Выделение и классификация процессов
При процессном описании должны решаться, как минимум, две задачи:
1.Идентификация всей системы «функциональных областей» и процессов компании и их взаимосвязей.
2.Выделение «ключевых» интегрированных процессов и их описание на потоковом уровне.
Каждая деятельность компании реализуется как процесс, который имеет своего потребителя: внешнего — клиента или внутреннего — сотрудников или подразделения компании, реализующих другие процессы. На стадии системного описания процессов и выявляется значимость каждого процесса — в том числе происходит очищение от малопонятной деятельности. На этом этапе выбираются ключевые процессы для потокового описания, которое необходимо, например, для создания информационной системы предприятия.
Наиболее распространены следующие четыре вида бизнес-процессов:
1.Процессы, создающие наибольшую добавленную стоимость (экономическую стоимость, которая определяется издержками компании, относимыми на продукцию).
2.Процессы, создающие наибольшую ценность для клиентов (маркетинговую стоимость за счет дифференциации продукции).
3.Процессы с наиболее интенсивным межзвенным взаимодействием, создающие транзакционные издержки.
4.Процессы, определенные стандартами ИСО 9000, как обязательные к описанию при постановке системы менеджмента качества.
Важнейшим шагом при структуризации любой компании является выделение и классификация бизнес-процессов. Целесообразно основываться на следующих классах процессов:
· основные;
- процессы управления;
- процессы обеспечения;
· сопутствующие;
· вспомогательные;
· процессы развития.
Рассмотрим модель деятельности компании (рис. 5.2), при описании которой используют процессы управления, основные бизнес-процессы и процессы обеспечения.
Основные бизнес-процессы — это процессы, ориентированные на производство товаров и услуг, представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода.
Рис. 5.2. Упрощенная модель деятельности компании
Основные процессы образуют «жизненный цикл» продукции компании. Критериями эффективности таких процессов являются обычно качество, точность и своевременность выполнения каждого заказа. Многие потребители рассматривают увеличение качества как нечто более важное, чем уменьшение цены. Искусный продавец может получить заказ на выполнение работ в условиях конкуренции с другими фирмами, однако только качество товара или услуги определяет в большей степени, повторит ли потребитель свой заказ у этого продавца еще раз. Таких процессов, при развитой деятельности компании, может быть много. Все они описываются по производственно-коммерческим цепочкам: «первичное взаимодействие с клиентом и определение его потребностей реализация запроса (заявки, заказа, контракта и т.п.) послепродажное сопровождение и мониторинг удовлетворения потребностей». Процесс «реализации (запроса клиента)» может быть декомпозирован на следующие подпроцессы — процессы более низкого уровня:
· разработка (проектирование) продукции;
· закупка (товаров, материалов, комплектующих изделий);
· транспортировка (закупленного);
· разгрузка, приемка на склад и хранение (закупленного);
· производство (со своим технологическим циклом и внутренней логистикой);
· приемка на склад и хранение (готовой продукции);
· отгрузка (консервация и упаковка, погрузка, доставка);
· пуско-наладка;
· оказание услуг (предусмотренных контрактом на поставку или имеющих самостоятельное значение) и т.п.
Эти этапы цепочки также достаточно стандартны (например, в стандарте ИСО редакции 1994 г. приведены многие из этих процессов в качестве обязательных и подлежащих сертификации). Проверить, какие бизнес-цепочки существуют на предприятии, можно с помощью проекции каждого из выделенных «бизнесов, продукции и услуг« на вышеуказанный (стандартный) библиотечный классификатор жизненного или уже производственного цикла.
Для оценки этапов работы с любым документом можно использовать также анализ «жизненного цикла документа», который может выглядеть следующим образом:
· предоставляет исходные данные;
· подготавливает, разрабатывает;
· заполняет;
· корректирует;
· оформляет;
· подписывает;
· контролирует соответствие установленным требованиям;
· визирует;
· согласует;
· утверждает;
· акцентирует (принимает к сведению, использует);
· хранит;
· снимает копию.
Здесь тоже может быть применена своя матрица-генератор, как средство проверки полноты, — идентификация цикла.
Можно также воспользоваться референтными моделями деятельности аналогичных компаний — они могут сопоставляться с процессами конкурентов, лидеров отрасли, а также совершенствоваться.
Процессы управления – это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и бизнес-системы в целом. Процессы управления имеют своей целью выработку и принятие управленческого решения. Данные управленческие решения могут приниматься относительно всей организации в целом, отдельной функциональной области или отдельных процессов, например:
· стратегическое управление;
· организационное проектирование (структуризация);
· маркетинг;
· финансово-экономическое управление;
· логистика и организация процессов;
· менеджмент качества;
· персонал.
Другая возможная систематизация функций управления связана с понятием управленческого цикла и базируется на пяти исходных функциях управления: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль. Самая распространенная ошибка — это смешение этих принципов.
Для реализации процессного описания исключительно важным является то, что любая управленческая деятельность развертывается по так называемому «управленческому циклу», который включает:
· сбор информации;
· выработку решения;
· реализацию;
· учет;
· контроль;
· анализ;
· регулирование.
Например, наиболее часто встречающиеся варианты детализации:
· сбор информации;
· определение состава собираемой информации;
· определение форм отчетности.
· выработка решения;
· анализ альтернатив;
· подготовка вариантов решения;
· принятие решения;
· выработка критериев оценки;
· реализация;
· планирование;
· организация;
· мотивация;
· координация;
- контроль исполнения
· учет результатов;
· сравнение по принятым критериям;
- анализ
· анализ дополнительной информации;
· диагностика возможных причин отклонений;
- регулирование
· регулирование на уровне реализации (возврат к п.3);
· регулирование на уровне выработки решения (возврат к п.1,2)
Каждый из этих этапов имеет своих характерных для него исполнителей — управленцев, которых можно отнести к трем основным категориям:
· руководитель (ответственный за принятие и организацию выполнения решений);
· специалист-аналитик (ответственный за подготовку решения и анализ отклонений);
· технические исполнители (сбор информации, учет, коммуникации).
Согласно некоторым подходам, в процессах управления выделяются два типа процессов, относящихся, соответственно, к двум типам менеджмента, условно обозначаемым как «менеджмент ресурсов» и «менеджмент организации», которые отличаются по объекту управления, базовым моделям и, что важно для описания процессов, — своими управленческими циклами. Тогда модель деятельности предприятия становится двухуровневой (рис .5.3)
Рис. 5.3. Двухуровневая модель деятельности предприятия
Из этой модели следует, что сами циклы ресурсного планирования нуждаются в регламентации — то есть ресурсное управление может осуществляться только по специально разработанным организационным регламентам.
В основе цикла управления ресурсами лежит расчет или имитационное моделирование и контроль результатов:
· выбор (или получение от системы верхнего уровня) целевого критерия оценки качества решения;
· сбор информации о ресурсах предприятия или возможностях внешней среды;
· просчет вариантов (с различными предположениями о возможных значениях параметров);
· выбор оптимального варианта — принятие решения (= ресурсного плана);
· учет результатов (и отчетность);
· сравнение с принятым критерием оценки ( = контроль результатов);
· анализ причин отклонений и регулирование (возврат к 1, 2 или 3).
В основе цикла организационного менеджмента лежит структурное или процессное моделирование и процедурный контроль:
· определение состава задач (обособленных функций, операций);
· выбор исполнителей (- распределение зон и степени ответственности);
· проектирование процедур (последовательности и порядка исполнения);
· согласование и утверждение регламента исполнения (- процесса, плана мероприятий);
· отчетность об исполнении;
· контроль исполнения (- процедурный контроль);
· анализ причин отклонений и регулирование (возврат к 1, 2 или 3).
Таким образом, на определенных шагах декомпозиции предприятию надо определить, какие стадии управленческого цикла реализуются по каждой из ранее выделенных задач управления. Это можно проверить с помощью матрицы-генератора, которая раскладывает компоненты менеджмента по этапам управленческого цикла.
Процессы обеспечения – это процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их универсальных средств. Например, процесс финансового обеспечения, процесс обеспечения кадрами, процесс юридического обеспечения — это вторичные процессы. Они создают и поддерживают необходимые условия для выполнения основных функций и функций менеджмента. Клиенты обеспечивающих процессов находятся внутри компании.
На верхнем уровне детализации можно выделить примерно следующие стандартные процессы обеспечения:
· обеспечение производства;
· техобслуживание и ремонт оборудования;
· обеспечение теплоэнергоресурсами;
· обслуживание и ремонт зданий и сооружений;
· технологическое обеспечение;
· метрологическое;
· техника безопасности;
· экологический контроль и т.п.
· обеспечение управления;
· информационное обеспечение;
· обеспечение документооборота;
· коммуникационное обеспечение;
· юридическое обеспечение;
· обеспечение безопасности;
· материально-техническое обеспечение управления;
· хозяйственное обеспечение;
· обеспечение коммунальными услугами;
· транспортное обслуживание и т.п.
Для каждого из выделенных выше подпроцессов также следует определить, какой основной или управленческий процесс является потребителем этих «внутренних» услуг. Для этого существуют свои матрицы-генераторы. Их можно построить отдельно для основных процессов (рис. 5.4) и процессов управления (рис. 5.5).
Рис. 5.4. Упрощенная матрица-генератор обеспечивающих бизнес-функций
Рис. 5.5. Матрица-генератор обеспечивающих бизнес-функций
Разбиение данных процессов производится по индивидуальным технологическим цепочкам. Многие из обеспечивающих процессов стандартны для всех компаний или определенных видов деятельности: промышленность, торговля, предоставление услуг и т.п. Однако, как правило, данный класс функций в меньшей степени «подвергается» потоковому процессному описанию. Большинство из них достаточно хорошо регламентируются должностными и специальными инструкциями.