Угрозы нарушения системных свойств финансовых информационных комплексов

Рассмотренные в предыдущем параграфе компьютерные преступления могут являться следствием подготовки и совершения самых различных налоговых правонарушений, хищений, мошенничества, незаконного предпринимательства и т.п. Однако наиболее опасные угрозы нарушению системных свойств финансовой информационной подсистемы в целом представляют преступления, связанные с отмыванием (легализацией) доходов и финансированием терроризма.

Понятие «отмывания» денег (money laundering) возникло в начале XX в. в США, но в современной трактовке впервые было использовано в 80-х гг. XX в. применительно к легализации доходов от наркобизнеса. В нашей стране юридически данное понятие было установлено 7 августа 2001 года статьей 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Опасность рассматриваемой преступной деятельности для финансовой системы характеризуют масштабы этого явления. Так, эксперты МВФ оценивают суммарный объем отмываемых преступных доходов в 2-3% от мирового ВВП, что составляет от 0,6 до 1,5 трлн. долларов в год. В современных условиях организованная преступность активно использует для отмывания своих доходов либерализацию движения капитала, увеличение скорости и снижение стоимости финансовых транзакций и развитие альтернативных платежных технологий. С макроэкономической точки зрения признанными являются следующие негативные последствия процессов, связанных с отмыванием капиталов преступного происхождения:

- колебания спроса на капитал, не соответствующие базовым изменениям в экономике;

- непостоянство курсовых и процентных ставок из-за неожиданных трансграничных перемещений капитала;

- рост неустойчивости рынка ценных бумаг и качества активов финансовых организаций;

- ошибки в государственной бюджетной политике вследствие неправильной оценки реальных доходов и активов и др.

В то же время, наряду с подрывом принципов конкуренции и иными отмеченными негативными последствиями, сознательное или невольное участие финансовой организации в отмывании денег связано со значительными рисками и для самой такой организации. Базельский комитет по банковскому надзору следующим образом классифицирует риски, которым подвержены банки, не осуществляющие должной проверки своих клиентов в целях противодействия легализации преступных доходов:

- риск нанесения ущерба репутации;

- риск ухудшения финансового положения;

- риск возникновения правовых последствий;

- риск концентрации кредитов.

Методы и способы, применяемые при отмывании денег отличаются большим разнообразием и постоянно совершенствуются на базе современных информационных технологий, новых финансовых инструментов и правовых механизмов. Вместе с тем в деятельности профессиональных «легализаторов», обрабатывающих значительные объемы «грязных» денег, проявляются и определенные типичные приемы. Наиболее известной является трехфазовая модель, предполагающая выделение в процессе отмывания фаз размещения, расслоения и интеграции. Возможны различная последовательность указанных фаз и их наложение друг на друга.

Размещение предусматривает введение «грязных» наличных денег в легальную финансовую систему через какое-либо финансовое учреждение. Наиболее предпочтительным способом размещения является использование преступниками «доверенных» организаций, которые в той или иной степени контролируются ими. Если размещение осуществляется через обычные финансовые организации, то для их маскировки используются следующие способы:

- дробление денежной наличности на небольшие суммы, не вызывающие подозрения и не подпадающие под установленные пороги контроля, которые постепенно депонируются от имени различных лиц или в различных местах;

- смешивание «грязных» денег с законной выручкой предприятий, деятельность которых связана с большим оборотом наличных средств.

Расслоение – операция, которая используется для того чтобы отдалить преступные доходы от источника их происхождения путем совершения множества сделок и связанных с ними операций. В результате маскируется связь между денежными средствами и криминальным источником их происхождения. «Отрыв» денежных средств от страны происхождения обеспечивается за счет обеспечения трансграничных финансовых операций, для чего используются оффшорные банки и оффшорные компании, предоставляющие основания для их проведения.

Интеграция предполагает инвестирование отмытых денежных средств в легальную экономику путем приобретения разнообразных активов, используя опять-таки современные информационные звенья финансовой системы.

Каждая из вышеуказанных фаз преступной деятельности, очевидно, пронизана множеством действий компьютерно-информационного характера, которые в случае непринятия предупредительно-профилактических мер способны нанести системное поражение информационной составляющей финансовой системы. В приложении № приведен фрагмент перечня приемов и признаков отмывания доходов, во многих из которых могут использоваться информационные составляющие финансовой системы.

Для иллюстрации приведем пример многоэпизодной и высокотехнологичной деятельности, так называемых «конвертационных центров». Организаторами конвертационных центров выступают опытные специалисты в сфере финансовых отношений и информационных технологий, которые имеют коррумпированные связи с должностными лицами банковских учреждений, органов власти и управления, а также с руководителями преступных группировок. Последние, в свою очередь, не только пользуются их услугами для отмывания добытых преступным путем средств, а и сами принимают непосредственное участие в осуществлении такой деятельности. Поэтому, фиктивное предпринимательство, связанное с сокрытием происхождения доходов, незаконной конвертацией и обналичиванием денежных средств, носит ярко выраженный организованный характер, который подтверждается наличием таких признаков: созданием преступной группы (фактически - сообщества) на постоянной основе; тщательной подготовкой и планированием преступлений с учетом распределения ролей каждого участника группы и соблюдением "иерархии"; наличием постоянных коррумпированных связей; соблюдением требований конспирации. Практика показывает, что одним из самых распространенных способов легализации доходов нажитых преступным путем с использованием "конвертационных" центров, являются операции по сокрытию происхождения доходов, переводу безналичных средств в наличные и конвертация денег без первоначального привлечения счетов в иностранных банках (внутренний транзит). Схема внутреннего транзита такова: клиент – резидент страны «отмывания» имеет возможность приобрести неучтенный товар. Собственник этого товара желает получить за него оплату наличными средствами. С целью легализации неучтенного товара и проведения дальнейших торговых операций с ними клиенту необходимы документы прикрытия, которые бы фиктивно позволяли доказать легальное происхождение товара и денежных средств. Таким образом, клиенту нужны документы прикрытия и наличные средства. Для этого клиент связывается по телефону с диспетчером «конвертационного» центра, от которого получает информацию о реквизитах фиктивной фирмы, на счет которой необходимо перечислить безналичные средства. Он входит в соглашение с диспетчером о комиссионных процентах за проведение трансферта и сроки выполнения заказа. Клиент перечисляет средства со своего банковского счета на счет фиктивной фирмы, сообщает об осуществленной операций диспетчеру, а также указывает сумму перечисленных средств, номер платежного поручения, дату платежа, готовые документы прикрытия под перечисленные средства. Диспетчер конвертационного центра сообщает операционисту центра управления фиктивными фирмами о намерении клиента осуществить перечисление средств на счет фиктивной фирмы. После перечисления указывает операционисту номер платежного поручения, сумму и дату перечисления. Операционист через систему "банк-клиент" проверяет факт поступления денежных средств клиента на счет фиктивной фирмы, готовит документы для легального снятия необходимой суммы с текущего счета фиктивной фирмы с помощью чековой книжки. Передает документы курьеру. Курьер через банк, где открыт счет фиктивной фирмы, получает в кассе денежную наличность. По собственному желанию клиента проводятся операции по обмену денег в другую валюту (через обменные пункты - официально), а доставляются наличные средства - в центр работы с клиентами, о чем сообщается диспетчеру. Диспетчер связывается с клиентом и назначает время приема. Клиент приходит в центр работы с клиентами, где получает наличные средства у кассира. Далее клиент направляется к оформителю документов, который подделывает на представленных клиентом документах подписи директора фиктивной фирмы и ставит печати (то есть клиент получает документы прикрытия под перечисленные средства). Количество подобных транзакций в пересчете на одну фиктивную фирму иногда составляют до 150 в сутки. Срок существования фиктивной фирмы 10-30 суток. Оборот проведенных операций может составлять значительные суммы, исчисляемые млн. долларов. После указанного периода счет фиктивной фирмы закрывается под благовидным предлогом. В результате преступной деятельности "конвертационных" центров финансовой системе причиняется существенный ущерб в виде непоступления налогов и других обязательных платежей, поскольку данные о финансово-хозяйственной деятельности "лжепредприятий" в налоговые администрации их основателями вообще не предоставляются, в виде прямого оттока денежных ресурсов за границу, а также в форме нарушения целевого функционирования кредитной и иных информационных подсистем.

По данным Росфинмониторинга в России сейчас применяются более 120 способов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, для совершения которых часто применяются информационные технологии. Так, в прошлом году в Российской Федерации правоохранительные органы возбудили 140 уголовных дел о легализации доходов на общую сумму 289 миллиардов рублей. По этим делам суды вынесли обвинительные приговоры в отношении 532 человек.

60% из общего количества выявленных легализованных криминальных доходов переводятся в деньги, остальные - в ценные бумаги, землю, недвижимость и другое имущество. При этом основная часть (33%) таких преступлений совершаются в кредитно-финансовой сфере, что отражает степень угрозы финансовой системе в целом.

Как известно, терроризм представляет собой глобальную угрозу современному миру. А финансовой почвой терроризма являются развивающиеся метастазы поражений финансовой системы и ее информационной составляющей губительными атаками организованной преступности и «легализаторов» их доходов. При этом необходимо понимать, что финансовые информационные подсистемы являются не только средством скрытного аккумулирования денежных средств для подготовки и проведения террористических акций, но и сами могут быть мишенями, так называемого информационного терроризма, когда под угрозу ставится нормальное функционирование мировых электронных фондовых и валютных бирж, крупнейших платежных систем и т.д.

Одной из важнейших характеристик сущности такого понятия, как финансирование терроризма, являются масштабы связанных с ними финансовых операций. По имеющимся оценкам отдельные террористические акты обходятся преступникам в относительно небольшие суммы денежных средств. По одной из версий, например, даже крупномасштабная серийная террористическая акция в США 11 сентября 2001 г. стоила ее организаторам всего около 500 тыс.долларов. В этой связи иногда делается неправильный вывод, что проведение террористических операций не требует значительных ресурсов, для получения которых должны использоваться методы организованной преступности, включая отмывание денег. На самом деле основная часть денежных средств расходуется не на совершение конкретных акций, а на общее материально-техническое обеспечение террористической организации и вербовку их сторонников. Поэтому необходимо различать формирование террористических активов и финансирование конкретных террористических актов.

Формирование активов террористических организаций осуществляется на стратегическом уровне, где задействуются крупные благотворительные фонды и могут перемещаться значительные суммы денежных средств.

При финансировании отдельных террористических актов, осуществляемом на тактическом или оперативном уровне, перемещаемые суммы относительно невелики, но при этом их источником являются, как правило, указанные выше активы.

Специалисты по противодействию финансированию терроризма полагают, что перед субъектами террористической деятельности ставятся следующие финансовые цели и задачи:

- оплата расходов на проведение соответствующих пропагандистских мероприятий;

- содержание легальных структур, представляющих интересы террористических организаций: благотворительные фонды, информационные агентства;

- внедрение в государственные структуры;

- оплата услуг специалистов и чиновников, которые не являются членами террористических организаций;

- финансирование подготовки боевиков, включая их вербовку и содержание тренировочных лагерей;

- создание и поддержание в боевой готовности «спящих ячеек» сетевой структуры террористов;

- приобретение и изготовление средств совершения террористических акций (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п.);

- расходы на непосредственную подготовку террористических актов (рекогносцировка, приобретение средств связи и транспорта и т.д.);

- выплата вознаграждений непосредственным участникам операций;

- выплата компенсаций членам семей погибших террористов.

С учетом масштабов распространения террористической деятельности в современном мире, эксперты делают вывод, что годовой оборот террористических организаций и связанных с ними структур и лиц исчисляется в миллиардах долларов. Денежные средства могут поступать к террористам как от преступной деятельности, так и из легальных источников, включая различные благотворительные организации. Вполне естественно, что террористы используют для сокрытия преступных доходов во многом те же методы и механизмы, которые применяются для отмывания денег.

Отмывание преступных доходов и финансирование терроризма представляют собой два типа финансовых преступлений с разрушительными эффектами, которые скрываются за, казалось бы, безобидными финансовыми транзакциями. Криминальные доходы, получаемые от наркобизнеса или расхищения бюджетных средств, проходя разветвленными путями через информационные сети финансовой системы способны серьезно дестабилизировать финансы и даже целиком национальные экономики. Террористы могут осуществлять преступную деятельность через свои сети посредством и при содействии скрытых структур финансовой поддержки. В обоих случаях для отмывания преступных доходов и поддержки террористической деятельности преступники или террористы используют несовершенства легальной финансовой системы.

В рамках международной организации ФАТФ ежегодно проводится анализ методов и тенденций (типологии) отмывания преступных доходов, а начиная с 2001 г. и финансирования терроризма. Основная цель этой работы состоит в том, чтобы подготовить рекомендации по совершенствованию стандартов по противодействию этой особо опасной преступной деятельности (далее — ПОД/ФТ). В этих рекомендациях и типологиях раскрываются конкретные схемы использования информационной инфраструктуры финансовой системы в террористических целях.

Так, установлено, что террористы активно используют безналичные переводы для перемещения денежных средств, предназначаемых для финансирования их операций. Структура финансовой поддержки, раскрытая в ходе расследования терактов 11 сентября 2001 г. в США, показала существенную роль, которую сыграли безналичные переводы в обеспечении террористов финансовыми средствами, необходимыми для планирования и последующего осуществления взрывов. Схема такого использования безналичных переводов содержится в документе ФАТФ VII СР (2001 г.).

В данном случае термин безналичный перевод или перевод денежных средств подразумевает любую финансовую транзакцию, выполненную в пользу того или иного лица через финансовую организацию безналичным способом с целью сделать некую сумму преступных доходов доступной для того или иного лица в другой финансовой организации. В некоторых случаях отправитель и получатель средств может быть одним и тем же лицом. Безналичные переводы включают в себя транзакции, которые производятся в пределах границ одной страны или из одной страны в другую. Учитывая, что безналичные переводы не влекут за собой физического движения валюты, они являются быстрым и надежным методом для перевода средств из одного места в другое.

Платежные системы и на межбанковском, и на клиентском уровнях сегодня обеспечивают более удобное покрытие и эффективность как для внутренних, так и для трансграничных безналичных переводов. Постоянное совершенствование таких всемирных сетей, как СВИФТ, улучшает надежность и эффективность межбанковских платежных систем, давая возможность ежедневно обрабатывать огромное количество трансакций. Внутри клиентского банковского сектора такие услуги, как банковское обслуживание по телефону и Интернет, позволяют потребителям производить трансакции на “бесконтактной” основе из любого места с доступом по телефону или Интернету.

Технологические достижения в области платежных систем оказывают двоякое воздействие в отношении потенциальных злоупотреблений такими системами со стороны лиц, финансирующих террористов, и/или отмывающих преступные доходы. С одной стороны, системы безналичных платежей обеспечивают более надежную защиту для транзакций, предоставляя большую возможность для отслеживания отдельных трансакций по электронным документам, которые могут автоматически создаваться, сохраняться и/или передаваться вместе с конкретной трансакцией. С другой стороны, такие технологии могут быть также привлекательны для потенциального террориста или для отмывания преступных доходов. Например, возросшие скорость и объемы электронных платежей наряду с недостаточно последовательным подходом к фиксированию ключевой информации о трансакциях, хранению документов о них и передаче необходимой информации вместе с трансакциями являются препятствиями для обеспечения “отслеживания” отдельных трансакций органами, осуществляющими расследования.

Еще одно осложнение сопряжено с переводами, которые производятся через такие небанковские финансовые учреждения, как системы денежных переводов, бюро обмена или прочие аналогичные типы компаний. В некоторых странах эти компании осуществляют безналичные переводы либо напрямую своим контрагентам в своей стране или за границей, либо посредством обычных финансовых учреждений (т.е. банков). Таким образом, различия в требованиях к ведению документов могут использоваться в интересах террористов или прочих преступников, которые хотят переводить денежные средства, не будучи легко раскрытыми органами власти.

Эксперты ФАТФ полагают, что обычная система для передачи финансов террористам может быть организована просто путем использования различий в режимах мониторинга в различных странах. Если в стране отправителя безналичного перевода отсутствуют требования о сохранении записей об инициаторе транзакции или эта информация не передается тем или иным посредником далее по пути прохождения этой транзакции, то, следовательно, органы расследования не будут иметь доступа к информации, которая могла бы помочь установить связи террористов.

Отмечаются более сложные схемы безналичных переводов, которые могут охватывать множество безналичных переводов, создавая сложный и намеренно вводящий в заблуждение “след” финансовых транзакций во избежание раскрытия. Было отмечено несколько общих характерных черт при использовании безналичных переводов для финансирования терроризма. Одна важная особенность состоит в использовании подставных лиц для осуществления транзакций. Другой характерной чертой является направление денежных средств через ряд различных финансовых организаций таким образом, чтобы безналичные переводы казались исходящими из разных и на вид не связанных друг с другом источников. Кроме того, наблюдается тенденция к осуществлению террористами безналичных переводов через небанковские финансовые учреждения или так называемые альтернативные системы денежных переводов (неофициальные системы по переводу денег или ценностей). Их смысл заключается в том, что перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, без использования системы финансовых учреждений способствует тому, что они останутся вне поля зрения систем финансового мониторинга или следственных органов.

Рассмотрим характерный пример. Некая террористическая организация в стране “X” была замечена в перемещении денежных средств в страну “Y” путем использования безналичных переводов, которые в конечном счете использовались для оплаты аренды зданий, приобретения и продажи автотранспортных средств, а также приобретения электронных компонентов для взрывных устройств. Для перемещения денег между странами эта организация использовала “промежуточные” (“транзитные”) счета, счета в стране “X”. Счета в обеих конечных точках были открыты на имена лиц, не имеющих явной связи со структурой террористической организации, но которые были связаны друг с другом родственными или аналогичными связями. Следовательно, существовали явные семейные взаимоотношения, которые могли бы при необходимости послужить обоснованием для переводов между ними. Денежные средства, главным образом в виде вкладов наличными деньгами, террористической организацией депонировались на банковские счета, с которых производились переводы. После того как деньги были получены в месте назначения, владелец счета или оставлял их на депозите, или инвестировал их в паевые инвестиционные фонды, в которых они сохранялись и оставались доступными для дальнейшего использования организацией, либо полученные деньги переводились на другие банковские счета, управляемые финансовым менеджером организации-контрагента, откуда они использовались для оплаты за покупку оборудования и материалов или для покрытия других специальных расходов, производимых организацией.

Небольшой размер переводов и одновременно большое общее количество таких транзакций является дополнительным фактором, еще больше осложняющим установление факта использования террористами финансовой системы. Определить средний размер безналичных переводов, связанных с финансированием терроризма, крайне трудно. Эксперты отмечают, что безналичные переводы часто структурируются в суммы ниже тех, которые подпадают под обязательные требования об отчетности.

В качестве возможного решения данной проблемы необходимо создавать информационные технологи, которые могли бы выявлять объективные признаки в составе безналичных переводов, например, автоматически идентифицировать такие признаки, основываясь на ключевых словах, встречающихся в платежных поручениях. Применение системы баллов, основанной на выявлении отличий от ключевых слов, позволяет выбирать меньшее количество транзакций, для которых может потребоваться дополнительный анализ.

Таким образом, все основные компоненты информационной составляющей финансовой системы в условиях глобальной информатизации уязвимы со стороны многочисленных и масштабных компьютерных атак, предпринимаемых в целях хищений, мошенничества, сокрытия и отмывания доходов, финансирования терроризма. В результате возникают опасные угрозы нарушения целевого функционирования, целостности, способности к восстановлению электронных расчетно-кассовых и платежных систем кредитных и страховых организаций, фондовых и валютных бирж и т.п.

Контрольные вопросы

1. Основные виды компьютерных преступлений

2. Классификация способов компьютерных преступлений

3. Приемы и признаки отмывания доходов.

4. Приемы и признаки финансирования терроризма

5. Угрозы нарушения целевого функционирования информационных подсистем

6. Угрозы нарушения целостности информационных подсистем

7. Угрозы нарушения способности к восстановлению и самоорганизации.

Наши рекомендации