюдаемого, движение глазных яблок.
Выделены следующие функции визуального контакта:
* Информационный поиск (в этих целях говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий – на говорящего);
* Оповещение об освобождении канала связи;
* Стремление показать свое Я;
* Установление и поддержание социального взаимодействия;
* Поддержание стабильного уровня психологической близости.
В ситуациях монологической коммуникации на собеседника смотрят в течение 45% всего времени общения, тогда как в активном диалоге – в течение 65%. Таким образом, при деловом взаимодействии визуальный контакт, мимика, взгляд имеют немаловажное значение. Нормальный для конструктивного делового общения взгляд – теплый, доброжелательный, открытый и успокаивающий.
«Контакт глаз», «взаимовзгляд», частота обмена взглядами, время, на которое взгляд задерживается на партнере, характеризуют атмосферу межличностного общения. Исчезновение или возобновление «контакта глаз» происходит при попытке получить дополнительную информацию, высказывании важных мыслей. В таких случаях говорящий смотрит на слушающего. Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды – сигнал к установлению контакта. Стремление избежать взгляд партнера – один из признаков затрудненного общения, так же как и пристальный неподвижный взгляд. Установлено, что люди смотрят друг на друга во время беседы в среднем от 30 до 60 % времени. Но если во время делового разговора собеседники смотрят друг на друга более 60 % времени, то они, по всей вероятности, больше заинтересованы в личности партнера, чем в предмете контакта.
Для отдельных народов динамика взгляда, «контакт глаз» есть показатель принадлежности к культуре. Например, для японцев глаза служат своеобразным дополнительным органом речи, умение вести диалог на языке взглядов – это их культурно-специфический признак. (Японцы как «люди зрения» понимают силу такого контакта и проявляют особую деликатность, не всегда понятную европейцам, закрывая глаза в общественном транспорте).
Еще одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения является жест. Жест – это движение, имеющее сигнальное значение. Под жестом обычно понимают движение рук или кистей рук. Жест в процессе общения не только сопровождает речь, на основе жестов можно судить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о каком-то его качестве.
Классификация жестов:
1. Коммуникативные жесты – мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразнящие (встречающиеся в общении детей), утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение, а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста;
2. Описательно-изобразительные жесты, понятные только при словесном дополнении (например, жест, сопровождающий рассказ о величине предмета);
3. Модальные жесты, выражающие оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К ним относятся жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность, растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.
Выделяются естественные и искусственные языки жестов, заменяющие речь. Естественный язык жестов – спонтанный, используется при передаче информации и выражении своего отношения к сказанному. Искусственный язык жестов – язык жестов глухонемых или системы движения рук, имеющие конкретное практическое назначение: взмахи руками дирижера, «ручной язык» биржевиков. Такие жесты входят в экспрессивный репертуар человека, но занимают в нем автономное положение.
Для понимания жестов важно знать психологические состояния, влияющие на их динамику, интенсивность и т.д. Установлено, что интенсивность жестикуляции повышается, если говорящий волнуется или хочет занять лидирующую позицию в общении, если говорящий испытывает затруднения в выражении мысли. Тревожность, неуверенность человека сопровождаются хаотическими или однообразными движениями рук, использованием при разговоре какого-либо предмета (постукивание карандашом, снимание-одевание очков и т.д.). Сила и частота жестикуляции определяются культурными нормами. От принадлежности человека к той или иной культуре зависит рисунок его жестов, их значение, появление специфических движений рук. (Пример: финн на протяжении часового разговора прибегает к жестикуляции один раз, итальянец – 80 раз, француз – 120, а мексиканец – 120).
4. Жесты-прикосновения – поцелуй, похлопывание, поглаживание, рукопожатие, объятие, соединение своих рук в «замок», потирание кончика носа. Прикосновения служат дополнительным средством выражения эмоционального состояния. А также помогают человеку справиться с эмоциональным напряжением в стрессовой ситуации. На выбор жестов-прикосновений влияют статус партнера, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к определенной культуре. Область применения таких жестов-прикосновений, как объятия, поцелуи, также ограничена статусными, возрастными, половыми и культурными нормами. Прикосновения в большей степени, чем другие жесты, выполняют функцию указателя статусно-ролевых отношений, сигнализируют о степени близости общающихся. Ситуационно несоответствующее использование жестов-прикосновений может привести к конфликтам общения.
Следующим элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза – положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Позу характеризует определенное положение частей тела человека: головы, плеч, туловища, ног. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около 1000. Из них, в силу культурной традиции каждого народа, некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Особенно значима роль позы для выражения отношения к человеку, подчеркивания «своего» и «чужого» социального статуса, передачи состояний. Позы свидетельствуют об уровне культуры общества, о принадлежности индивида к определенной группе. Например, готовность к общению: это улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед. В обществе малознакомых лиц наблюдаются «закрытые», «жесткие» позы: плечи приподняты, шея втянута, руки соединены. Такие позы не способствуют возникновению контакта, доверия между людьми. Изменение поз партнеров – изменение отношений между ними, принятие поз друг друга – единство позиций, взглядов.
Следующий элемент кинесики – походка человека. Походка дает информацию о различных психологических и социальных свойствах человека, но для ее уточнения необходимо учитывать возраст, пол, профессию, соединяя особенности походки с другими выразительными движениями. Походку характеризуют ряд параметров: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность.
Мимика – состояние человека;
Жесты – интенсивность переживаний;
Взгляд, направленность взгляда, обращенность лица к собеседнику – характер контакта;
Поза – передача отношения к другому человеку.
Акустическая система невербальных средств коммуникации включает в себя просодическую и экстралингвистическую подсистемы.
Просодическая система– это высота, громкость голосового тона, длительность речи. В качестве ее подструктуры выступает интонация голоса – ритмико-мелодическая сторона речи, совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Интонация позволяет выражать мысли, чувства собеседников. Основными ее элементами являются мелодика речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударение.
Экстралингвистическая система определяется включением в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека (плач, кашель, смех, вздох, шепот и т.д.).
Тактильно-кинестезическая системаневербальных средств социальной коммуникации дает представление о физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний (выполняют функцию одобрения, эмоциональной поддержки) – свидетельство взаимодействия личности с окружающим миром. Использование личностью в общении этой системы невербального поведения определяется многими факторами (статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства). Так, рукопожатие чаще используется в ситуации приветствия у русских, чем у англичан и американцев, в общении мужчин, чем женщин. Поцелуй как элемент физического контакта распространен в русской культуре в поведении мужчин, и женщин, в то время как у англичан встречается редко, только при интимных отношений.
Ольфакторную системуневербальных средств коммуникации образуют средства, оперирующие системой запахов – естественных и искусственных, индивида и окружающей среды. Ольфакторная система служит показателем общего уровня культуры человека. Она проявляется при весьма специфических обстоятельствах (например, при интимном общении между мужчиной и женщиной, в ситуации «врач-больной»).
Технические средства коммуникаций.СМИ разделяются на 2 вида: печатные и электронные (или телерадиовещательные).
Печатные СМИ (газеты и журналы) поставляют информацию путем изготовления и распространения множества экземпляров какого-либо периодического издания. В отличие от электронных СМИ, печатные обычно более долговечны, требуют грамотности от тех, кому они адресованы, не ограничены количеством каналов (существует определенное число возможных радиочастот и телевизионных каналов). В целом печатные СМИ больше предназначены для подробного освещения событий, чем электронные.
Электронные СМИ появились позже печатных, они менее долговечны и меньше зависят от общей грамотности человека или доступности ему городской инфраструктуры. Из-за ограниченного количества каналов радио и телевидение обычно более строго регулируются государством, чем печатные СМИ.
Характеристики технических средств социальной коммуникации:
· высокая скорость распространения информации (появившееся сообщение может быть мгновенно растиражировано Интернет-изданиями, электронными и печатными публикациями);
· возможность получения исчерпывающей информации;
· интерактивностью коммуникации, возможностью вступать в прямой диалог с аудиторией, получать от нее обратную связь в режиме реального времени («прямые эфиры», интерактивные опросы на ТВ и радио и т.д.);
· текстовые ограничения коммуникации (печатные средства, Интернет).