Ударение как стилистическое средство
Нормативное ударение.Обычное, стабильное ударение редко используется как стилистическое средство. Примером могут служить басни И. Крылова, где в одной строке употребляются односложные слова с четким, фиксированным ударением, что создает не только звуковой, но одновременно и зрительный, двигательный образ, как в басне «Лягушки, просящие царя»:
Со всех лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог.
В последней строке передаются и сами движения, скачки, прыганье расскакавшихся с испуга во все стороны лягушек. Созданию этого впечатления способствует также звук [к], содержащийся почти во всех словах в этой строке и – в отличие, например, от [с, р] – произносимый быстро, напоминая как бы маленький взрыв.
В большинстве случаев поэты выбирают ударение, существующее в литературном языке, а если допускают отклонения от литературных норм, то делают это осознанно в художественных целях, как, например, Я. Козловский:
Поклонившись погосту От селенья за версту, Шел я по мосту, по мсту, По скрипучему мост. Много ль надо человеку? Отдышаться б на веку, | Глядя н реку, на рку, На спокойную рек. Дым печной тянулся к дыму, И клонилось потому Солнце н зиму, на зму, На морозную зим. |
Все три варианта произношения п мосту, по мсту, по мост признаются в Орфоэпическом словаре русского языка равноправными; следовательно, ошибки здесь нет. То же можно сказать о вариантах н реку, на рку и на рек. В третьем случае – н зиму, на зму, на зим – автор допускает вольность: в указанном словаре в качестве возможного зафиксирован только второй вариант, а два других появились по аналогии с отмеченными мост и река. Они употреблены исключительно в юмористических целях как разговорные и даже просторечные формы.
Обыгрывание фонетических вариантов одного и того же слова, как бы высвечивание их и построение на этой основе стихотворного текста – явление довольно распространенное в поэзии.
Так, в песне «Вальс о вальсе» в исполнении народной артистки СССР К. Шульженко глагол 2-го спряжения имеет двойное ударение: Ах, как кржится голова, как голова кружтся.
В триллере «Русский транзит» авторы В. Барковский и А. Измайлов иронизируют: «По этому поводу имеем право принть. Или прнять! Как у нас теперь правильней?» –разрядил атмосферу Юрка... «Неважно. Главное начать», – поддержал я. Ирония здесь, так сказать, на злобу дня. Много раз озвучивали и пародировали ошибочное произношение известным государственным деятелем глаголов прнять и нчать с ударением на первом слоге.
В поговорке Утро вечера мудреней прилагательное мудрёный имеет ударение на последнем слоге, но это ударение является устаревшим при употреблении его в прилагательном вне данной поговорки. При свободном использовании в речи сравнительной степени прилагательного мудрёный в настоящее время литературной признается форма мудрёнее, поскольку все трехсложные прилагательные в сравнительной степени сохраняют ударение начальной формы.
Поэтесса Н. Полякова в «Признании любви» пишет:
Все было бы чудн или чдно.
Но вот нежданная беда:
И жизнь моя сложилась трудно,
И мы расстались навсегда.
Здесь автор обыгрывает как бы одно слово с разными ударениями, но по существу это два разных слова с разными значениями: чдно – краткая форма прилагательного чудный – прелестный, очаровательный; чудн – краткая форма прилагательного чудной – странный, удивляющий своей необычностью.
Приведем четверостишие М. Цветаевой:
Восхщенной и восхищённой,
Сны видящей средь бела дня,
Все спящей видели меня,
Никто не видел сонной.
В Орфоэпическом словаре русского языка не зафиксирован фонетический вариант восхщенный. Зачем же понадобилось Цветаевой сталкивать его в поэтической игре с общепризнанным вариантом восхищённый? Не ради же выдержки размера строки. К такому приему, как искажение ударения общеупотребительного слова в угоду размеру строки, не прибегают художники высочайшего класса. Вероятно, Цветаева была свидетельницей другого ударения в данном прилагательном, хотя нельзя исключить и того, что она использовала некий стилистический прием, который служил реализации определенного художественного замысла. Надо сказать, что Цветаева часто пользовалась знаком ударения в своих произведениях. Приведем хотя бы только заголовки, где она посчитала необходимым поставить знаки ударения на тех или иных словах, конечно, не просто так: Броды цвета кофейной гущи (без ударения могло бы читаться: бород цвета кофейной гущи, что имело бы другой смысл), Н смех и н зло (не могла Цветаева не знать, что мы никогда не скажем сделать н зло, но собственноручно поставила знак ударения; значит, скрывалось за этим что-то, что требует специального изучения). Гордость и робость – родне сестры (в обычной речи мы говорим родне, но в народно-поэтической речи до сих пор употребляется рдные) и т.д.
Ненормативное ударение.О причинах употребления тем или иным автором слов с непринятым в наше время ударением судить трудно. Например, в тексте «Горя от ума» многочисленны случаи несовпадения ударения в словах с современной нормой: судрь, геогрф, нжды нет и др. Чтобы определить, искажение ли это в угоду ритму, норма ли языка начала XIX в. или что-либо другое, необходимо привлечь словари того времени, посмотреть произведения других писателей. Поэтому о поэтических «вольностях» или «невольностях» легче судить по произведениям нашего времени, когда у читателя «на слуху» все варианты произношения, а в случае затруднений несложно обратиться к современным словарям.
Рассмотрим отрывки из двух стихотворений А. Вознесенского – «Кромка» и «Стога»:
Полоска света золотая
под затворёнными дверьми.
В Орфоэпическом словаре русского языка указано, что образованное от слова затворить страдательное причастие прошедшего времени может употребляться в двух вариантах: затворенный и затворённый. Следовательно, употребляя вариант затворённый, поэт не допускает вольностей.
Менестрель атмный
Галстучек – шнурок...
Полечка – мадонной?
Как Нью-Йорк?
Конечно, мы говорим томный. Но словарь подсказывает, что прилагательное с ударением на первом слоге существует, хотя такое ударение считается устаревшим. Однако приведенное четверостишие имеет несомненный налет иронии (галстучек-шнурок), и устаревшее атмный вполне вписывается в иронический тон автора и оправдывается им.
У Вознесенского встречаются ударения, не относящиеся к нормативным. При словах с таким ударением во всех словарях современного русского языка стоит категорическое «нет», «неправильно»: некрлог, заглянет, шелхнутся и т.п.).
Использование поэтами фонетических вариантов в художественных целях, безусловно, нельзя смешивать с их нормативным употреблением. Последнее предполагает их использование прежде всего в нейтральном стиле, без дополнительной стилистической, художественной или иной нагрузки. Но человеку, специально не подготовленному, трудно отличить нормативное употребление фонетических вариантов слова от стилистического, художественного, поэтому, доверяясь в целом тому, как употребляют поэты фонетические варианты, в сомнительных случаях следует заглянуть в словари.
Логическое ударение.Помимо словесного существует фразовое, или логическое ударение, когда автор специально выделяет в написанном им тексте те слова, которые несут смысловую нагрузку. Пример авторского выделения слов, особо значимых в данном тексте и, следовательно, в наибольшей степени выражающих авторскую мысль, дает С. Залыгин в книге «Тропы Алтая». Одна из героинь, Онега Коренькова, перебирает в памяти прожитые годы.
Примечая, как день уходит, как он кончается, Онежка припомнила, что до сих пор самое радостное и самое значительное в ее короткой жизни наступало тогда, когда что-нибудь обязательно кончалось.
Не было большего события в ее жизни, чем то, которое называлось окончанием школы. Потом кончился первый учебный год в Лесном институте, второй, третий; кончались один за другим семестры, зимние и летние экзаменационные сессии, и даже самый желанный день уже не очень далекого теперь будущего, и тот назывался днем окончания института.
Нынешний же день весь был началом.
Когда рассеялись тучи, она пошла с Лопаревым в маршрут, и это было началом ее первой работы в лесу...
Сегодня она открыла Лопарева... Сегодня она и сама открылась себе. От сегодняшнего дня и дальше в ее жизни, как от какого-то начала, продолжатся все эти открытия...
Итак, не только поэты, но и прозаики в числе фонетических средств используют и ударение (словесное и фразовое). Благодаря этому читатель обращает внимание на детали, которые иначе пропустил бы. Мастера слова своим творчеством призывают видеть в обычном необычное, использовать обычное в необычных целях. Норма – это хорошо, но еще не все. Даже ударение может использоваться в разнообразных стилистических целях, украшая и делая текст более выразительным.