Модель речи Вернике и Гешвинда
Тема 17: Сознание и речь.
Развитие сознания в филогенезе.
Сознание – это вид (уровень) активности головного мозга человека достаточный для полного интегрального восприятия текущей деятельности своего мозга и тела в окружающем мире, оценке значения этой деятельности сравнительно с предшествующей или сходной, а так же экстраполяции возможных последствий своего поведения. (дельгадо. Мозг и сознание.- одно из множества приведенных определений).
У животных с развитой НС существуют элементы сознательного поведения, у животных с простой НС – единичные случаи. Сознание связано со сложными нейронными структурами и не может существовать в отрыве от них, но провести честкую границу между животными с сознанием и без него невозможно. Существуют множество самых различных уровней и форм сознания в животном мире и человек – обладает наивысшим из них. Сознание обеспечивает оптимальное приспособление к окружающей среде. Для него необходима высоко дифференцированная НС.
Функциональные предпосылки человеческого сознания.
На данном этапе имеются в целом неудовлетворительные данные по этому вопросу. Очевидно, что для сознания необходим некий промежуточный уровень развития ЦНС, который соответствует десинхронизованной ЭЭГ при бодрствовании. Слишком низкая нейронная активность при наркозе или коме с ним несовместима. Критерий смерти человека – смерть мозга, смерть нервных клеток (изолиния – гладкая линия ЭЭГ, то есть смерть мозга). При чрезмерной активности нейронов сознание так же невозможно – эпилепсия, электрошок. Сознание требует взаимодействия между структурами коры и подкорки. Не одна из них сама по себе его не обеспечивает. Интересные данные о структурах сознания полученны при наблюдениях над больными с рассеченным мозолистым телом (классические эксперементы амер. Сперри с больных эпилепсией). Нейронная активность снижалась и судороги прекращались при рассечении мозоличтого тела.
Выводы по экспериментам Сперри. Изолированное левое полушарие эффективно обеспечивает владение устной и письменной речью и функционирует как неращепленный мозг. Левое полушарие играет роль интерпритатора причин. Правое полушарие не обеспечивает речь, но способно к зрительному или тактильному распознованию форм, пониманию речи - лучше осуществляется правым полушарием чем левым распознавание лиц, пространственное построение и музыкальное задание. Условно левое – речевое и математическое, правое – эмоциональное, образное и музыкальное.
Дисфункция полушарий.
У больных с поражением правого полушария наблюдаются равнодушие. При поражении левого, особенно лобной коры возникают катастрофические идеи с глубокой депрессией, даже при сохранении речевых функций. В нейрофизиологии было показано, что поражение одного полушария приводит к перевозбуждению второго путем растормаживания. При поражении передних коркрвых зон нарушается выражение эмоций, при паталогии задних долей – эмоциональное опознавание и различение, при маниакальных психозах – левые лобные области, при деприссивных – правая.
Модель речи Вернике и Гешвинда.
Их исследования легли в основу теоретической схемы речевыз функций. Затем к высшим зрительным областям поля 18, к прилегающей ассоциативной коре, где происходит распознавание образа. Информация о ней поступает в зону Вернике – поле 22, для рецептивного подбора слов, отсюда сигналы по дугообразному пучку информация проходит в зону Брока, где происзодит формирование речи. На последнем этапе информация о словоформах, которые должны быть произнесены передается в двигательную область коры, отвечающие за артикуляцию губ и языка. Блокада дугообразного пучка ведет к проводниковой аффазии, напоминающей сенсорную. Если повреждаются обе зоны Брока и Вернике - например нарушение кровотока срединной мозговой артерии приводит к полной глобальной аффазии, при которой страдает как образование речи, так и ее воспроизведение. Нарушение в области теменно-височной ассоциативной коре приводит к амнестической аффазии – растройство подбора нужных слов. Такие больные заменяют названия предметов словами паразитами или общими понятиями или иносказаниями. Нарушения связанные с речью, навками письма, сччета, чтения относят к побочным эффектам. Иногда такие нарушения могут выступать на первом месте – алексия (чтение), аграфия (письма), акалькулия (счета), дислексия (способность к чтению, не являющаяся результатом умственного развития – нормальный интелект, речь на нарушена; нарушения носят преимущественно зрительно-пристранственный характер восприятия).
Один из методов выявления межполушарных различий состоит в измерении кровотока в различных участках организма. В кровь вводятся радиоизотопы и отслеживаются по компьютеру. У говорящего человека более активны области речевых центров – красный цвет, зеленый – средний, синий – слабая (доминирующие участки коры).