Классификация по признаку структурированности задач
При создании ИС неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным (однозначным) – математическим или алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многомзависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решений на основе получаемой информации.
Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе решения задачи. Это и определяет степень автоматизации задачи.
Различают три типа задач, для которых создаются ИС:
· структурированные (формализуемые);
· неструктурированные (неформализуемые);
· частично структурированные.
|
В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю. Подобные системы называются автоматическими.
Примером подобной задачи может служить задача расчета заработной платы, которая и была автоматизирована одной из первых.
Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь автоматизации невелики. Решение в подобных случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.
Пример: если попытаться формализовать взаимоотношения в студенческой группе, то вряд ли это будет возможно, так как для данной задачи существен психологический и социальный факторы.
В практике работы любой организации или фирмы существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными(см. Рис. 6).
Пример: требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие.
Пути решения этой задачи могут быть разными, например:
· выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих;
· перенесение срока окончания работ на более позднюю дату.
В этих условиях можно создать автоматизированную ИС, просчитывающую все возможные варианты на основе получаемой информации, и предлагающую альтернативы решения проблемы, которые анализируются человеком. Он будет в подобной системе играть определяющую роль, т.к. человек принимает окончательное решение.
ИС, создающие управленческие отчеты (управленческие системы), обеспечивают информационную поддержку пользователю, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в подобной ИС должны обеспечивать следующие возможности:
· составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;
· быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;
· управление данными с использованием возможностей СУБД;
· логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;
· автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.
Рисунок 6. Типы информационных систем, используемых для решения частично структурированных задач.
Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему информацию путем диалога с моделью в процессе ее исследования.
Основными функциями модельной ИС являются:
· возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решения основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы…», «что будет, если…», анализ чувствительности и т.п.
· достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
· оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
· возможность графического отображения динамики модели;
· возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на 2-х уровнях:
1. экспертная система первого уровня исходит из концепции «типовых управленческих решений», в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классамуправленческих решений, т.е. некоторому набору типовых альтернатив. Для реализации экспертной поддержки создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив;
2.если возникшая ситуация не ассоциируется ни с одной из альтернатив, экспертные системы второго уровня генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил их преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.