Первые шаги внедрения иностранных гостиничных компаний в России относятся к началу 90-х годов. До распада СССР в стране существовала единственная гостиничная цепь - цепь гостиниц,«Интурист». В 1970 г. она занимала 23-е место среди крупнейших цепей мира и насчитывала свыше 27 тыс. номеров. Хотя эти гостиницы были лучшими в стра-не, уровень обслуживания в них был значительно ниже мировых стандартов. Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время в России представлены следующие иностранные компании: «Marco Polo Hotels and Resorts» (Австрия).Отели: • «Марко Поло Пресня» (4 звезды) - Москва, 68 номеров; • «Москва Палас отель» (5 звезд) - Москва, 221 номер; • «Палас отель Невский» (5 звезд) - Санкт-Петербург, 287 номеров; • «Береста Палас отель» (4 звезды) - Новгород, 250 номеров. Компания также имеет гостиницы в Грузии и Казахстане. «Marco Polo» предлагает отели трех видов: высококлассные отели 5 и 4 звезд, отели «Club Marco Polo» для отдыха с активными занятиями спортом и отели экономического класса «Stop and Sleep». «Dusit Thani / Kempinski» (Таиланд). Отели: • «Балчуг Кемпински» (5 звезд) - Москва, 234 номера; • «Гранд отель Европа» (5 звезд) - Санкт-Петербург, 301 номер. После приобретения компании «Kempinski» ведущая таиландская цепь «Dusit Thani» стала называться «Dusit Thani / Kempinski» и в 1994 г. в рейтинге крупнейших компаний мира заняла 35-е место. В настоящее время компания насчитывает 14361 номер в 61 отеле. «Carlson / Radisson / SAS» (США). Отели: • «Рэдиссон-Славянская» (5 звезд) - Москва, 430 номеров; • «Рэдиссон-Лазурная» (4 звезды) - Сочи, 300 номеров. «Ассог» (Франция). Отели: • «Новотель» (4 звезды) - Москва, 488 номеров; • «Софитель» (4 звезды) - Москва, 195 номеров. Гостиничная цепь «Ассог» является крупнейшей в Европе. Она предлагает отели различных классов и выступает на рынке с разными марками. Марки «Пульман», «Софитель», «Новотель» - это отели высшего класса; марки «Алтеа / меркур» -среднего класса; марки «Архад, Ибис / Урбас» - отели 2 звезды, и отели «Формула 1» - 1 звезда. «Inter-Continental Hotels» (Великобритания). Отель «Метрополь» (5 звезд) - Москва, 403 номера. «Forte Pie» (Великобритания). Отель «Нацйональ» (5 звезд) - Москва, 231 номер. «IMP Group Ltd» (Канада). Отель «Аэростар» (4 звезды) - Москва, 413 номеров. «New World / Renaissance Hotel» (Гонконг). Отель «Олимпик Пента Ренессанс» (4 звезды) - Москва, 473 номера. «Interstate / Colony» (США). Отель «Тверская» (4 звезды) - Москва, 122 номера. Рынок России привлекает в настоящее время и другие международные гостиничные компании, в том числе «Hilton» и «Choice Hotels Intern». В России планируется создание собственных гостиничных цепей. Например, ВАО «Интурист» создает гостиничную цепь «Интурист Корона». Создана гостиничная цепь «Интуротель - ЕвроАзия», учредителями которой стали члены Ассоциации «ЕвроАзия»; в Орле - АО «Орелинтурист», в Сочи - АО «Гостиничный комплекс "Жемчужина"» и т. д. Всего же в России насчитывается почти 3.4 тыс. гостиниц. И лишь 4% из этого количества находится в иностранной и совместной собственности или имеют договоры на управление или франшизу с как-либо известной иностранной компанией. Следует заметить, что роль отелей высоких категорий в российской индустрии гостеприимства остается весьма значимой, поскольку именно эти отели в первую очередь притягивают иностранных гостей, прибывающих в нашу страну. Однако в основном отели, представляющие в России международные гостиничные сети, сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге. Можно ожидать, что следующим этапом деятельности международных гостиничных сетей на территории России станет строительство отелей более низких категорий, в частности 3*. На повестке дня также их внедрение в регионы и известные туристические центры России. Объектов размещения высокой категории и гостиниц туристического уровня, отвечающих международным стандартам, в крупных российских городах слишком мало. Отдельные островки качественного размещения, такие как 5* «AtriumPalaceHotel&WorldTradeCenter» в Екатеринбурге и 4* «QualityHotelTyumen» в Тюмени – погоды не делают. Необходимость в хорошем, качественном размещении возрастает год от года. И первыми почувствовали необходимость освоения регионов международные гостиничные компании. «RadissonHotelandResortsWorldwide» в дополнение к строительству в 1991 г. гостиницы в столице открыла через два года гостиничный комплекс в Сочи. Несколько позже к нему прибавилась ещё одна четырёхзвёздная гостиница – «Лазурная Пии Отель», ориентированная на гостей-горнолыжников. Однако интересы корпорации значительно шире: «RadissonHotelandResortsWorldwide» пытается охватить цепочкой гостиниц туристические и деловые центры бывшего СССР. Важным стратегическим направлением для компании стала Прибалтика. Так уже построены две гостиницы в Литве: в Вильнюсе – 4* «Рэдиссон–SAS-Астория»(1998г.) и недавно введённый в строй отель в Клайпеде, заметно превосходящий по классу любые другие гостиницы города. С 1995г. а Латвии функционирует пятизвёздочный отель «Рэдиссон–SAS-Дуанава». В Эстонии - новый «Рэдиссон–SAS-Отель Таллин», считающийся самым дорогим проектом в стране. Таким образом, гостиничная цепь в этих регионах в общей совокупности будет иметь 1500 номеров. В азербайджанской столице Баку функционирует пятизвёздочная гостиница «Плаза-Баку». Планируется открытие первой гостиничной цепочки «RadissonHotelandResortsWorldwide»в Киеве. На сегодняшний день это самое значительное присутствие международной гостиничной сети на территории России и в постсоветском пространстве. Американская компания «BestWestern»- вторая по величине представленной цепочки в России и других государствах бывшего СССР. «BestWestern» также простирает свои интересы на северо-запад России и Прибалтику. Помимо Московской гостиницы «Артотель» и новгородского отеля «Береста» компания отметилась во всех прибалтийских государствах: в Литве (Каунас) – отель «Сантакос», в Латвии (Рига) - отель «Мара», в Эстонии(Пярну - отель «Пярну». А замкнула кольцо «BestWestern»в Санкт-Петербурге отелем «Нептун» - это единственный трёхзвёздочный отель, представленный в цепочке компании на территории России. «BestWestern» стремительно заполняет нишу недорогих четырёхзвёздочных гостиниц. Она обратила внимание на пустующую нишу трёхзвёздочных отелей, удобных не только для организованных путешественников, но и для бизнесмена средней руки. Внедрившись с отелями туристического класса на рынок прибалтийских государств, компания, возможно, начнёт освоение этого сегмента и в России. Вероятно, её гостиница в Санкт-Петербурге станет предприятием накопления опыта и отработки технологий. Английская гостиничная корпорация «Forte/LeMeridien» имеет договоры с двумя московскими гостиницами – «Националь» и «CountryClub». Третья её гостиница- «LeMeridienVillon» находится в Литве. «MoscowCountryClub» - единственный загородный пятизвёздочный отель, отвечающий самым строгим международным стандартам. Он уникален, поскольку до него в Подмосковье существовали лишь пансионаты и дома отдыха, не способные обеспечит гостя всеми необходимыми удобствами. «MoscowCountryClub» стал образцом гостиничной культуры, к которой стали подтягиваться и другие российские объекты, занимающиеся организацией подмосковного отдыха граждан. Загородный отель приспособлен также и к проведению деловых встреч, симпозиумов, конференций. Для семейного отдыха на его территории находятся 38 комфортабельных дач. Международная корпорация «BassInternational» управляет ещё одним загородным отелем – «HolidayInnVinogradovo». Эта четырёхзвёздочная подмосковная гостиница ориентирована на транзитных пассажиров, поскольку расположена недалеко от Шереметьево-2», и на деловых туристов. В ближайших планах – привлечение туристов, приезжающих на отдых. Это первая «ласточка» цепи «HolidayInn» , а всего в планах компании – увеличить число гостиниц в России до десяти. В то же время другая цепочка – «InterConttinental» ,входящая в корпорацию «BassInternational», ушла с российского рынка. Компания «MarriottInternational» сконцентрировала своё внимание пока только на столице. Три гостиницы, «Тверская», «Гранд отель», и «InterstateHotels», функционируют на основании франшизного договора. Г На сегодняшний день в России представлены практически все известные международные гостиничные системы. Некоторые из них проявляют завидную активность, а другие напротив уходят с российского рынка. При этом инициатором разрыва договора становится российская сторона. Но на международном рыке есть и крупные «игроки», которые пока воздерживаются от покорения российских просторов. Корпорация «Hilton», высказывая заинтересованность в российском рынке, пока не торопится ее реализовать. Видимо, присматривается к успехам коллег и тщательно подбирает место для своего первого эксперимента. Не проявили пока никакого интереса к нашему рынку и ведущие компании стран Юго-Восточной Азии, т.к. наши инвестиционные условия пока не являются для этих корпораций привлекательными, но российскому рынку есть куда развиваться: рыночная ниша – всего 13% качественного размещения на всю огромную страну. Если сравнивать гостиничную отрасль России с бывшими странами СЭВ и Балтии по ряду основных рыночных показателей, то наша страна не выделяется на их фоне, но и в то же время уступает ведущим европейским державам, в первую очередь Франции, Германии, Великобритании. Так, одна из важных рыночных характеристик – коэффициент использования номерного фонда – в среднем по стране показывает, что российские гостиницы загружены чуть более, чем на треть. Тем не менее, западные аналитики, хотя и с осторожностью, дают довольно оптимистические прогнозы развития гостиничной индустрии гостеприимства, предполагая возможным существенно улучшить эффективность использования имеющихся объектов размещения. |