Основные этапы выполнения дипломной работы
Кафедра «Теория и практика социальной работы»
Л.Ф. Джуринская
С.А. Овчаренко
О.И. Гроховская
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Методические указания
по выполнению и оформлению дипломной работы
для студентов специальности 040101.65
и направления 040100.62- Социальная работа
2-е издание, переработанное и дополненное
Санкт-Петербург
Одобрены на заседании кафедры «Теория и практика социальной работы», протокол № 6 от 09.02.2010 г.
Содержание
Общие положения……………………………………………….. | ||
Основные этапы выполнения дипломной работы……………... | ||
Выбор и утверждение темы дипломной работы………………. | ||
Структура и объем дипломной работы………………………… | ||
Введение…………………………………………………………. | ||
Изучение и анализ литературы по проблеме исследования….. | ||
Разработка программы и составление плана дипломной работы……………………………………………………………… | ||
Оформление дипломной работы………………………………… | ||
Предзащита и защита дипломной работы………………………. | ||
Примерный перечень тем дипломных работ по специальности «Социальная работа» (с учетом специализаций)……………….. | ||
Литература………………………………………………………… | ||
Приложение………………………………………………………. | ||
12.1 | Заявление (на выполнение) дипломной работы………………… | |
12.2 | Задание на дипломную работу…………………………………… | |
12.3 | Титульный лист дипломной работы…………………………….. | |
12.4 | Календарный (рабочий) план выполнения дипломной работы……………………………………………………………… | |
12.5 | Отзыв на дипломную работу студента научного руководителя………………………………………………………. | |
12.6 | Рецензия на дипломную работу………………………………….. | |
12.7 | Образец оформления списка литературы (в алфавитном порядке)……………………………………………………………. | |
12.8 | Образец оформления таблиц…………………………………….. | |
12.9 | Образец оформления рисунка……………………………………. |
Общие положения
В современных условиях гуманизации социальных процессов российского общества стратегическое значение для социальной политики государства имеет вузовская подготовка специалистов по социальной работе (бакалавров, специалистов, магистров).
Повышение качества подготовки специалистов по социальной работе диктует необходимость уточнения профессиограмм социальных и других специальностей; диверсификации социального образования, ориентированности на развитие духовно-нравственных качеств, культуры личности и профессиональной компетентности, требования к которой будут постоянно возрастать и усложняться. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных знаний, умений, способностей к выполнению профессиональной деятельности, а также такие качества как инициатива, сотрудничество, коммуникативность, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Кроме того, профессиональная компетентность определяется мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, его творческим и ответственным отношением к делу.
В связи с вышесказанным важным заключительным этапом обучения студента в ВУЗе по специальности 040101.65 и направлению 040100.62 «Социальная работа» является выполнение и защита им выпускной квалификационной работы, дающей ему право на получение диплома высшего профессионального образования (ВПО) квалификации «бакалавр», «специалист по социальной работе» и «магистр». С целью систематизации, закрепления и расширения теоретических и практических знаний по решению научно-прикладных проблем, содержание дипломной работы должно раскрывать различные аспекты профессиональной деятельности специалиста по социальной работе: организационно-методический, административно-управленческий, социально-технологический, системно-аналитический, культурно-творческий, социально-экономический, маркетинго-менеджменческий, социально-правовой и др.
Студенту, как очной, так и заочной формы обучения, выделяется не менее 8 недель преддипломной практики для сбора, систематизации, обработки, анализа и обобщения эмпирического материала по выбранной теме дипломного исследования. Дипломная работа выполняется студентом самостоятельно, в соответствии с выданным заданием на ее разработку, под научно-методическим руководством преподавателя выпускающей кафедры «Теория и практика социальной работы». В процессе выполнения дипломной работы студент активно овладевает методами и методиками научного исследования, умением самостоятельно выполнять и творчески использовать свои знания для решения конкретных целей и задач, приобретает навыки работы с научной литературой, статистическими данными, нормативно-правовыми и другими документами. Ответственность за полноту, объективность и научную достоверность, представленных в дипломной работе материалов, несет студент-автор данного исследования.
Цели выполнения дипломной работы:
· уметь применять систематизированные знания и практические умения по избранной специальности при решении частных научно-исследовательских или практических задач;
· развить умения анализировать, обобщать, логически излагать материал, формулировать выводы и предложения при решении разрабатываемых в дипломной работе вопросов;
· повысить готовность выпускников к самостоятельной работе;
· индивидуализировать обучение студентов, имеющих высокий уровень подготовки и успеваемости, путем постановки задания повышенной сложности.
В дипломной работе студент должен показать:
· прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;
· умение изучать и обобщать литературные источники, материалы предприятий и организаций, решать практические задачи, делать выводы и предложения;
· навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;
· умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.
Общие требования к дипломной работе:
· целевая направленность;
· четкость построения;
· логическая последовательность изложения материала;
· глубина исследования и полнота освещения вопросов;
· убедительность аргументации;
· краткость и точность формулировок;
· доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
· грамотное оформление.
Тематика дипломных работ разрабатывается и предлагается выпускающей кафедрой «ТиПСР». Она должна соответствовать профилю специальности, задачам теоретической и практической подготовки специалиста, быть актуальной и учитывать направленность и проблематику социальной работы, состояние и перспективы развития системы учреждений социальной защиты населения. В качестве тем дипломных работ выбираются проблемы, существующие в условиях реальной ситуации учреждений и организаций, на которых студенты проходят преддипломную практику или работают (заочное отделение). Примерные темы дипломных работ представлены в Пункте 10. Тематика доводится до сведения студентов, им предоставляется право выбора темы дипломной работы, или они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее выполнения. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе выполнения курсовых работ. Допускается выполнение дипломных работ по заказанной тематике учреждений или органов управления, например, в СПб, Комитета по социальной политике.
Утверждение темы, научного руководителя и консультанта (по отдельным темам) оформляется по предложению кафедры приказом директора ИСиУСП. Руководителем дипломной работы назначается один из опытных преподавателей кафедры. По отдельным темам в целях сближения учебных требований с практикой к руководству дипломными работами привлекаются консультанты-практики, а также наиболее опытные преподаватели-консультанты других кафедр вуза. После утверждения темы, вместе с научным руководителем, студент составляет задание на выполнение дипломной работы (Приложение 12.2). Оно подписывается студентом, преподавателем- научным руководителем дипломной работы и утверждается заведующим кафедрой. Задание составляется в двух экземплярах: первый выдается студенту с заданием сбора данных для дипломной работы и обобщения информации по избранной теме; второй остается на кафедре и вместе с дипломной работой представляется к защите.
Дипломная работа выполняется на основе всестороннего изучения законов, постановлений правительства, нормативно-правовых, методических материалов, специальной отечественной и зарубежной литературы, плановых, учетных и отчетных данных социальных служб, статистических исследований и т. п. Обязательным является использование практических материалов деятельности учреждений, служб, организаций социальной сферы, а также других предприятий.
Первичный материал должен быть систематизирован, тщательно обработан с помощью математико-статистических методов, электронно-вычислительной техники, обобщен в виде таблиц, диаграмм, схем, выводов и предложений. Цифры и факты должны правильно и объективно отражать фактическое состояние изучаемой социальной проблемы.
Основные этапы выполнения дипломной работы
Выполняемая студентом дипломная работа носит научный теоретико-практический исследовательский характер.
К основным этапам выполнения дипломной работы следует отнести:
I этап – подготовительный, включающий в себя выбор темы, с формулировкой названия дипломного исследования, утверждение ее заведующим кафедры и назначение научного руководителя, определение базы (учреждения, организации и т.п.), где будет выполнятся дипломная работа, выдачу задания, составление программы и рабочего плана научно-практического дипломного исследования. Формулирование цели и задач социальных исследований.
II этап – основной (организация и проведение исследования), подбор источников информации, изучение и анализ научной и специальной литературы, составление библиографии (списка использованной литературы), а также других источников первичной информации, проведение собственного исследования, изложение его содержания, оформление и изготовление раздаточного (иллюстративного) материала дипломной работы;
III этап – заключительный, подготовка доклада к предзащите и защите дипломной работы перед членами Государственной аттестационной комиссии (ГАК) кафедры «Теория и практика социальной работы» (в соответствии с установленными сроками учебного графика защиты дипломной работы).
При выполнении обозначенных выше этапов исследования необходимо обращать особое внимание на следующие составляющие: