Тема: понятие, структура и элементы криминалистической характеристики преступлений
Учебные и воспитательные цели практического занятия:
1. Дать понятие криминалистической характеристики преступлений.
2. Акцентировать внимание на структуре криминалистической характеристики преступлений.
3. Активизировать работы студентов по изучению проблем криминалистической характеристики преступлений.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и элементы криминалистической характеристики преступлений.
2. Признаки криминалистической характеристики преступлений.
3. Элементы криминалистической характеристики:
- способ совершения преступления;
- место,
- время,
- обстановка,
- орудия
- средства совершения преступления;
- предмет преступного посягательства;
- личность преступника(-ов);
- следы преступления.
Задания для подготовки:
1. Установление характеризующих данных личности виновного.
2. Характеристика расследуемого события и его обстоятельств.
3. Объем и содержание данных о причинах и условиях, способствовавших совершению расследуемого преступления.
4. Методика осуществляемой в процессе расследования деятельности следователя по предупреждению преступлений.
5. Понятие, классификация, значение типичных следственных ситуаций.
6. Соотношение понятий криминалистическая характеристика преступлений и следственная ситуация.
7. Практическое значение использования знаний криминалистической характеристики отдельной категории преступлений в процессе расследования уголовных дел.
Контрольные вопросы и задания для СРС:
1. История становления понятия.
2. Разработка криминалистической характеристики преступлений.
3. Значение криминалистической характеристики преступлений.
4. Структура криминалистической характеристики преступлений.
5. Проблемы криминалистической характеристики преступлений.
6. Понятие и элементы криминалистической характеристики преступлений.
7. Признаки криминалистической характеристики преступлений.
8. Понятие, классификация, значение типичных следственных ситуаций.
9. Элементы криминалистической характеристики: способ совершения преступления; место, время, обстановка, орудия и средства совершения преступления; предмет преступного посягательства; личность преступника (-ов); следы преступления.
10. Соотношение понятий криминалистическая характеристика преступлений и следственная ситуация.
11. Практическое значение использования знаний криминалистической характеристики отдельной категории преступлений в процессе расследования уголовных дел.
Методы обучения и методические приемы:
По источнику знаний – словесный (объяснения преподавателя); наглядный (раздаточный материал); практический (рассматривались и анализировались проблемные ситуации);
- По соответствующему этапу обучения – закрепление (повторение терминов изложенных на лекции);
- По способу педагогического руководства – объяснения преподавателя (по ходу доклада преподаватель вносит коррективы, просит студентов обобщать и структурировать сказанное, делать выводы и проводить сравнения, объясняет и заставляет зафиксировать те вопросы, которые не один из студентов не смог объяснить); самостоятельная работа (самостоятельный поиск студентами дополнительной информации, выступления с докладами);
- По логике обучения – дедуктивный метод (от общего понятия о правоотношении к понятию гражданского правоотношения правоотношения); аналитический (анализ особенностей гражданских правоотношений);
- По характеру познавательной деятельности: - репродуктивный (повторение терминов, изложенных на лекции); метод проблемного изложения (анализ проблемных ситуации).
Средства обучения:учебники по криминалистики, рабочая программа дисциплины схемы, таблицы, печатные издания.
Ход занятия: (краткое описание этапов проведения учебного занятия)
Рекомендуемая литература:
Оценка преподавателя:
Подпись преподавателя _____________
__________
(ФИО)
[1] Здесь составляется план-конспект занятия, проведённого магистрантом самостоятельно.
[2] К примеру. В целом, практика прошла интересно, успешно. На собственном опыте ощутила трудности в организации учебного процесса студентов, столкнулась как с халатным отношением некоторых студентов к учебе, так и с интересом и желанием заниматься, изучать новое.
Преподаватели на кафедре оказались доброжелательными, готовыми всегда оказать помощь и дать совет. Можно сказать, что данная практика стала для меня большой проверкой как преподавателя, которую я, на мой взгляд, прошла успешно.
С целью улучшения организации и проведения данного вида практики необходимо:
1. регулярно проводить собрания магистрантов с целью обсуждения специфики прохождения учебной практики на кафедре;
2. выполнять отчетную документацию в печатном виде;
3. издать типографским способом методические рекомендации с образцами оформления отчетных документов по научно-педагогической практике.