Характеристика стандартов проектирования бизнес-процессов и пользовательского интерфейса
Современные программные системы реализуются из компонентов. Под компонентом понимают самостоятельный программный продукт, поддерживающий объектную идеологию, реализующий отдельную предметную область и обеспечивающий взаимодействие с другими компонентами с помощью открытых интерфейсов. Такая технология направлена на сокращение сроков разработки программных систем и обеспечение гибкости внедрения. В плане реализации подобной технологии естественным является переход от стандартизации интерфейсов к стандартизации компонентов. Для унификации этого процесса необходимы стандарты проектирования бизнес-процессов, которые формулируют основные установочные концепции. На первый взгляд, бизнес-процессы и информационных технологии имеют мало общего. Однако внедрение информационных технологий всегда приводит к реорганизации бизнеса. Потому методики моделирования бизнеса имеют много общего с проектированием программных систем. Здесь может быть выстроена следующая цепочка: предметная область – бизнес-модель – модель программной системы – технологическая модель – детальное представление – функционирование системы.
Среди стандартов проектирования бизнес-процессов можно отметить следующие: семейство стандартов IDEF (Integration Definition for Function), RUP (компании Rational Software). Каждый из этих стандартов базируется на исходных понятиях. Например, в стандарте IDEF0 (Integration Definition for Function Modeling) такими понятиями являются:
• «Работа» (Activity) – для обозначения действия;
• «Вход» (Input), «Выход» (Output), «Управление» (Control), «Механизм» (Mechanism) – для обозначения интерфейсов.
Использование стандартов проектирования бизнес-процессов позволяет унифицировать процесс абстрагирования и формализации представления предметной области. Мощным методологическим средством в этой области является концепция CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support). Русскоязычный термин, отражающий специфику CALS – компьютерное сопровождение процессов жизненного цикла изделий (КСПИ). Выделяют следующие основные аспекты данной концепции:
• компьютеризация основных процессов создания информации;
• интеграция информационных процессов, направленная на совместное и многократное использование одних и тех же данных;
• переход к безбумажной технологии организации бизнес-процессов.
В методологии CALS существуют две составные части: компьютеризированное интегрированное производство (КИП) и интегрированная логистическая поддержка (ИЛП).
В состав КИП входят:
• системы автоматизированного проектирования конструкторской и технологической документации САПР-К, САПР-Т, CAD/CAM);
• системы автоматизированной разработки эксплуатационной документации (ETPD – Electronic Technical Development);
• системы управления проектами и программами;
• системы управления данными об изделиях (PDM – Project Data Management);
• интегрированные системы управления (MRP/ERP/SCM).
Система интегрированной логистической поддержки предназначена для информационного сопровождения бизнес-процессов на послепроизводственных стадиях жизненного цикла изделий от разработки до утилизации. Целью внедрения ИЛП является сокращение затрат на хранение и владение изделием. В состав ИЛП входят:
• система логистического анализа на стадии проектирования (Logistics Support Analysis);
• система планирования материально-технического обеспечения (Order Administration, Invoicing);
• электронная эксплуатационная документация и электронные каталоги;
• система поддержки эксплуатации и др.
Развитие CALS связано с созданием виртуального предприятия, которое создается посредством объединения на контрактной основе предприятий и организаций, участвующих в жизненном цикле продукции и связанных общими бизнес-процессами. Информационное взаимодействие участников виртуального предприятия реализуется на базе хранилищ данных, объединенных через общую корпоративную или глобальную сеть.
Значительный прогресс достигнут в области стандартизации пользовательского интерфейса. Среди множества интерфейсов выделяются следующие классы и подклассы:
• символьный (подкласс – командный);
• графический (подклассы – простой, двухмерный, трехмерный);
• речевой;
• биометрический (мимический);
• семантический (общественный).
Выделяют два аспекта пользовательского интерфейса: функциональный и эргономический, каждый из которых регулируется своими стандартами. Один из наиболее распространенных графических двумерных интерфейсов WIMP поддерживается следующими функциональными стандартами:
• ISO 9241-12 (визуальное представление информации, окна, списки, таблицы, метки, поля и др.);
• ISO 9241-14 (меню);
• ISO 9241-16 (прямые манипуляции);
• ISO/IEC 10741 (курсор);
• ISO/IEC 12581 (пиктограммы).
Стандарты, затрагивающие эргономические характеристики, являются унифицированными по отношению к классам и подклассам:
• ISO 9241-10 (руководящие эргономические принципы, соответствие задаче, самоописательность, контролируемость, соответствие ожиданиям пользователя, толерантность к ошибкам, настраиваемость, изучаемость);
• ISO/IEC 13407 (обоснование, принципы, проектирование и реализация ориентированного на пользователя проекта);
• ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 «Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование» (требования к практичности, понятность, обозримость, удобство использования);
• ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению» (практичность, понятность, обучаемость, простота использования).
Оценивая вышеприведенные стандарты, необходимо подчеркнуть, что эффективность является критерием функциональности интерфейса, а соответствие пользовательским требованиям – критерием эргономичности.
Помимо общей формализации информационных технологий, рассмотренной выше, в настоящее время большое внимание уделяется разработке внутрикорпоративных стандартов. На первый взгляд, внедрение информационных технологий предполагает организацию безбумажного документооборота. Однако на практике существует большое количество отчетных форм, требующих твердой копий. К сожалению, на данном этапе невозможно разработать универсальный внутрикорпоративный стандарт и тиражировать его. Для унификации процесса формирования внутрикорпоративных стандартов используется единая технология их проектирования, содержащая следующую последовательность работ:
• определение дерева задач (оглавление стандарта);
• определение типовых форм для каждой задачи;
• назначение исполнителей;
• разработка матрицы ответственности;
• разработка календарного графика;
• описание входящих и выходящих показателей;
• составление глоссария терминов.