Модуль 2. Технология разработки управленческих решений
Тема 2.1.Анализ внешней среды и ее влияние на реализацию альтернатив
Цель:усвоить и закрепить материал по теме, приобрести навыки по проведению анализа внешней среды и альтернатив, использовать методы прогнозирования.
Вопросы для самоконтроля:
1. С помощью каких методов обрабатывается информация о внешней среде?
2. Какие экспертные методы используются при анализе альтернатив?
3. Какие технические средства используются при подготовке и обработке информации о внешней среде?
4. Какие основные факторы влияют на процесс разработки и принятия управленческих решений?
Тема 2.2.Приемы разработки и выбора решений в условиях неопределенности
и риска
Цель:усвоить и закрепить материал по теме, приобрести навыки по анализу экономических показателей, применение программы «Корпорация плюс».
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему информация считается основой управленческих решений?
2. Определите понятия «определенность», «неопределенность» и «риск»?
3. По каким признакам классифицируются риски?
4. В каком виде оформляется информация для разработки управленческих решений?
5. Что такое информационный поток и от чего он зависит?
6. Каким требованиям должно отвечать информационное обеспечение управления?
Тема 2.3.Контроль управленческих решений
Цель:усвоить и закрепить материал по теме, научиться анализировать взаимосвязи экономических показателей с помощью экономических методов и методов прогнозирования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные показатели эффективности по внедрению инновационных проектов.
2.Что собой представляют приведенные затраты?
3. Какие показатели используются в расчетах годового экономического эффекта?
4. Какой физический смысл представляет расчетный коэффициент экономической эффективности?
5. Какие виды контроля бывают со стороны руководства?
6. Что собой представляет контроллинг и какова его роль в осуществлении функций контроля.
Тема 2.4.Управленческие решения и ответственность
Цель занятия:закрепить знания по изученной теме.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие виды ответственности вы знаете?
2. Какие составные части плана по реализации управленческого решения?
3. Каким образом распределяется ответственность за реализацию управленческого решения?
4. Почему появились экологические службы и что такое ответственность за экологию?
Методические рекомендации по проведению активных форм обучения
Деловая игра «Организация принятия управленческого решения»
Руководитель любой организации стремится решить проблему управления как можно оперативнее. Однако отсутствие опыта и практика систематического анализа управленческих ситуаций часто приводит к тому, что решение принимается на основе неполных, а иногда непроверенных сведений и статистических данных. В этом случае вне поля зрения менеджера остаются:
- специфические признаки, по которым могут быть обнаружены причины возникновения данной ситуации;
- причинно-следственные связи и характерные особенности ситуации.
Принятие решения в конкретной игровой ситуации требует от студентов умения применять полученные знания по изучаемому предмету на практике, расширить границы своих интересов, привлечь знания из других дисциплин, применить свой практический опыт. При выработке решения необходимо помнить о нескольких обязательных условиях:
- решение не может противоречить юридическим нормам;
- решение должно быть нравственным и соответствовать морали общества;
- решение должно учитывать социально-экономические и производственные интересы коллектива;
- решение не должно подрывать авторитет коллектива и руководства организации.
Особый успех игра приносит в случае, если решается конкретная ситуация, приближенная к реальной профессиональной деятельности менеджера.
Цели игры
1) дидактические
- активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении дисциплины «Методы принятия управленческих решений»
- выработка практических навыков анализа деятельности организации и принятия управленческого решения в игровой ситуации;
2) воспитательные
- воспитание культуры диалога и дискуссии;
- воспитание умения слушать друг друга (т.е. быть партнерами по общению);
- выработка у студентов способности практически оценивать разные точки зрения путем их сопоставления;
- активизация творческого мышления студентов;
- стимулирование студентов к самостоятельному освоению знаний и решению практических задач профессиональной деятельности;
3) игровые
- имитация производственного совещания и оценка себя в исполняемой роли;
- создание психологической основы для активного участия студентов в получении новых и применении полученных знаний в профессиональной деятельности;
- формирование навыков поиска оптимального варианта решения сложившейся ситуации.
Лекционный курс, предшествующий игре составляет 6-8 учебных часов.
Игра может проводиться автономно или включаться в серию игр, завершающих изучение тем курса «Методы принятия управленческих решений».
Необходимое время для проведения игры ¾ 80 мин.
Содержание и характеристика игры
Игра является моделью процесса проведения производственного совещания со взаимодействием участников (межличностным и групповым). Игра является саморазвивающей (т.к. есть элементы творчества и возможность предлагать свои решения) и проходит с использованием ТСО (компьютеров и соответствующего программного обеспечения (MS Excel)).
Цель участников игры ¾ выработать оптимальное решение проблемы.
На занятии, предшествующему игровому, преподаватель сообщает о проведении игры и предлагает список тем, по которым студенты должны повторить теоретический материал. Двое - трое наиболее подготовленных студентов назначаются консультантами (независимыми экспертами), в обязанности которых входит предоставление дополнительной информации по обсуждаемым вопросам, решение спорных ситуаций, возникающих в ходе игры и подведение итогов анализа ситуации и выработки управленческого решения. Консультанты должны самостоятельно подобрать необходимую информацию.