Самостоятельная работа
Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения спецкурса, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.
В связи с этим основными задачами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов являются:
во-первых, продолжение изучения криминалистического учения о потерпевшем в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем;
во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, следственной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формами организации самостоятельной работы студентов является ведение научных кружков, подготовка рефератов, докладов, эссе по наиболее интересным темам. С учетом того, что в форме деловых игр, конференций могут проводиться семинарские занятия по спецкурсу «Научные основы виктимологии», наиболее предпочтительным вариантом привлечения студентов к самостоятельной работе является подготовка реферата. Привлекать студентов к написанию рефератов можно уже на начальном этапе изучения курса, поскольку к этому времени студенты уже изучили такие дисциплины как криминалистика, уголовный процесс, уголовное право, начали изучать криминологию, а именно с этими науками тесно связана виктимология. Подготовка рефератов помогает студентам приобрести навыки грамотно формулировать свои мысли, работать с учебной литературой и нормативно-правовой базой, проявлять творческую инициативу. Выше уже говорилось о том, что можно строить семинарские занятия в форме конференций, круглых столов, где студенты имеют возможность выступить с докладом по отдельным вопросам. Но если обычный доклад предполагает устное изложение материала, то реферат готовится в письменном виде и оформляется по всем правилам, относящимся к написанию научных работ. Тема реферата определяется студентом по согласованию с преподавателем. Для рефератов больше всего подходят темы, по которым можно подискутировать, высказать свою точку зрения. Но в форме реферата может излагаться любой вопрос изучаемой темы, рассмотренный на лекциях, или дополнительный. Необходимо, чтобы студент не просто переписал материал одной книги или статьи, а попытался привести интересные примеры из практики, обосновать свою позицию. Реферат может быть просто сдан преподавателю на проверку, но желательно, чтобы студент учился выступать, ведь для будущего юриста это очень важно. Выступление с рефератом обычно рассчитано по времени на 10-15 минут, затем студенты и преподаватель могут задать вопросы. Не рекомендуется делать реферат слишком объемным и посвящать его нескольким относительно самостоятельным вопросам. Подготовка реферата, безусловно, может подтолкнуть студента к выбору того или иного научного направления для дальнейшего углубленного изучения, но не нужно, чтобы он превращался в курсовую или дипломную работу – всему свое время.
Реферат оформляется на стандартных листах формата А-4, выполняется от руки или печатается. При этом студент формулирует название реферата, указывает его на титульном листе и в начале работы. Изложение материала начинается с краткого вступления, а завершается заключением. По ходу реферата делаются сноски на источники. В конце помещается список использованной литературы и источников.
Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления автора. Эссе – метод обучения, предполагающий активность и самостоятельность студента в выполнении поставленной задачи. Эссе, как правило, посвящено какому-либо спорному, дискуссионному положению. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему. На первый план при выполнении эссе выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Известны различные виды эссе. Обычно эссе состоит из четырех частей:
1. Краткое содержание, в котором:
· определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы;
· дается краткое описание структуры и логики развития материала;
· формулируются основные выводы.
2. Основная часть эссе: содержит основные положения и аргументацию;
3. Заключение: результаты исследования, выводы;
4. Библиография.
Эссе оценивается с учетом следующих критериев:
1. Краткое содержание – 10% оценки, если: название выбрано адекватно теме; цель ясно определена; предмет исследования представляет интерес с точки зрения науки; установлена связь предмета исследования или выдвинутого тезиса с известными фактами и исследованиями; структура эссе и главные выводы ясно сформулированы;
2. Основная часть и заключение – 75% оценки, если уместные свидетельства из источников в поддержку аргументации отобраны критически и впечатляюще, аргументация стройна и высказывается логично и последовательно; выводы соответствуют цели и подкреплены доказательствами.
3. Источники (библиография) – 15% оценки, если: нужные источники определены и использованы в связи с текстом, ссылки оформлены правильно.
Темы для рефератов:
1. Развитие учение о жертве преступления в России и за рубежом.
2. Правовая и социальная защита жертв преступлений в США и Великобритании.
3. Классификация потерпевших от мошенничества.
4. Взаимосвязь виктимологии с другими науками.
5. «Лжепотерпевшие»: понятие и методы разоблачения.
6. Меры виктимологической профилактики краж, грабежей и разбоев.
7. Роль виктимного поведения в совершении изнасилований.
8. Жертва серийного преступника: закономерность или случайность?
9. Роль жертвы в совершении бытовых убийств.
10. Виктимологическая профилактика мошенничества.
11. Виктимологические аспекты вымогательств.
12. Нормативная основа виктимологической профилактики.
13. Заражение венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфекцией: жертвы и ситуации.
14. Проблемы психологической реабилитации жертв преступлений.
15. Татуировки и их виктимологическое значение.
Темы для эссе:
1. Предмет и структура криминальной виктимологии
2. Функции криминальной виктимологии
3. Понятие и основные признаки виктимности
4. Понятие виктимизации
5. Виктимологические ситуации
6. Классификация жертв преступления
7. Предпосылки создания виктимологии
8. Защита прав жертвы в системе норм первобытнообщинного строя: от обычая до нормы права
9. Жертва преступления и рабовладельческая система уголовной юстиции: эволюция талиона
10. Жертва преступления в системе средневековой уголовной юстиции
11. История защиты прав жертвы преступления в новое время
12. История отечественной виктимологии
13. Уголовно-правовые основы изучения жертв преступлений
14. Процессуальные основы изучения жертв преступлений
15. Территориальная виктимность
16. Профессиональная виктимность
17. Закономерности отношений "жертва-преступник"
18. Отрицательное поведение потерпевшего как предмет виктимологического анализа
19. Цели и задачи виктимологического исследования
20. Основные методы сбора и обработки виктимологической информации
21. Виктимность и безработица
22. Виктимность и миграция населения
23. Маргинализация и виктимность
24. Урбанизация и виктимность
25. Проституция и виктимность
26. Наркотизм и виктимность
27. Виктимизация в курортных городах
28. Преступления без жертв: общая характеристика
29. Причины виктимизации населения
30. Структура виктимности и ее основные показатели
31. Несовершеннолетние жертвы
32. Организованная преступность и виктимизация населения
33. Территориальные различия виктимизации
34. Женщины-жертвы
35. Привычная (рецидивная) виктимность
36. Виктимологические взгляды Л.В.Франка
37. Пионеры виктимологии (Х. Фон-Хентиг, Б. Мендельсон)
38. Виктимологические взгляды Д.В. Ривмана
39. Фрейдизм и теория виктимологии
40. Общетеоретические проблемы современной криминальной виктимологии
41. Национально-этнические конфликты и виктимизация
42. Виктимность престарелых
43. Физиологические особенности личности жертвы преступления
44. Виктимность и психопатии
45. Виктимность и алкоголизм
46. Виктимность и преступное поведение
47. Страх перед преступностью как один из виктимогенных факторов
48. Система виктимологической профилактики в России
49. Нормативная основа виктимологической профилактики
50. Понятие виктимологической профилактики преступлений
51. Система виктимологической профилактики преступлений
52. Содержание, цели, субъекты индивидуальной профилактики преступлений
53. Основные направления виктимологической профилактики бытовой преступности
54. Проблемы компенсации вреда жертвам преступлений по законодательству стран СНГ
55. Реституция как способ виктимологической профилактики преступлений
56. Процессуально-правовое обеспечение примирения потерпевшего с преступником
57. Жертвы злоупотребления властью: понятие и правовая защита
58. Роль специализированных органов ООН в виктимологическом предупреждении преступности
59. Основные мировые виктимологические организации и учреждения
60. Нападения на улице: виктимологическая профилактика
61. Виктимологическая профилактика терроризма
62. Виктимологическая профилактика захвата заложников
63. Виктимологическая профилактика краж личного имущества
64. Виктимологическая профилактика мошенничества
65. Виктимологическая профилактика изнасилований
66. Виктимологическая профилактика преступления на автотранспорте
67. Антикоррупционное законодательство и виктимологическая профилактика преступлений
68. Отражение феномена жертвы преступления в современном фольклоре
69. Обеспечение прав жертв преступлений прокуратурой и судами
70. Защита прав жертв преступлений общественными организациями