Методика внедрения системы в работу средней школы

Система «Сетевой город. Образование» предоставляет широкие возможности по мониторингу качества образования на различных уровнях, способствующие повышению качества образования. Благодаря системе «Сетевой город. Образование» создается единая система мониторинга качества образования на уровне образовательного учреждения. Важными условиями успешной организации мониторинга является повышение квалификации сотрудников Образовательного Учреждения и органов управления образованием, систематическая работа Образовательного Учреждения по вовлечению родителей и учащихся в использование программы.

Цель системы «Сетевой город. Образование» - программа предназначена для оперативного взаимного информирования учащихся, учителей, родителей об учебно-воспитательном процессе, а так же, как написано выше, для выполнения некоторых учебных заданий дистанционно.

Для решения цели используются следующие задачи:

- определение формы и средства обучения по системе;

- выбор метода для эффективного обучения;

- повышение уровня подготовки педагога для работы в системе;

- анализ информации для успешной работы в программе.

Форма обучения, как выездные практические семинары, так и дистанционное обучение, видеообучение (режим онлайн – самое распространенная форма).

Средства обучения данной системы, печатные (учебные пособия), электронные образовательные ресурсы. В процессе работы в системе при заполнении журнала, либо оформление заданий и т.д., преподавателю дается возможность обучиться в процессе, т.е. возникшие вопросы можно задать, перейдя по ссылке, находящейся на действующей странице. Перейдя по ссылке можно, как и внести изменения, поправки, предложения, так и обучиться по непонятным вопросам. Уровень подготовки учителей высок, т.к. программа проста в использовании, все четко прописано, для преподавателей программа удачна в плане экономии времени.

Методы обучения понимаются, как целенаправленные действия учителя, позволяющие ученику работать в системе «Сетевой город. Образование», овладеть практическими навыками и умениями, помогающими отследить и подтянуть успеваемость учащихся. Поэтому обучение является и воспитывающим, и развивающим.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение задач обучения.

Классификация методов обучения всовременной дидактике выделяют:

- словесные методы

- наглядные методы

- практические методы

- методы проблемного обучения.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, лекция.

В словесных методах Учитель последовательно излагает информацию по изучению и заполнению системы «Сетевой город. Образование»

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогически требований:

- рассказ должен обеспечить идейно-нравственную направленность преподавания;

- содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное количество убедительных примеров, фактов, доказывающих - правильность выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику изложения;

- излагаться простым и доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения преподавателя к излагаемым фактам, событиям.

При объяснении должны хорошо использоваться различные средства наглядности, которые способствуют быстрому обучению и усваиванию программы.

В ходе объяснения целесообразно ставить периодически вопросы перед учениками с целью поддержания их внимания и познавательной активности.

Беседа- диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.

Лекция — самый экономичный путь получения информации ученикам, так как в лекции учитель может сообщить знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках. Лекция, кроме изложения научных положений, фактов и событий, несет в себе силу убеждений, критической оценки, показывает ученикам логическую последовательность раскрытия темы, вопроса.

Чтобы лекция была эффективной, необходимо соблюдать ряд требований к ее изложению. Лекция начинается сообщением темы, плана лекции, литературы и кратким обоснованием актуальности темы. Лекция обычно содержит 3–4 вопроса, максимум 5. Большое число вопросов, включенных в содержание лекции, не позволяет обстоятельно их изложить.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией оргтехники, участия в вебинаре и др.

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении системы.

Практическое занятие- это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Лабораторно-практические занятия играют важную роль в процессе обучения учителей и учащихся. Значение их состоит в том, что они способствуют развитию у учеников умения применять теоретические знания к решению практических задач. Здесь учащиеся приобретают самостоятельно знания и практические навыки обращения с программой.

Прием - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи учащихся базовых понятий применяется при объяснении преподавателем информации по изучению системы «Сетевой город. Образование». В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения.

Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же учитель использует их в ходе практической работы для привлечения внимания учащихся, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Дидактические принципы – наглядность, доступность, последовательность в работе, сознательность усвоения изложенного материала (оценки, задания, объявление).

Усовершенствование системы «Сетевой город. Образование» включает в себя проведение дополнительных семинаров, где по выявленным проблемам учитель с учащимися находят пути решения, повышение квалификации учебно – административного состава школы.

Вывод по второй главе

Таким образом, мы проанализировали Методику использования автоматизированной системы «Сетевой город. Образование» в учебном процессе. На компьютере пользователя не требуется устанавливать дополнительных программ. Работа осуществляется через интернет, достаточно запустить браузер и ввести адрес сайта. Отзывы от учителей: самое главное это удобный и понятный интерфейс, который позволяет работать пользователям, не имеющим специальной компьютерной подготовки.

«За» и «Против». Идея внедрения данной программы в школы - очень хорошая, но не совсем продуманна. Очень часто дети не выставляют оценки или забывают; пропускают уроки; не записывают домашнее задание, поэтому контроль необходим. И порой только в конце четверти многие родители узнают, что у их ребенка совсем не все в полном порядке, как они представляли. Но с точки зрения «учителя» это действительно очень кропотливая работа.

Многие учителя «За» внедрение и использование системы, только в старших классах, т.к. в начальной школе это абсолютно лишнее - учитель и так выставляет все оценки в дневник, связь с родителями налажена намного лучше, чем в старшей школе. А в старших классах она необходима.

В "Сетевой город" для родителей вносится минимальная информация - ФИО дата рождения и пол, а все остальное, если родитель пожелает, может внести сам. Еще один плюс: родитель может проконтролировать выполнение домашнего задания у своего ребенка, зайдя в электронный дневник.

Информирование родителей об учебно-воспитательном процессе с помощью системы «Сетевой город. Образование» улучшает успеваемость детей на 12%, а посещаемость на 18%. Администрация школы может оперативнее реагировать на проблемы с успеваемостью, пропусками учащихся.

Для учителей "Сетевой город" тяжело только на первом этапе внедрения, когда вносится много информации, а затем даже на уроках учителя успевают выставлять оценки в электронный журнал. А сколько времени учитель тратил на отчеты в конце четверти. Сейчас, когда вся информация в Сетевом городе, только щелкни мышкой и отчет готов.

Но, если один из учителей предметников, какую, либо часть системы не заполнил, отчет формироваться не будет.

По поводу отдельной штатной единицы, если учитель будет заполнять Сетевой город раз в месяц, да если у него 30 часов, тогда, ему будет тяжело, а если делать все вовремя, то это 15 минут на внесение оценок, а сколько пользы от Сетевого города всем, и родителям, и ученикам, и учителям.

Программное обеспечение, позволяет значительно модернизировать информатизацию учебного процесса.

Заключение

Система «Сетевой Город. Образование» позволяет оказывать практически все государственные и муниципальные услуги в сфере образования.

Школы, подключенные к системе «Сетевой Город. Образование», получают возможность создать своё внутришкольное информационное пространство, охватывающее организацию и мониторинг учебного процесса, административные функции, общение и коллективную работу.

Управление образования может вести оперативный мониторинг деятельности подотчётных ему учреждений в рамках своей компетенции.

Система «Сетевой Город. Образование» позволяет вовлечь общественность, в первую очередь, родителей в учебно-воспитательный процесс, а именно, информировать их о результатах учебного процесса (включая наиболее оперативный способ связи через SMS-сообщения), об управленческой деятельности, предоставить возможности общения с администрацией школы и преподавателями.

Система «Сетевой Город. Образование» позволяет эффективно задействовать возможности существующей физической компьютерной сети муниципального образования с надёжным размещением базы данных на муниципальном сервере.

База данных системы «Сетевой Город. Образование» содержит информацию, представляющую интерес не только непосредственным участникам образовательного процесса, но и в перспективе социальным службам, общественным организациям, рынку труда.

Доступ к автоматизированной системе Сетевой город. Образование осуществляется с любого компьютера, подключенного к Internet. Родитель сможет увидеть успеваемость только своего ребёнка. Конфиденциальность информации гарантируется. Родители получают следующие возможности:оперативный контроль по Интернет за успеваемостью, посещаемостью своего ребенка (через его электронный дневник); оперативный просмотр его расписания, отчетов по успеваемости; возможность получать рассылку от классного руководителя на свой мобильный телефон в виде SMS: отчеты об успеваемости ребенка, информацию о собраниях, мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.; возможность в любое время самостоятельно делать SMS-запрос с мобильного телефона на специальный короткий номер (например, для получения прогнозируемых оценок за четверть); если школа не имеет доступа в Интернет - возможность распечатать наглядные и информативные отчеты для родителей.

Учащиеся получают следующие возможности:просмотр последней версии своего расписания на месяц, неделю, день, школьных и классных мероприятий; получение итоговых и текущих отчетов о своей успеваемости и посещаемости; доступ к своему электронному дневнику, куда автоматически выставляются оценки, помещаются домашние задания и задолженности по предметам; ведение портфолио своих проектов и достижений. Возможность дистанционного обучения в рамках школьного учебного процесса.

«Сетевой город. Образование» - современная развитая система электронного ведения успеваемости.

Список используемой литературы

1. Алексеева Т.М., Шабашев А.В.
Информационная система образовательного учреждения: методика внедрения на примере системы «NetSchool». – Самара, 2009. – 119 с.

2. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. – М.: 2003.

3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник – шаг на пути к системе обучения «Информатизации образования». // В сборнике научных трудов «Проблемы школьного учебника». / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, – 2005. С. 219-222.

4. Муратов А.Ю. Статья "Сетевой Город. Образование". Возможности и условия повышения эффективности мониторинга качества образования - г.Барнаул,- 2010г.

5. Муратов А.Ю., Залогин С.А., Учебно-методическое пособие "Формирование единой информационно-образовательной среды муниципального образования средствами АИС "Сетевой Город. Образование" – г.Барнаул, 2010.

6. Муратов А.Ю. «Информатизация системы образования в Алтайском крае», информационный бюллетень №1, 2008г., стр. 14-17

7. Вебинар "Предоставление государ ственных и муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования: задачи и решения", организованный в рамках сотрудничества АПКиППРО с ЗАО "ИРТех". – Москва, 2012.

8. Обучающий семинар по внедрению АИС "Сетевой Город. Образование" - г. Сочи Краснодарского края, 2014.

9. Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

10. Федеральный закон от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

11. http://www.net-school.ru/index.php

12. http://ito.edu.ru/2008/Moscow/V/V-0-7932.html

Приложение 1


Учебный план

Раздел «Школьное руководство» - «Учебный план».

1. Проверить учебный год и периоды

2. В разделе «Предметы» проверить предметы и добавить подгруппы

Подгруппы создаются в разделе "Школьное руководство"-"Учебный план"-"Предметы". Для этого нажмите на гиперссылку с названием предмета:

Методика внедрения системы в работу средней школы - student2.ru

В открывшемся окне, в части экрана "Подгруппы предмета" нажмите кнопку Добавить, введите название подгруппы и нажмите на кнопку Сохранить (аналогичным образом создается и вторая подгруппа, если понадобится):

Методика внедрения системы в работу средней школы - student2.ru

Методика внедрения системы в работу средней школы - student2.ru

Методика внедрения системы в работу средней школы - student2.ru

После того как все необходимые подгруппы будут созданы, Вы можете добавить учителей. Для этого в части экрана "Преподаватели предмета" нажмите на кнопку Добавить, в открывшемся окне отметьте галочками нужных преподавателей и нажмите на кнопку Сохранить.
Таким образом, можно создать все необходимые подгруппы.
3.Проверить компоненты учебного плана

4. В разделе «Профили» указать профили, если это не было сделано в «Мастере ввода данных»

5. В разделе «Нагрузка» проверить количество часов в соответствии с Вашим учебным планом

6. В разделе «Учебный план» необходимо ввести часы по всем предметам, по каждой компоненте для каждого класса в отдельности. Для того, чтобы можно было задавать часы в параллели, необходимо, чтобы эта параллель была помечена галочкой на закладке Профили пункта меню Школьное руководство, а также чтобы для этой параллели была задана нагрузка на закладке Нагрузка.

Заполнение учебного плана необходимо. В противном случае, будет невозможно составить расписание (а значит, и заполнять электронный классный журнал). И напротив, если в странице "Учебный план" корректно введена недельная нагрузка по всем предметам, то при ручном создании расписания автоматически будет предложено создать столько уроков в неделю, сколько необходимо.

Более того, введя часы в Учебном плане, на этой странице вы можете увидеть Общую педагогическую нагрузку для каждого класса в отдельности.

Приложение 2

Ввод списка учащихся
Раздел «Школьное руководство» - «Движение».

На странице «Движениеучащихся» создается документ о движении. Обязательно указать номер документа и дату (01.09.2013 г.).

Можно воспользоваться одним из способов ввода: быстрый ввод, импорт, расширенный импорт.

Методика внедрения системы в работу средней школы - student2.ru

Удобный способ для добавления учеников – импорт учащихся.

Приложение 3

Наши рекомендации