Тема 5. функциональные области логистики
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ
Понятие и основные классификации запасов. Базовые системы управления запасами. Методика расчета параметров базовых систем управления запасами. Производные системы управления запасами. Система с фиксированным размером заказа при постепенном пополнении запасов. Количественные скидки.
Понятие и основные классификации запасов
Запасысырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции представляют собой материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления.Запас – форма существования материального потока [1, с. 230], [2, с. 184].
Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита возможно возникновение 3-х видов издержек предприятия[7].
1) Издержки в связи с несвоевременным выполнением заказа – дополнительные затраты на продвижение товаров того заказа, который нельзя выполнить из имеющегося запаса. Этот вид затрат возникает в случае, когда заказ все-таки выполняется, но в более поздние сроки. Дополнительные затраты возникают, во-первых, ввиду необходимости срочно пополнить запас[8] и, во-вторых, из-за увеличения длительности оборота.
2) Издержки в связи с потерей заказа возникают, если постоянный заказчик вынужден обратиться в другую фирму за товаром, который вы не смогли ему предоставить по причине дефицита (отсутствия запаса в одном из звеньев технологической цепи).
3) Издержки в связи с потерей заказчика заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения.
Основные принципы логистики запасов можно сформулировать следующим образом:
¾ не существует принципиального различия в процессе работы с запасами продуктов различного вида, т.к. основная функция запаса – обеспечение потребности;
¾ определяющими для размера запаса являются количественные характеристики потребления запаса данного вида товаро-материальных ценностей;
¾ величина структурных элементов запаса зависит от их роли в обеспечении деятельности системы управления запасами.
Эти принципы позволяют классифицировать материальные запасы по 3-м признакам:
¾ по месту нахождения;
¾ по времени учета;
¾ по назначению (исполняемой функции).
По месту нахождения (возникновения) выделяют производственные запасы (формируются в организациях-потребителях) и товарные запасы (находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения). Запасы в каналах сферы обращения делятся на запасы в пути и запасы на предприятиях торговли.
В зависимости от роли в обеспечении деятельности логистической системы, то есть от исполняемой функции, можно выделить следующие виды (структурные элементы) запаса:
¾ текущий запас предназначен для обеспечения бесперебойной работы предприятия в период между получением поставки от поставщика (или предыдущего технологического звена) и размещением следующего заказа;
¾ транспортный запас предназначен для обеспечения бесперебойной работы предприятия в период от размещения заказа до получения поставки (то есть на время транспортировки материальных ресурсов);
Рис. 5.1. Элементы и уровни запаса
¾ гарантийный запас предназначен для обеспечения бесперебойной работы предприятия в случае колебаний спроса или перебоев в поставках.
При необходимости из текущего или транспортного запаса выделяют подготовительный запас, учитывающий период приемки поступивших материальных ресурсов по качеству, размещению на хранение и т.д.
По времени учета выделяют следующие виды (уровни) запасов:
¾ максимальный желательный запас (МЖЗ) – уровень запаса, экономически целесообразный для выбранной системы управления запасами;
¾ пороговый запас (ПЗ) – уровень запаса, при котором производится заказ;
¾ текущий запас (ТЗ) – уровень запаса в конкретный момент времени;
¾ гарантийный (страховой) запас (ГЗ) – запас, создаваемый на случай нарушений в работе системы управления запасами (колебаний спроса или перебоев в поставках). Определяется как разница между максимальным и средним (нормальным) потреблением за время поставки.
При нормальной работе системы гарантийный запас не расходуется.