Предпосылки создания ТЛК
В условиях развития рыночных отношений для транспортных предприятий основной целью деятельности является качественное обслуживание грузовладельцев (потребителей транспортной продукции). В условиях спада объема перевозок и роста конкуренции со стороны других видов транспорта (прежде всего автомобильного) железнодорожному транспорту для получения прибыли необходимо применять новые технологии.
Необходимость учета интересов потребителей транспортной продукции, с одной стороны, и стремление повысить конкурентоспособность железнодорожных транспортно-логистических комплексов (ТЛК), с другой, требуют применения принципов логистики.
Известно, что основным принципом логистики является системный подход, для эффективной реализации которого требуется соответствующая методология моделирования процессов принятия управленческих решений.
Прежде чем перейти к характеристике данной методологии, необходимо отметить, что в настоящее время имеется тенденция изменения функции грузовых станций. Эти изменения вызываются необходимостью применения таких способов повышения качества транспортного обслуживания, как доставка грузов “от двери до двери”, а не от станции к станции за счет применения контейнерных и комбинированных перевозок, технологических маршрутов и других современных способов транспортировки. С учетом данных тенденций и в условиях снижения объемов грузовой работы грузовые станции в узле могут выполнять функции региональных распределительных центров. Эти центры призваны управлять потоками грузов на территории узла и участвовать в их доставке получателям.
Последовательное применение системного анализа к определению целей деятельности грузовой станции в рамках логистической цепи доставки грузов и в условиях снижения объемов работы приводит к необходимости рассмотрения более сложной иерархической транспортной мегасистемы. На верхнем уровне этой мегасистемы рассматриваются стратегические цели функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг. Совокупность грузовых станций образует ТЛК определенного региона, в границах которого сектор маркетинга СФТО обобщает данные по изучению рынка сбыта и потребностей клиентуры в транспортных услугах.
Две группы факторов характеризуют особенности работы железных дорог в настоящее время. Первая группа факторов связана с изменением внешней экономической среды функционирования железных дорог России
Вторая группа факторов связана с изменением внутриотраслевых условий работы железных дорог России.
Анализ ситуации на рынке транспортных услуг, учет факторов, которые характеризуют особенности работы железных дорог России в настоящее время, позволяют выделить приоритетные направления экономической стабилизации и развития железных дорог. Учитывая особенности технологии и эксплуатации технических средств выполнения начально-конечных операций на железнодорожных станциях и терминалах, изменение роли этих производственных объектов в условиях нестабильных размеров грузопотоков реализация этих направлений требует решения трех комплексов задач (рис.7.5).
Для решения перечисленных задач необходимо применять принципиально новые методы.
Под новыми методами подразумеваются те, которые могут быть реализованы в рамках вновь создаваемых интеграционных логистических органов управления (мультимодальных логистических центров, логистических ассоциаций, региональных транспортных логистических систем, транспортно-логистических комплексов (ТЛК) и др.). Независимо от названия новым управленческим структурам (например, ТЛК) должны быть присущи ряд функций. К основным функциям ТЛК следует отнести: логистическую координацию и интеграцию; стратегический и оперативный котроллинг; саморазвитие на основе реинжиниринга; оптимизацию функционирования логистических транспортных цепей (ЛТЦ) на основе терминальной технологии; осуществление введения инноваций, связанных с внедрением новых логистических технологий, обеспечивающих рациональное сочетание развития технического оснащения и использования информационной технологии для повышения качества и эффективности работы и другие (рис.7.6).
Объединив все или некоторые свои ресурсы, функции, возможности потенциальные конкуренты (например, разные виды транспорта) совместными усилиями могут обеспечить внедрение ресурсосберегающих технологий в практику мультимодальных перевозок с участием железнодорожного транспорта.
Общность коммерческих интересов участников ЛТЦ доставки грузов обеспечивает возможность их функциональной интеграции. Формирование транспортно-логистических центров или транспортно-логистических комплексов позволяет в итоге максимизировать прибыль и минимизировать расходы всех видов ресурсов каждого участника процесса товародвижения.
Сущность логистической интеграции состоит в возможности эффективного сотрудничества отдельных субъектов транспортного рынка ради достижения конкретных общих и частных целей.
|