Сроков при проведении встречной проверки

В ходе встречной проверки налоговики могут пропустить пятидневный срок для передачи налогоплательщику требования (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Можно ли не исполнять требование о представлении документов, если срок его направления налогоплательщику при проведении встречной проверки нарушен?

Примечание

Подробно об исполнении требования о представлении документов в порядке встречной проверки рассказано в разд. 19.11 "Исполнение требования о представлении документов".

К сожалению, в такой ситуации исполнить требование все равно придется. Ведь несоблюдение указанного срока не затрагивает интересов налогоплательщика. Он обязан представить документы в течение пяти рабочих дней после получения требования (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Об этом свидетельствует и судебная практика.

сроков при проведении встречной проверки - student2.ru Правоприменительную практику по вопросу о том, законно ли требование о представлении документов (информации), если инспекция направила его по истечении пяти дней после получения поручения об истребовании документов, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Примечание

О последствиях нарушений, которые связаны с содержанием поручения и требования об истребовании документов, подробно рассказано в разд. 19.8.1 "Нарушения при составлении поручения и их последствия" и разд. 19.9.1 "Нарушения при составлении требования и их последствия".

ПОРУЧЕНИЕ

ОБ ИСТРЕБОВАНИИ ДОКУМЕНТОВ (ИНФОРМАЦИИ).

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Форма Поручения об истребовании документов (информации) (далее - поручение) приведена в Приложении N 17 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Копия составленного при проведении встречной проверки поручения должна быть приложена к требованию, направляемому в порядке ст. 93.1 НК РФ (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Положения о том, какие сведения указываются в поручении, содержатся в абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ. Более полно их состав определен официально утвержденной формой этого документа. Так, форма поручения, утвержденная Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, предусматривает отражение в ней в том числе следующих сведений:

1) наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость представления документов (информации), а также указание на то, что истребование производится на основании ст. 93.1 НК РФ;

2) реквизиты лица, у которого поручается истребовать документы (информацию), включая полное наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица), ИНН/КПП (КПП указывается для организаций), адрес;

3) перечень истребуемых документов с указанием, в частности, их наименований, реквизитов, иных индивидуализирующих признаков (включая период, к которому относятся документы), а также информации, которую поручается истребовать (в случае истребования информации относительно конкретной сделки должны быть также указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку);

4) реквизиты лица, деятельности которого касаются истребуемые документы (информация), в том числе полное наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица), ИНН/КПП (КПП указывается для организаций), адрес.

НАРУШЕНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПОРУЧЕНИЯ

И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Иногда проверяющая инспекция допускает нарушения при составлении поручения.

Можно ли не исполнять требование местной инспекции о представлении документов в порядке ст. 93.1 НК РФ, если из приложенной к нему копии поручения видно, что оно оформлено с нарушениями?

Сразу укажем, что, если вы не исполните данное требование, налоговики в любом случае привлекут вас к налоговой ответственности.

Примечание

О налоговой ответственности за непредставление документов (информации) по требованию налоговиков в порядке ст. 93.1 НК РФ рассказано в разд. 19.12 "Налоговая ответственность за неисполнение и несвоевременное исполнение требования о представлении документов (информации)".

Следовательно, прежде чем принимать решение, исполнять требование или нет, рекомендуем вам решить для себя, готовы ли вы заплатить штраф или отстаивать свои интересы в суде.

Практика показывает, что наиболее распространенным нарушением является отсутствие в поручении указания на мероприятие налогового контроля, в результате которого возникла необходимость получить соответствующие документы или информацию. Напомним, что обязанность приводить эту информацию в поручении прямо предусмотрена абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ.

При неисполнении требования, которое составлено на основании подобного поручения, суд однозначно встанет на вашу сторону, только если налоговики на самом деле не имели оснований истребовать документы (информацию) в порядке встречной проверки (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.05.2009 N Ф03-2111/2009).

Если же будет установлено, что в отношении налогоплательщика, о котором налоговики собирают сведения, проверяющая инспекция проводит мероприятие налогового контроля, то такое поручение может быть признано правомерным (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.04.2009 N Ф03-1201/2009).

То же самое, если суд установит, что в поручении указано на истребование в связи с выездной проверкой организации, а в действительности требуются документы о конкретной сделке. Такая неточность также может не быть признана достаточным основанием для того, чтобы проигнорировать требование (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2009 N А43-11865/2009-37-292, от 19.10.2009 N А43-8766/2009-40-141).

Однако существует и противоположная судебная практика. ФАС Западно-Сибирского округа считает, что неуказание в поручении мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации), само по себе дает право не исполнять требование. И неважно, что на деле налоговая проверка проводилась (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2009 N Ф04-3976/2009(10033-А27-41), от 26.01.2009 N Ф04-8148/2008(18787-А46-26)).

Позиция организации, не исполнившей требование инспекции, поддержана судом также в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2014 N А27-7847/2013. Суд признал незаконным ее привлечение к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление запрошенных инспекцией документов (информации). Основанием для этого послужило то, что ни в требовании, ни в поручении не было указано, является ли организация, о которой они запрашивались, проверяемым лицом или его контрагентом, в какой форме и каким налоговым органом осуществляются мероприятия налогового контроля, в связи с какими обстоятельствами проводимых мероприятий налогового контроля запрашивается информация (документы). В направленном организации требовании также не было отражено то, о какой конкретной сделке запрашивается информация.

Полагаем, что вы сможете успешно доказать свое право не исполнять требование, если из поручения нельзя однозначно установить, у кого и какие именно истребуются документы. Дело в том, что в таком случае и требование о представлении документов будет составлено с серьезными нарушениями.

Примечание

Подробнее о нарушениях при составлении требования о представлении документов, которые влекут за собой его недействительность, рассказано в разд. 19.9.1 "Нарушения при составлении требования и их последствия".

Оснований для неисполнения требования о представлении документов в случае формальных нарушений нет.

Поэтому если вы обнаружите такого рода нарушения и решите не исполнять требование, то спор с налоговиками практически неизбежен.

Смягчить ситуацию и попытаться разрешить конфликт в досудебном порядке можно, направив в свою инспекцию письмо с объяснением причин отказа выполнить требование. Возможно, налоговики сочтут ваши доводы убедительными.

Однако если выявленные нарушения для вас не принципиальны и вы готовы "поделиться" имеющимися у вас документами (информацией), то мы рекомендуем вам исполнить требование инспекции.

19.9. ТРЕБОВАНИЕ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ (ИНФОРМАЦИИ):

Наши рекомендации