Пример потенциального снижения затрат при использовании складирования
I вариант: без складирования | |||||||||
Фирмы- произво-дители | Вес отправки (кг) | Транспортный тариф за доставку (усл. ед./100 кг) | Суммарные транспортные расходы (усл. ед.) | ||||||
A B C D | 2,00 1,80 3,40 1,60 | ||||||||
Итого | |||||||||
II вариант: со складированием | |||||||||
Фирмы- произво-дители | Вес от-прав-ки (кг) | Тариф за 100 кг за доставку до дистр. центра (усл. ед./ 100 кг) | Общие затра-ты до дистр. центра (усл. ед.) | Затраты на складирова-ние (консоли-дацию), усл. ед. | Тариф от дистр. центра до потреби-теля (усл. ед./ 100 кг) | Общие затра-ты от дистр. центра (усл. ед.) | Тоталь-ные логистич. издерж-ки (усл.ед.) | ||
A B C D | 0,75 0,60 1,20 0,50 | 1,00 1,00 1,00 1,00 | |||||||
Итого | |||||||||
Из рассмотренного примера видно, что при втором варианте - применении склада (дистрибутивного центра) для консолидации продукции производителей общие логистические издержки меньше.
Основными причинами, заставляющими фирмы прибегать к складированию, являются:
уменьшение логистических издержек в производстве и транспортировке за счет лучшего использования производственных мощностей, технологического оборудования; перевозок грузов экономичными партиями;
координация и выравнивание спроса и предложения за счет создания складских страховых и сезонных запасов ГП в дистрибутивной сети;
удовлетворение потребностей операционного менеджмента, так как складирование может быть частью производственного процесса;
создание условий для внедрения эффективных маркетинговых стратегий сбыта ГП;
улучшение потребительского спроса за счет более быстрого реагирования на спрос;
достижение экономии на превентивных закупках по более низким ценам и складировании запасов МР, необходимых для обеспечения производственного процесса;
более широкое географическое покрытие определенной территории рынка;
гибкость в апробации новых секторов рынка.
В зарубежной литературе по логистике большое внимание уделяется сравнению двух типов складов: частных (private) и общественных (public) складов (складов общего пользования). Склады общего пользования предназначены для удовлетворения потребностей в складировании продукции фирм различных отраслей экономики и обладают такими преимуществами по сравнению с частными складами как отсутствие необходимости в инвестициях, более низкие затраты на складирование, большие гибкость и число предоставляемых услуг, лучшее технологическое складское оборудование. По данным Американской ассоциации владельцев складов склады общего пользования осуществляют следующие виды логистических услуг:
- грузопереработку, хранение и распределение относительно упаковки или грузовой единицы;
- хранение транзитных грузов;
- контроль и регулирование температуры и влажности в помещении склада;
- предоставление аренды складского пространства потребителям;
- предоставление офисных помещений, услуг видеотерминалов, телефонного и компьютерного сервиса;
- предоставление информации, связанной с транспортировкой грузов, экспедированием, дорожным движением;
- физическое распределение продукции в пределах склада;
- предоставление современных устройств подготовки и считывания информации, сканеров и т.п.;
- разработку плана консолидации грузовых отправок;
- упаковку и сортировку товаров;
- дезинфекцию;
- маркировку, прикрепление ярлыков, написание трафаретов, упаковку в защитную пленку;
- почтовые услуги и экспресс-отправки;
- пакетирование, паллетирование и обвязывание груза;
- погрузку (разгрузку) на автомобили, прицепы и полуприцепы;
- подготовку, тестирование, испытание, взвешивание и контроль;
- консолидацию и разукрупнение партий грузов;
- подготовку специальных мест хранения;
- подготовку и доставку товаросопроводительных документов;
- предоставление автотранспорта для местных и дальних перевозок;
- установку специальных приспособлений на транспортные средства для доставки негабаритных грузов;
- оформление складских документов по приемке груза, переадресовке, транзиту и т.п.;
- распределение грузовых отправок;
- подготовку грузовых документов;
- информирование о кредитовании;
- предоставление взаймы хранимых товаров;
- территориальный складской сервис;
- терминальный сервис для грузовых водных, железнодорожных и смешанных перевозок;
- хранение крупногабаритных грузов, металла и другой продукции, требующей нестандартного складского оборудования;
- открытое хранение грузов;
- грузопереработку, хранение и затаривание мелкопартионных отправок грузов;
- розлив, грузопереработку, хранение, бутилирование жидких грузов;
- грузопереработку и хранение контейнеров.
Как видно из этого перечня, современный склад выполняет огромный объем сервисных логистических операций, предоставляя клиенту возможность широкого выбора логистических решений по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировке, информационным услугам, т.е. по существу играет роль крупного логистического центра.
Решения, который должен принимать логистический менеджер фирмы в складировании, можно укрупненно разделить на следующие группы:
Выбор типа, количества и мощности складов.
Рациональная дислокация складов на определенной территории.
Определение номенклатуры (ассортимента) хранимой и обрабатываемой на складах продукции.
Выбор системы грузопереработки на складе и технологического складского оборудования.
Планировка складских помещений, проектирование склада, оптимизация использования складских объемов.
Решения по персоналу, уточнение логистических функций склада, перспективы расширения.
Первые две задачи обычно решаются вместе и зависят от принятой фирмой логистической стратегии и величины затрат, связанных со складированием в общей сумме логистических издержек. Альтернативой строительству нового склада (системы складов) является аренда складских помещений других фирм, общественных складов и т.п. При этом в качестве основного критерия выбора, как правило, принимаются общие логистические издержки с ограничениями по требуемому уровню качества складского сервиса.
Грузопереработка
Грузопереработка (или обработка грузов) обычно выполняется совместно с логистическими активностями складированием и транспортировкой. Как отмечают многие зарубежные специалисты по логистике сам термин “грузопереработка” (Materials Handling) довольно трудно поддается определению. В частности, грузопереработка определяется как “эффективное перемещение грузов на короткие расстояния, имеющее место внутри завода или склада или между помещением и транспортным предприятием”.
Рассматривая грузопереработку как важную комплексную логистическую активность, логистический менеджмент должен учитывать следующие основные факторы:
движение (грузопереработка всегда связана с движением и перемещением определенного количества МР, НП, ГП внутри определенной инфраструктуры ЗЛС или вне ее);
время (продукция должна быть перемещена внутри производственных подразделений, складов и т.п. к определенному моменту времени, связанному с производственным расписанием, временем дистрибьюции, заказа или другим отрезком времени логистического цикла);
количество (грузопереработка всегда связана с определенными размерами отправок или партий груза. Зачастую именно грузоперерабатывающие мощности определяют рациональное количество поставляемых производителю МР или потребителям - ГП);
пространство (склад, транспортное средство, терминал и т.п. должны рационально использовать имеющееся в наличии пространство и грузовместимость. Системы грузопереработки позволяют осуществить наиболее эффективное использование пространства).
Эти ключевые факторы должны учитываться совместно. При этом необходимо дополнительно принимать во внимание такие аспекты, как интеграцию и координацию действий логистических посредников в закупках, производстве и дистрибьюции продукции.
Основные логистические принципы современной грузопереработки сведены в табл. 8.11.
Таблица 8.11.