При проведении выездной проверки
По общему правилу выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица, поэтому вы должны предоставить проверяющим доступ на свою территорию (п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 91 НК РФ) <1>. По смыслу п. 2 ст. 91 НК РФ предоставление доступа включает в том числе обеспечение проверяющим возможности осматривать территории или помещения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, либо объекты налогообложения.
--------------------------------
<1> Исключение из этого правила предусмотрены в отношении жилых помещений. Неприкосновенность жилища - право, закрепленное ст. 25 Конституции РФ. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц возможен лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ).
При выездной проверке доступ должностных лиц налогового органа на вашу территорию возможен только при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ). При несоблюдении этих требований вы вправе отказать проверяющим в допуске. Это следует из системного толкования пп. 11 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 91 НК РФ.
Также с учетом положений пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ мы полагаем, что право отказать проверяющим в допуске остается за вами и в том случае, когда решение о проведении выездной проверки вынесено с нарушениями требований ст. 89 НК РФ.
Примечание
О нарушениях в решении о проведении выездной проверки см. разд. 10.6.1 "Нарушения при составлении решения о проведении выездной проверки и их последствия".
Отказывая проверяющим в допуске, учтите следующее. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилых помещений) составляется акт (п. 3 ст. 91 НК РФ). Этот акт дает налоговому органу право самостоятельно определить сумму налога, которая подлежит уплате, на основании имеющихся о вас данных или по аналогии с другими налогоплательщиками (п. 3 ст. 91 НК РФ).
Акт составляется руководителем проверяющей группы (бригады) и подписывается им и налогоплательщиком (п. 3 ст. 91 НК РФ). Мы рекомендуем при подписании акта указать причину, по которой вы отказываете проверяющим в допуске. Если вы не подпишете акт, это не сделает его недействительным, но согласно правилам п. 3 ст. 91 НК РФ факт вашего отказа от подписания будет в акте зафиксирован.
МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
В ХОДЕ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
В ходе выездной проверки налоговики могут проводить следующие мероприятия налогового контроля (ст. ст. 89, 90 - 97 НК РФ):
- истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- выемка документов и предметов;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Кроме того, в ходе выездной проверки инспекторы могут запросить у налогоплательщика пояснения по фактам, которые свидетельствуют о возможных налоговых правонарушениях, имеющих значительный характер (см. Письмо ФНС России от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015).
О правилах назначения и проведения указанных мероприятий, а также о последствиях их нарушения мы и расскажем ниже.
Примечание
О мероприятиях налогового контроля, проведение которых допускается в процессе камеральной проверки, см. разд. 2.8 "Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки".
ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ
Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Обратите внимание!
На практике налоговики могут производить опрос физических лиц по поводу каких-либо фактов, которые имеют значение для налогового контроля. По сути это просто разговор. Его не следует путать с допросом. Доказательственной силы результаты опросов не имеют.
Результаты допросов являются доказательствами по делам о налоговых правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2006 N А56-17758/2005).
В то же время, как показывает судебная практика, доказательственная сила свидетельских показаний не очень велика. Существенный вес протоколы приобретают, если используются налоговиками вместе с другими доказательствами (Постановления ФАС Уральского округа от 17.12.2012 N Ф09-11909/12, ФАС Поволжского округа от 08.08.2012 N А12-12839/2011, от 11.10.2010 N А55-26723/2009, от 23.09.2010 N А55-37030/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 N А33-16116/2009, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 N А66-7390/2009) <3>.
--------------------------------
<3> Здесь и далее в настоящем и последующих разделах о мероприятиях налогового контроля часть судебных постановлений касается камеральных проверок. Однако они актуальны и в отношении выездных налоговых проверок, так как в обоих случаях применяются нормы ст. ст. 90 - 99 НК РФ.
О мероприятиях налогового контроля, проведение которых допускается в процессе камеральной проверки, см. разд. 2.8 "Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки".
При этом суды ссылаются на то, что согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится не только в форме допроса свидетелей, но и в других формах. А значит, использовать протокол допроса как единственное доказательство нельзя.
Также отметим, что суды принимают показания свидетелей в качестве доказательств только в том случае, если они получены с соблюдением процедуры допроса и надлежащим образом оформлены с учетом требований ст. ст. 90, 99 НК РФ. В противном случае протоколы признаются ненадлежащими доказательствами на основании абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ и ч. 3 ст. 64 АПК РФ (см., например, Определение ВАС РФ от 07.05.2008 N 5948/08, Постановления ФАС Московского округа от 09.07.2010 N КА-А40/7116-10, от 27.01.2010 N КА-А4041/15360-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 07.08.2009 N А53-1182/2009, ФАС Дальневосточного округа от 15.06.2009 N Ф03-2571/2009).