Принцип действия системы МДП
Таможня отправления является, как правило, таможней, где выполняются все необходимые таможенные формальности, связанные с вывозом грузов. Таможня отправления досматривает и оформляет грузы на основании сведений, заявленных перевозчиком к книжке МДП, накладывает таможенные пломбы и делает об этом отметку в книжке. После этого отделяется один отрывной лист и заполняется соответствующий корешок. Книжка МДП возвращается перевозчику, который начинает транспортную операцию. Пограничная таможня проверяет сохранность таможенных пломб, отделяет второй лист книжки МДП и заполняет соответствующий корешок. После этого грузы могут быть выпущены за границу, а оба заполненные корешка удостоверяют, что перевозка по территории государства отправления полностью завершена.
Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства транзита, проверяет сохранность таможенных пломб и отделяет один отрывной лист. Подобным образом поступает таможня, через которую грузы вывозятся с территории государства транзита. Оба листа сверяются, и транспортная операция завершается или, если обнаружены какие - либо нарушения, применяется процедура, описанная выше. Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства назначения, в этом случае, если она является одновременно таможней назначения, отделяет оба отрывных листа и несет ответственность за помещение грузов под другой таможенный режим (помещает его на таможенный склад, выпускает в свободное обращение и т.п.). Если получатель грузов располагается внутри государства, таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства назначения, действуют по схеме, описанной выше, и таможней назначения становится внутренняя таможня.
Для обеспечения более надежного контроля таможенные органы могут установить маршрут следования грузов. Перевозка должна быть осуществлена в разумные сроки. Перевозчик, который не уложится в установленные для перевозки сроки или нарушил предписанный для него маршрут следования в силу каких - либо причин (наводнение, снегопад, авария и т.д.), должен представить таможенным органам удовлетворительные объяснения. В случае нарушения таможенных пломб, вынужденной перегрузки грузов, полного или частичного уничтожения грузов, перевозчик должен получить официальные подтверждения об этом у любого официального учреждения, расположенного в непосредственной близости от места нарушения. На основании сообщенных сведений таможенные органы выясняют обстоятельства дела с целью подтверждения достоверности сообщенных фактов. Описанная система позволяет избежать необходимости проведения трудоемкого и дорогостоящего с точки зрения оборудования физического досмотра в государствах транзита и свести такой контроль к проверке печатей, пломб и внешнего состояния транспортного средства или контейнера; также отпадает необходимость в создании национальной гарантийной цепи и ведении особой национальной документации.
С 1 июля 1987 года ЕЭС распространило упрощенные процедуры, применяемые на своих внутренних границах на систему МДП. Упрощение состоит в том, что таможенные формальности выполняются только в таможнях, через которые грузы ввозятся на территорию государств - членов Сообщества.
Страхование в международных перевозках
Страхование грузов
Основные понятия
А) Группы рисков
1. Внешние риски.
2. Риски ответственности.
Б) Группы методов управления рисками:
Снижение (минимизация) рисков
Передача риска.
Способы передачи риска:
а) партнеру:
б) перевозчику:
в) страхование.
3. Удержание (принятие) риска.
а) риски, у которых мала вероятность наступления.
б) риски, у которых мал размер последствий.
в) не страхуемые риски.
В) Виды страхования:
Личное;
Имущественное;
Страхование грузов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. Ущерб транспортируемым грузам имеет место, когда реализуется один из действующих на грузы застрахованных рисков.
Страхование распространяется только на те риски, которые можно измерить в финансовом отношении с точки зрения количественных размеров возможного ущерба и вероятности наступления страхового случая.
Страхование грузов относится к имущественному страхованию.
Объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением грузом, вследствие повреждения, уничтожения или пропажи груза (товаров, багажа или иных грузов), независимо от способа его транспортировки. Объектом страхования или страховым интересом может быть как имущество, которое страхователь желает сохранить, так и имущественный интерес, например, прибыль от продажи груза в месте назначения.
Субъектами страхования являются:
Страхователь - физическое или юридическое лицо, страхующее свой интерес в имуществе от определенных опасностей и заинтересованное в его сохранности, точнее, собственники имущества или ответственные за имущество. Лицам, не имеющим материального интереса в данном имуществе, законы различных стран запрещают заключать договоры страхования за свой счет, ибо такая сделка может быть спекулятивной.
Страховщик - страховая компания, которая осуществляет данное страхование на основе лицензии, полученной в установленном порядке. Страховщик за определенное вознаграждение обязуется возместить страхователю убытки (гибель или повреждение застрахованного имущества), происшедшие от предусмотренных в договоре опасностей: пожара, повреждения морской водой, посадки судна на мель и т.д. Страхование грузов дает владельцу груза то преимущество, что страховщик возмещает материальный ущерб и проводит регрессы за страхователя.
Документами, регламентирующими страховое дело в России, является Гражданский Кодекс РФ.
Выгодоприобретатель (бенефициар) – тот, кто получает страховое возмещение.
Закон распространяется только на выгодоприобретателей. Лицо, претендующее на получение страхового возмещения, должно доказать право собственности на груз на момент наступления страхового случая. Предъявляется договор, где должен быть указан порядок передачи права собственности.
Акт экспертизы четко устанавливает причины, от которых произошел страховой случай. Данное при страховании от рисков рекомендуется обратить внимание на список исключений. Страхование исключений необходимо оплачивать за отдельную плату.
Агенты – физические или юридические лица, действующие от имени страхователя.
Брокеры – юридические или физические лица, осуществляющие страхование от своего имени по поручению страховщика.
Брокер – специалист по страхованию, но не представляет страховую компанию. Он грамотный, профессиональный консультант. Он помогает заключить договор страхования, правильно выделить риски, оценить уровень риска. Несмотря на то, что Вы заключаете договор страхования через агента или брокера, в любом случае ответственность за выплату страхового возмещения несет та страховая компания, от имени которой агент или брокер разместил риск.
После заключения договора на руках должен остаться полис.
Агент или брокер не несет ответственности за страхование.
Страховой стоимостью называется фактическая стоимость страхуемого интереса (для имущества — его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования), а страховой суммой - та сумма, в которой интерес застрахован. Страховая сумма должна соответствовать стоимости. На практике, страховая сумма - фактурная стоимость груза в пункте отправления плюс расходы по фрахту и страхованию, а также ожидаемая прибыль в размере 5-10%. Осмотр груза на предмет определения его фактической стоимости обычно не производится.
Страховая премия - плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, предусмотренные договором страхования. Страховая защита начинается с момента уплаты страховой премии, если это особо не оговорено в договоре страхования.
Страховая премия – то, что платится страховой компании. Страховая премия относится к вероятности наступления страхового случая. Возможны ситуации демпинга.
Страховая сумма – это та сумма, на которую груз застрахован. Страховая стоимость – действительная стоимость груза.
Страховщик при определении страховой премии, подлежащей уплате по договору страховании, вправе применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон.
Договор страхования - это письменное соглашение между страхователем и страховщиком, согласно которому страховщик берет на себя обязательство в случае наступления страхового случая выплатить страховую сумму или возместить причиненный убыток в пределах страховой суммы страхователю или другому лицу, определенному страхователем, или в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется оплачивать страховые платежи (страховую премию) и выполнять другие условия договора.
Договор страхования заключается в той валюте, на которой заключен контракт. Страховая премия рассчитывается в той валюте, на которой заключен договор страхования.
По закону при наступлении страхового случая страховая компания должна выплатить полную стоимость груза. Как правило, при заключении договора страхования стоимость груза не проверяется.
Действительная стоимость груза определяется на конечном пункте. По условию "франко-завод" страхование осуществляет грузополучатель.
В страховом полисе необходимо оговорить, что конкретно страхуется.
Договор страхования, как правило, облекается в форму страхового полиса — документа, выдаваемого страховщиком или от имени страховщика и свидетельствующего о принятии им риска. Полис обычно содержит все данные, характеризующие застрахованный объект или предмет, его перевозку, условия ответственности страховщика и страховую сумму.
Договор страхования заключается на основе лицензированных Правил транспортного страхования грузов конкретной страховой компании.