К получению профессионального образования
Формирование готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования в настоящем исследовании реализуется через систему управления этим процессом. Теоретическое обоснование системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования основано на теории деятельности, теории систем. Основные идеи системного подхода были представлены в трудах известных ученых П. К. Анохин, Л. Берталанфи, Ю. С. Попков, В. И. Садовский, К. В. Судаков, А. И. Уемов [11, 12, 357, 358, 359, 253, 254, 255, 275, 302, 303, 319]), описанию функций управления посвящены работы (В. Г. Афанасьев, А. А. Годунов, Ю. А. Тихомиров [14, 15, 75, 314]). Теоретические основы деятельностного подхода к формированию личностных качеств разрабатывали Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Б. С. Герушинский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин [9, 68, 69, 71, 72, 89, 90, 115, 190, 191, 287, 288].
Л. Берталанфи рассматривал систему как комплекс взаимодействующих элементов, П. К. Анохин расширил этот подход: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата».
К. В Судаков, развивая идеи П. К. Анохина, рассматривает системы в динамике их построения, при этом достижение полезного результата является системообразующим фактором. Показатели необходимого результата запечатляются в структуре соответствующей системы, что и формирует цель деятельности субъектов по достижении требующихся результатов. В настоящем исследовании мы будем опираться на научный подход к определению систем, выдвинутый П. К. Анохиным и К. В. Судаковым.
Для описания системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования был использован научный подход к конструированию системы управления образовательным процессом [131, 302]. В соответствии с функциями управления: определение целей и планирование, организация исполнения, координация и стимулирование деятельности, учет и контроль исполнения, содержательная сторона компонентов системы раскрывается через следующую структуру: целеполагание, ранжирование, реализацию, обобщение и анализ, коррекцию.
Основные постулаты теории деятельности, сформулированные В. В. Давыдовым о том, что поведение человека произвольно, целеориентировано и сознательно [90] положены в основу системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. А основные элементы деятельности, выделенные А. Н. Леонтьевым (осознание деятельности в виде мотива, оценка наличной ситуации, формулирование цели, выработка решения, как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую, выбор средств деятельности и реализация решений [190]) были использованы для разработки технологий формирования данной готовности.
Предлагаемая нами система формирования готовности учащихся к получению профессионального образования обладает всеми необходимыми системными признаками.
Афанасьев считал, что любой системе присущи такие характеристики, как компонентный состав, структурность и наличие системообразующего фактора, целостность и развитие, иерархичность, взаимосвязь и взаимодействие со средой, множественность описания, наличие управления [14, C.31]. Докажем наличие указанных признаков применительно к системе формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
1. Компонентный состав системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
Под компонентами понимаются любые части системы, вступающие в определенные отношения с другими ее частями [43]. К компонентам предлагаемой нами системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования относятся: целеполагание, ранжирование, реализацию, обобщение и анализ, коррекция.
2. Структурность. Системообразующий фактор системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
Структура системы формирования готовности учащихся к получению профессионального образования подразумевает собой определенный способ взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов. Раскроем связи между компонентами системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. Целеполагание, определяемое необходимостью реализации принципов образования и совершенствования процесса формирования данной готовности, обусловливает ранжирование и реализацию этой системы. От качества реализации рассматриваемой системы зависит достигнутый результат, который соотносится с планируемым результатом на этапе обобщения и анализа. При необходимости (а она нередко возникает) в процесс формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования вносятся изменения, т.е. осуществляется коррекция, таким образом, все компоненты предлагаемой системы структурированы и взаимосвязаны. Системообразующим фактором является потребность в новом педагогическом знании позволяющем эффективно организовать управление процессом формирования готовности учащихся к получению профессионального образования.
3. Целостность и развитие системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
Целостность указанной системы определяется единством и взаимодействием ее составляющих. Предлагаемая система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования является целостной и развивающейся. Каждый ее компонент (целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция), обладая определенными свойствами, является частью диалектически обусловленной целостности этой системы. Как показало исследование, повышение уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования происходит в процессе реализации компонентов рассматриваемой системы. С одной стороны, ее компоненты обладают относительной самостоятельностью, с другой стороны, составляют части единого целого.
Показателями развития системы являются необратимость, направленность и наличие закономерностей [14]. Эти показатели присущи предложенной системе формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. Полученные новые педагогические знания, как результат функционирования системы, присваиваются участниками процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования, обеспечивают необходимое формирование качеств личности учащихся, характеризующих данную готовность. А это значит, что процесс формирования готовности учащихся к получению профессионального образования является необратимым. Наличие в предложенной системе компонентов целеполагания, обобщения и анализа полученных результатов обеспечивают направленность процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования на повышение уровня указанной готовности. Функционирование системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования происходит на основе определенных повторяющихся, устойчивых связей. Так, реализация зависит от целеполагания: изменение целей влечет за собой изменение содержания концепции, форм и стратегии реализации. Ранжирование влияет на выбор методик, составляющих технологию организации процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. Анализ результатов реализации позволяет выяснить необходимость корректирования процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования.
4. Иерархичность системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования и ее взаимодействие со средой.
Иерархия – расположение частей целого в порядке от высшего к низшему [99]. Данный признак выражается в том, что отношения между участниками процесса формирования готовности к получению профессионального образования (учителем и учениками) становятся субъект-объектными, в котором обе стороны являются партнерами, и управление процессом формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования организовывает деятельность и учителя, и учащихся.
Система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования не является изолированной, она связана с внешней средой (образовательным пространством) посредством:
§ учета целевых установок, предлагаемых органами управления образования;
§ изучения требований родителей и общественности к развитию уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования;
§ взаимодействия с другими образовательными учреждениями, в том числе и теми, в которых возможно продолжение образования учащихся сельских школ после окончания школы;
§ соотнесения достижений результатов процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования с другими достижениями данного педагогического коллектива.
5. Множественность описания системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
Множественность описания каждой системы предполагает построение некоторого числа различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект целого, лишь одну из сторон системы [59].В соответствии с этим можно рассмотреть многофункциональность системы формирования готовности учащихся к получению профессионального образования. К ее функциям относятся:
- социальная, направленная на выполнение требований общества и государства, предъявляемым к сфере образования; на достижение целей образования; на возрастание уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования;
- управленческая, обеспечивающая четкую организацию процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования; поэтапный и итоговый анализ, учет и контроль состояния готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования; своевременное внесение целесообразных изменений в организацию процесса формирования готовности;
- психолого-педагогическая, предполагающая реализацию индивидуализированного и дифференцированного подхода в процессе формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
- научная, обеспечивающая участие педагогов в проведении педагогического эксперимента, разработку, апробацию и внедрение в практику новых технологий формирования готовности учащихся к получению профессионального образования; анализ, обобщение и описание результатов формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования; подготовку отчетов об итогах педагогического исследования; предъявление материалов исследования на методических советах и научно-практических конференциях;
- ценностно-ориентационная (аксиологическая), выражающаяся в следовании определенной системе ценностей, в которой важной считается развитие личностных качеств учащихся, необходимых для продолжения образования после окончания школы: ориентация на продолжение образования, глубокие и прочные знания, познавательный интерес и информационная компетентность.
6. Наличие связей управления системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
Каждая система имеет следующие признаки управления – наличие причинной связи элементов, наличие управляющей и управляемой составляющих, подвижный характер управления, наличие обратной связи. Перечисленные признаки присущи и системе формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. Все ее компоненты (целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция) связаны между собой и взаимоопределены, каждый последующий компонент системы связан с предыдущим. В процессе формирования готовности учитель, как управляющее звено системы, осуществляет выбор способов управления, что указывает на подвижный характер управления. Примером осуществления обратной связи в названной системе может служить коррекция процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования в зависимости от полученного результата.
Таким образом, предлагаемая система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования отвечает требованиям целостной и управляемой системы.
В основу конструирования системы формирования положены следующие принципы образования: демократизация, гумманизация, гуманитаризация, непрерывность, дифференциация, принцип индивидуализации, принцип развивающего обучения, наличие компонентов регионального самоопределения. А так же принципы интегративности и компьютеризации процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, основанные на закономерностях, выявленных при анализе результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента.
Принцип демократизации образования обеспечивает получение равноценного образования независимо места проживания, пола, национальности, и социальной принадлежности. Принцип гуманизации образования понимается как внимание к внутреннему миру ребенка, создание благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей. Принцип гуманитаризации образования, реализуется через формирование целостной картины мира, разработку гуманитарного потенциала естественнонаучных предметов. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип дифференциации педагогического процесса предусматривает обновление содержания образования, форм организации учебной деятельности с учетом уровня развития, склонностей и потребностей учеников. Принцип индивидуализации процесса обучения направлен на создание оптимальных условий для всестороннего развития учащихся. Принцип развивающего обучения предполагает максимальное использование поисковых и проблемно-ориентированных методов, увеличение объема самостоятельной работы школьников. Наличие компонентов регионального самоопределения предполагает учет специфики сельского региона [60, 115, 187, 189, 261, 222].
Результат сравнительного анализа данных исследований 1981 и 2000 годов, содержащих сведения об уровне готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, позволил выявить следующую закономерность. Чем выше уровень развития одного показателя готовности учащихся к получению профессионального образования, тем выше уровень развития других показателей, и наоборот, чем ниже уровень развития одного показателя, тем ниже уровень развития других показателей. На основе этой закономерности был сформулирован принцип интегративности формирования готовности учащихся к получению профессионального образования. Согласно этому принципу, формирование одного показателя данной готовности влечет за собой развитие других ее показателей. Анализ особенностей образовательного процесса в сельских школах с учетом специфики их функционирования привел к выявлению следующей закономерности: уровень развития информационной компетентности, знаний и познавательного интереса учащихся зависит от уровня методической обеспеченности сельских учителей, и их готовности к внедрению цифровых технологий. На основе этой закономерности был выдвинут принцип компьютеризации процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. Использование компьютерных технологий в процессе формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования значительно повышает его эффективность.
Конструируя компонентный состав системы формирования готовности учащихся к получению профессионального образования, мы предполагали в виду необходимости научно обоснованного руководства указанным процессом использовать функции управления: целеполагание, ранжирование, реализацию, обобщение и анализ, коррекцию, которые и нашли отражение в структуре предложенной системы.
Целеполагание системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования определяет содержание и организацию указанного процесса. В нашем случае, педагогическая деятельность начинается с определения цели, в качестве которой выступает некоторая идея, в соответствии с которой строится указанная педагогическая система. Целью является увеличение уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. Задачи вытекают исходя из сформулированной цели. Для того, чтобы повысить уровень формировать готовность учащихся к получению профессионального образования, необходимо определить ее показатели: ориентация на продолжение образования, развитый познавательный интерес, глубокие и прочные знания, информационная компетентность; определить критерии оценки уровня каждого показателя готовности учащихся к получению профессионального образования.
Ранжирование предполагает определение уровня развития качеств личности, характеризующих готовность учащихся к получению профессионального образования. Диагностика уровня готовности учащихся к получению профессионального образования позволяет выделить группы учащихся с разным уровнем готовности, для того, чтобы иметь возможность ранжировать задачи формирования качеств личности учащихся, характеризующих готовность к получению профессионального образования: ориентация на продолжение образования, развитый познавательный интерес, глубокие и прочные знания, информационная компетентность. В соответствии с определенными уровнями развития показателей готовности, дифференцировать процесс формирования готовности, выбирая для каждой группы учащихся, разработанные технологии формирования готовности учащихся к получению профессионального образования.
Компонент «реализация» рассматриваемой системы предусматривает применение разработанной автором технологии организации процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования в образовательном процессе сельских школ, направленной на развитие ее показателей: ориентация на продолжение образования, развитый познавательный интерес, глубокие и прочные знания, информационная компетентность. Для этого необходимо включить указанную технологию в программы организации учебно-воспитательной работы с учащимися, в программы коллективных и индивидуальных творческих занятий, и наполнить ее содержанием, предусмотренным стандартными образовательными программами.
В целях формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования целесообразно использовать разнообразные формы организации образовательного процесса: урок, факультативные занятия, конференции, экскурсии, олимпиады, выставки творческих работ учащихся. А так же выполнение учащимися заданий, рассчитанных на длительный срок, групповая и индивидуальная подготовка учащихся к олимпиадам, проведение недели профориентации, проведение консультаций для учащихся и их родителей.
Как показало исследование, в условиях сельской школы можно эффективно использовать разнообразные виды и типы уроков: презентация; путешествие; представление; концерт; блиц-турнир, викторина, КВН, конференция, исследование, малая научная конференция могут обогатить и разнообразить процесс формирования готовности учащихся к получению профессионального образования. Формирование готовности учащихся к получению профессионального образования может успешно осуществляться в ученических производственных бригадах. В ученической бригаде формируются трудовые умения и навыки, закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках в школе, реализуется принцип политехнического обучения, соединения обучения с производительным трудом, научной организацией труда, создаются благоприятные условия для профориентации школьников в сельском хозяйстве. «С большим интересом учащиеся принимают участие в практических занятиях по вождению тракторов с прицепными и навесными сельскохозяйственными орудиями по обработке почвы: вспашка, культивация, боронование, нарезка гряд, междурядная обработка» [334]. Однако следует учесть, что в условиях малой наполняемости классов в сельской школе не все формы организации образовательного процесса могут оказаться в этом смысле достаточно эффективными. Так, например, в условиях малочисленного класса сложно применять методики, базирующиеся на соревновании. Различный уровень развития учащихся, их малое количество в классе исключает возможность состязания в овладении знаниями и делает применение такой яркой и эффективной методики формирования познавательного интереса, как проведение соревнований в сельской школе довольно затруднительным.
Формы обобщения и анализа: доклады и сообщения, практические рекомендации учащимся, наглядные формы предъявления результатов (таблицы, диаграммы, графики).
Место предъявления результатов обобщения и анализа: родительские собрания, педагогические советы, классные часы, стенгазеты, выступления на методических объединениях учителей, публикации в сборниках докладов конференций, и научных журналах.
Анализ результатов процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования позволяет оценить необходимость внесения корректив и осуществлять внесение изменений в данный процесс формирования показателей готовности: ориентация на продолжение образования, развитый познавательный интерес, глубокие и прочные знания, информационная компетентность.
Внедрение системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования позволяет решить следующие задачи сельской школы:
1. Управленческую: реализовать единую информационно-ана-литическую структуру для целеполагания, ранжирования, реализации, обобщения, анализа и своевременной коррекции процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования в условиях сельской школы;
2. Социальные:
- информировать всех заинтересованных лиц об уровне готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования;
- обеспечить объективный и качественный контроль над изменениями уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования;
- повысить уровень готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования;
- обеспечить преемственность информации об изменениях уровня готовности учащихся сельских школ.
3. Психолого-педагогические:
- совершенствовать процесс формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования в его аналитическом, диагностическом и контролирующем аспектах;
- выделить и педагогически адаптировать необходимые условия, влияющие на процесс формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования;
- стимулировать внимание учителей сельских школ к процессу формирования готовности учащихся к получению профессионального образования.
Вопросы и задания
1. Назовите педагогические теории, являющиеся основанием системы формирования готовности учащихся сельских школ к продолжению образования.
2. Что понимается под системой, что является признаками системы и системообразующим фактором?
3. Перечислите функции управления.
4. Назовите компонентный состав системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
5. Какова структура системы формирования готовности учащихся сельских школ к продолжению образования.
6. Что является системообразующим фактором для системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования?
7. В чем заключается целостность и развитие системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
8. Каковаиерархичность системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования и в чем заключается ее взаимодействие со средой?
9. В чем проявляется множественность описания системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
10. Назовите функции системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
11. Раскройте содержание связей управления системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
12. Что определяют структурные компонент системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция.
13. Какие задачи сельской школы решает система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования?
1. 5. Педагогические условия формирования
готовности учащихся сельских школ к получению
профессионального образования
Предмет современного состояния и перспективного развития сельской школы является особенно актуальным в настоящее время. Рассмотрим специфику функционирования сельских школ, и педагогические условия, влияющие на формирование готовности учащихся к получению профессионального образования. Обширный спектр проблем современного села настолько разнообразен, что на основании имеющихся фактов можно сделать вывод об усугублении неудовлетворительного социально-экономического положения села. Об этом говориться так же и в официальных аналитических документах. «В 80-е годы шла речь об оттоке сельского населения в город, в настоящее время, речь идет о вымирании села. По прогнозу Госкомстата России, к 2010 году контингент до 16 лет уменьшится на 2,2 миллиона человек. А после 2010 года начнется сокращение населения в трудоспособном возрасте» [316, C.61].
Не смотря на то, что почти 70% от общего числа всех школ РФ составляют сельские школы [259], настоящее время усиливается тенденция сокращения численности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, как дошкольных, так и общеобразовательных школ. «В основном происходит сокращение малокомплектных школ. В связи с этим возникает острая проблема подвоза сельских учащихся с отдаленных сел и деревень на занятия в школы» [165, C.26].
В рамках национального проекта, в Оренбургской области запланировано приобрести не менее 50 автобусов для сельских школ [138, 139]. Однако, в связи с этим возникают следующие проблемы: дефицит в сельской местности водителей, имеющих трехлетний стаж работы на транспортном средстве категории «Д», отсутствие навыков у должностных лиц по организации перевозок детей, отсутствие в школах внутрипроизводственных систем по обеспечению безопасности перевозок.
Современное состояние сельской школы характеризуется наличием многочисленных проблем, негативно влияющих на качество образования в сельских школах. Многие из них, отраженные в концепции реструктурирования сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (устаревшая материально-техническая база, слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень финансирования, медленное развитие современных коммуникаций, низкое качество образования) так же находят свое отражение не только в официальных документах, но и в современной публицистике [103, 162, 164, 170, 200, 230, 244, 266, 297].
Устаревшее материально-техническое обеспечение является одной из важных проблем современной сельской школы. В условиях не обновляющейся и не пополняющейся материально-технической базы сельская школа не в состоянии обеспечить конкурентоспособность своих выпускников при поступлении в средние и высшие образовательные учреждения. По статистике, в сельских школах «34% требуется капитальный ремонт, 7% находятся в аварийном состоянии, лишь 28% имеют все виды благоустройства» [259, C.26].
Проблема слабого кадрового обеспечения сельских общеобразовательных учреждений подразумевает собой уровень квалификации учителей сельских школ. «На селе ниже уровень общекультурной, профессиональной подготовки и педагогического мастерства учителей, и ведет к тому, что уровень общего образования и развития детей и подростков стабильно ниже, чем в городе» [170, C.2]. Кроме того, наблюдается слабый приток молодых специалистов в сельские школы. Это обусловлено рядом объективных факторов, отраженных в актуальных публикациях [85-87, 93, 95, 192-196, 342]. Существующая система социальных льгот в области коммунальных платежей и обеспечения жильем сельских учителей, санаторно-курортного обслуживания работников системы образования не способствует закреплению молодежи в сельских школах, поэтому отсутствие положительных перспектив для изменения сложного социально-экономического положения дел на селе не вызывает у молодежи стремления жить и работать в сельской местности. Кроме того, учителя, преподающие в сельских школах, находятся в сложных профессиональных и бытовых условиях. «Резкое падение жизненного уровня сельского учителя, привело к многократному увеличению личного хозяйства. Последствия этого – существенное сокращение времени на подготовку к урокам, проведение внеклассной работы, на изучение психолого-педагогической литературы» [230, C.4].
Недостаточный уровень финансовой обеспеченности является одной из актуальных проблем современной сельской школы. Это связано с ситуацией государственного финансирования сельских учебных заведений. «Уровень обеспеченности школ и ПТУ в значительной степени определяется финансовыми возможностями и спецификой, которая определяет фактическую потребность в финансировании. Отсюда задачей номер один стало создание обоснованной системы планирования расходов на образование и адресного распределения их на всех уровнях - от федерального до муниципального» [249].
Проблема развития современных коммуникаций имеет разнообразные аспекты: не удовлетворительное состояние дорог, отсутствие или недостаток школьных автобусов для организации подвоза обучающихся к школе; недостаточная телефонизация, и как следствие этого отсутствие реальных перспектив для подключения сельских школ к Интернету. Все это негативно влияет на организацию образовательного процесса в сельских школах и приводит к низкому качеству образования [45, C.64].
Перечисленные обстоятельства затрудняют повышение качества образования в сельской школе, препятствуют выравниванию доступности в получении требуемого образования для учащихся сельских школ после окончания школы.
Качество образования в сельских школах влияет на уровень развития знаний и информационной компетентности: сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования, как и неравный доступ к различным образовательным услугам. «В селе процесс дифференциации сети образовательных учреждений развивается слабее, чем в целом по стране. В гимназиях и лицеях обучается 17,1 % городских детей и только 2,6 % - сельских» [259].
В современной публицистике находят отражение так же следующие проблемы сельской школы: «недостаток научно-методического обеспечения инновационных процессов; дефицит кадров; ухудшение воспитательной работы в учреждениях образования; некоторая утрата традиционной работы в учреждениях образования и связей с общественностью» [200, C.4]. Как следствие, В. Ю. Орлов отмечает, что «при поступлении в вузы и средние профессионально-технические учебные заведения выпускники сельских школ не выдерживают конкуренции, а устроиться на работу становиться все труднее» [230, C.4].
Учебно-воспитательный процесс в сельских школах имеет свои характерные особенности, свою специфику, которая накладывает определенный отпечаток на процесс формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. Специфика сельской школы обусловлена, особенностями сельскохозяйственного производства, жизненного уклада, быта сельского населения. М. П. Гурьянова дает следующее определение: «сельская школа - это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательную потребность детей и выполнить специфическую задачу общеобразовательной и трудовой подготовки школьников» [85, C.23].
Ориентация учащихся сельских школ на продолжение образования проводится в специфических условиях, обусловленными особенностями производственной деятельности, жизни и быта сельского населения. В. А. Фролов, размышляя над состоянием и перспективами вариативного образования на селе, считает, что «необходимо учитывать тот важный момент, что ориентация школьников только на сельскохозяйственные профессии может еще более усугубить социально-экономическое положение села» [335, C.60]. Сельским районам нужны грамотные, квалифицированные специалисты в различных областях профессиональной деятельности: педагоги, медицинские работники, работники сельскохозяйственного труда, бухгалтеры, юристы. Развитие агропромышленного комплекса, внедрение новых технологических разработок потребует наличия не только специальных знаний, но и умения учиться, постоянно пополнять свои знания. Поэтому важно в процессе преподавания основных школьных дисциплин формировать готовность учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
Автором было проведено анкетирование среди учителей и директоров сельских школ, которое позволило выяснить наличие мотивации к формированию готовности учащихся к получению профессионального образования, оценку существующих условий труда, и отношение к своей профессии. По результатам анкетирования, в котором участвовало 32 учителя и 8 директоров сельских школ, были получены следующие результаты.
Каждый опрошенный учитель, родился либо в том же селе, в котором живет на момент заполнения анкеты, либо в соседнем, проживает в своем доме в этом же селе и имеет свое домашнее хозяйство. Кроме того, ни один из опрошенных, за исключением одного учителя, не имеет желания уезжать из села. Этот учитель работает в школе первый год после института, и в своей анкете он написал, что это его желание уехать вызвано тем, что сельская жизнь ему не интересна. Около 60% опрошенных получили образование на дневном отделении, и 40% на заочном, 66% имеют высшее образование, 16% неоконченное высшее и 18% среднее специальное.
Условия труда 60% опрошенных учителей оценивают как удовлетворительные, остальные 40% считают, что, не смотря на постоянные перебои с отоплением, слабой материально-технической базой, условия труда хорошие. Примерно поровну, около 40% учителей не удовлетворены оплатой своего труда, и 42% затрудняются ответить на этот вопрос, остальные 18% либо удовлетворены, либо удовлетворены частично оплатой своего труда. Все опрошенные учителя ответили, что они их устраивает работа школы и отношения с руководством. Кроме того, все учителя ответили, что считают свою работу интересной: 60% процентов на вопрос: «интересная ли у вас работа» выбрали ответ «интересная», а остальные 40% считают, что их работа «очень интересная». На вопрос, нравиться ли Вам Ваша работа, 100% о