Основы структурного деления организации
Методы построения структур организаций:
1. Метод разделения по функциям - это процесс деления организации на отдельные единицы, каждая из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности (производство, маркетинг, снабжение и т.д.).
Преимущества метода разделения организации по функциям считаются следующие:
* стимулирование деловой и профессиональной специализации;
* снижение дублирования усилий и потребление ресурсов в функциональных областях;
* выделение относительной важности каждой управленческой функции.
Основными недостатками этого метода является:
* большая заинтересованность в реализации собственных целей подразделений, чем общих целей всей организации;
* усложнение согласованности и координации действий между функциональными подразделениями.
2. Метод разделения по производимой продукции сводится
к тому, что каждое из предприятий, входящих в фирму, сосредоточено на выпуске какого-то одного вида продукции или услуг для всех территорий и групп потребителей.
3. Метод разделения по группам (категориям) потребителей. Этот метод ориентирует предприятие на производство продукции и услуг для определенной группы покупателей, в совокупности образующих рынок. Покупатели товаров могут различаться, например, по социальному положению, демографическому составу, доходам.
4. Метод разделения по этапам производства используется на предприятиях, когда производственный процесс какой-либо продукции протекает в несколько этапов. Это ведет к созданию цехов, а в их рамках отдельных участков.
5. Метод разделения по рабочим сменам (дневная, вечерняя, ночная)
6. Метод разделения по географическому положению (регионам).
7. Метод комбинированного разделения - адаптация к изменениям внешней и внутренней среды.
Содержание и цели организационной деятельности
Мы рассматриваем организационную деятельность как процесс группировки различных видов деятельности, необходимых для достижения поставленных целей, подчинение затем каждой группы управляющему, наделенному необходимыми для руководства данной группой полномочиями, и обеспечение вертикальной и горизонтальной координации в структуре предприятия. Организационная структура должна обеспечивать: внесение полной ясности в окружающую обстановку, с тем чтобы каждый знал, кто что должен делать и кто за получение каких результатов отвечает, устранение мешающих нормальной деятельности препятствий, возникающих при нечетком определении круга обязанностей по той или иной должности, создание коммуникационной сети для обеспечения процесса принятия решений, отвечающих целям предприятия.
Организация, по существу, вырастает из человеческой потребности в кооперации усилий. Как подчеркивал Барнард, люди вынуждены объединять усилия для достижения своих личных целей в связи с наличием целого ряда физических, биологических, психологических и социальных ограничений. Такое объединение в большинстве случаев может быть более продуктивным и требует меньших расходов при наличии определенной организационной структуры.
Следует отметить, что понятие «организация» очень свободно истолковывается многими теоретиками управления. Одни считают, что оно «включает в себя все действия всех участников». Другие отождествляют его со всей системой социальных и культурных отношений. Есть и такие, которые могут применить термин «организация» по отношению к министерству обороны или корпорации «Ю. С. стил». Однако для большинства управляющих-практиков этот термин означает сознательно формализованную структуру ролей или постов. Такое понимание и вкладывается в термин «организация» в этой книге. Большинство управляющих считают, что они занимаются организационной работой, когда внедряют подобную структуру.
Для рассмотрения организационной деятельности как процесса необходимо исходить из ряда основных положений. Во-первых, организационная структура должна отражать цели и планы предприятия, поскольку на них базируется вся его деятельность. Во-вторых, структура должна отражать объем полномочий, которыми обладают лица, управляющие данным предприятием; это зависит от таких общественных институтов, как частная собственность, репрезентативное правительство и совокупности обычаев, норм и законов, которые как ограничивают, так и допускают руководство отдельными лицами предприятиями, церквами, университетами и т. д. Таким образом, в каждой конкретной организации предоставленные полномочия есть социально детерминированное право свободы действий, и как таковое оно подвержено изменениям.
В-третьих, организационная структура, как и любой план, должна отражать внешнюю среду. В основе построения любой организационной структуры, равно как и в основе любого плана, лежат предпосылки экономичeского, научно-технического, политического, социального или этического характера. Организационная структура должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала, допускала вклад в общую работу со стороны всех членов группы и эффективно помогала людям достигать поставленных целей и в настоящее время, и в будущем. В этом смысле действенная организационная структура не может быть статичной.
В-четвертых, организация укомплектовывается людьми. Очевидно, что при группировке видов деятельности и распределении полномочий внутри любой организацией ной структуры необходимо учитывать различные недостатки и привычки людей. Это не означает, что организационная структура должна создаваться применительно к людям, а не на основе целей и сопутствующих их достижению видов деятельности. Однако весьма важным, зачастую сдерживающим, для организатора фактором является то, какие лица будут работать на предприятии. Как инженеры учитывают сильные и слабые свойства сырья, направляемого в производство, так и организаторы должны учитывать особенности своего рабочего материала — людей.