Человек в современном информационном мире

МОДУЛЬ II. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель:формирование представлений у студентов о методах, формах, видах и способах информационно-психологического воздействия на человека в современном мире, обсудить преимущества тех или иных СМИ.

Человек в современном информационном мире

Необходимую информацию человек получает из непосредственного опыта, личного общения, из разнообразных источников информации (книги, радио, телевидение, журналы, газеты и др. источники). В современных условиях закономерностью общественного развития становится преобладание и увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта или личного общения.

Особенно ярко это проявляется в формировании по вопросам, которые не находят отражения в его непосредственном опыте, например, об обстановке в других городах, регионах, странах, о политических лидерах, об экономической конъюнктуре и т.п.

Как отмечают многие исследователи, человек, его повседневная жизнь все больше зависит от массовой коммуникации, которая создает для него своего рода «вторую реальность», «субъективную реальность», влияние которой не менее значимо, чем влияние объективной реальности [1].

Информационное воздействие на психику человека или другими словами информационно-психологическое воздействие оказывается на людей в течении практически всей жизни. Этому воздействию человек подвергается в различных ситуациях. Для их обозначения, возможно, использовать следующие термины: «коммуникативные» или «коммуникационные ситуации», а при подчеркивании ведущей роли информационного взаимодействия называют информационно-коммуникативными или информационно-коммуникационными ситуациями.

Под коммуникацией в социальной психологии понимается передача информации, сообщений, разнообразных сведений. Коммуникация возможна не только между людьми, но и между человеком и машиной, а также неодушевленными объектами и различными живыми организмами.

Зачастую она связана с опосредованным общением, то есть с передачей информации при помощи технических устройств, в том числе средств массовой коммуникации – телевидения, радио, прессы и т. п. [2].

По своему содержанию коммуникационный процесс представляет собой в основном обмен вербальной и невербальной информацией между людьми. Главной его целью должно являться обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

В социальном управлении коммуникация рассматривается как обмен информацией между людьми с целью определения проблем и поиска решений, регуляции противоречивых взаимодействий и интересов. В коммуникационном процессе выделяются обычно четыре основных элемента: отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; сообщение – собственно сама информация, закодированная с помощью знаков и символов; канал – средство передачи информации; получатель – лицо, которому предназначена информация и которое воспринимает и интерпретирует ее [15].

Отправитель и получатель могут обозначаться, соответственно, как субъект и объект коммуникации. При взаимной коммуникации они одновременно выступают как субъекты и объекты коммуникации.

По направленности коммуникаций и соотношению их субъектов и объектов можно разделить все коммуникативные ситуации, в которых на человека оказывается информационно-психологическое воздействие, на три основные группы.

В первую группу входят: совокупность коммуникативных ситуаций межличностного взаимодействия, т.е. таких ситуаций, в которых происходит непосредственное общение и обмен информацией, как говорят, «лицом к лицу», а также опосредованно (телефон, почта, телеграф, факсимильная связь и т.п.).

В этих ситуациях человек выступает одновременно и субъектом и объектом коммуникации, осуществляется двухсторонний коммуникационный процесс.

Межличностные коммуникативные ситуации подразделяются по содержанию или характеру социальных связей на:

- общественно-политические;

- профессионально-деловые;

- социокультурные;

- семейно-родственные;

- социально-бытовые;

- дружеские;

- случайные.

Во вторую группу входят:коммуникативные ситуации, определяемые нахождением человека в составе определенной общности людей, на которую оказывается непосредственное информационно-психологическое воздействие некоторым коммуникатором – личностью или группой (оратор, президиум и т.п.). Такие ситуации обозначают как контакт-коммуникационные ситуации. В них осуществляется в основном односторонняя непосредственная коммуникация по типу «коммуникатор – общность людей». Это – ситуации проведения собраний, совещаний, митингов, зрелищных мероприятий и т.п.

В третью группу объединяются:коммуникативные ситуации, в которых на человека воздействуют средства массовой коммуникации. В этих ситуациях осуществляется односторонняя опосредованная коммуникация по типу «СМК (средство массовой коммуникации) - человек (аудитория)». Их можно обозначить как масс-коммуникационные ситуации. Это-ситуации просмотра телепередач, прослушивания радиопрограмм, чтения газет, журналов, различных печатных изданий, взаимодействия с разнообразными информационными системами и т.п.

Массовая коммуникация осуществляется с использованием специальных средств подготовки и передачи информации. Эти средства называют СМК (средства массовой коммуникации), СМИ (средства массовой информации) или масс-медиа. Кроме этого, периодические издания в целом иногда называют журналистикой. Но обычно под журналистикой понимается литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах, на радио, телевидении. Содержание этой деятельности составляет сбор, обработку и распространение актуальной, социально значимой информации [15].

Для того, чтобы лучше понять суть опасностей информационного воздействия на психику человека, осуществляемого с использованием средств массовой коммуникации, остановимся на их социально-психологической сущности и реализуемых функциях в обществе.

Как отмечают многие исследователи и исторические источники, предпосылки возникновения средств массовой коммуникации связаны с успехами предпринимательской деятельности, развитием торговли и промышленности и соответственно переходом от аграрного к индустриальному обществу. Для обеспечения торгово-экономической деятельности в этих условиях возникла острая необходимость в регулярном информировании значительных групп людей.

Предшественниками средств массовой коммуникации в их современном понимании, как отмечают некоторые исследователи, стали специальные торгово-осведомительские, корреспондентские бюро, которые информировали своих клиентов по различным интересующим их вопросам. Таким, например, как цены на товары, условия доставки, обстановка в различных регионах [5].

Активизация политической деятельности также требовала развития средств массовой информации. Причем, независимо от сути политической системы – при демократии, и в тоталитарных государствах, эти средства активно использовались для социального управления обществом.

Развитие науки и культуры требовали регулярного и достаточно массового информационного обмена в этих областях, что способствовало развитию средств массовой коммуникации, их специализации.

Развитие технического прогресса, появление современных технических средств для сбора, переработки и распространения информации произвело революцию в сфере массовой коммуникации, а людей, контролирующих индустрию массовой информации, вывело на уровень так называемой четвертой власти, не требующей ни всеобщих выборов, ни утверждения правительством или парламентом.

Во всех случаях информация в сочетании с имеющимся на данный момент контекстом призвана вывести индивидуальное, массовое сознание на определенные действия:

Действие
Контекст
Информация

Планировщики информации имеют в наличии контекст и четкое представление о желаемом действии, поэтому они имеют возможность подобрать именно ту информацию, которая сработает в роли определенного «триггера» [10].

Резюме

Информационно-психологическое воздействие на человека оказывается в течение всей его жизни. Современная повседневная жизнь всё больше зависит от массовых коммуникаций. Под коммуникацией понимается передача информации, сообщений, разнообразных сведений. По направленности информационно-психологического воздействия на человека коммуникативные ситуации подразделяются на три группы. Во всех случаях информация в сочетании с контекстом призвана вывести индивидуальное, массовое сознание на определенные желаемые действия.

Наши рекомендации