Инновационное управление персоналом
Управление персоналом–это самостоятельный вид деятельности менеджеров, главной целью которой является повышение производственной, творческой отдачи и активности сотрудников предприятия.
Инновационный тип производства предъявляет особые требования к персоналу. Сегодня от работника требуются высокий профессионализм, гибкость и подвижность мышления, эффективная система восприятия, способность работать в команде. В этой связи в современном производстве усиливается значение кадрового менеджмента.
Управление персоналом – одна из ключевых функций современного менеджмента. Эффективное управление «человеческими ресурсами» является одним из главных факторов экономического успеха. Не случайно многие преуспевающие фирмы сегодня взяли на вооружение девиз: «Люди – наш главный ресурс».
Качественное управление персоналом обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются многие личные способности, люди получают удовлетворение от выполняемой работы и общественного признания своих достижений.
Суть эффективной кадровой стратегии предприятия можно выразить в виде следующей формулы: «Нужный человек в нужное время на нужном месте». Иными словами кадровый менеджмент подразумевает искусство правильного подбора и расстановки кадров, а также обеспечение трудовой дисциплины, порядка, творческой атмосферы и предпринимательского духа в организации.
Таблица 21.5. Тест на соответствие качествам, требующимся от инновационного менеджера
Качества | Оценка в баллах | |||
1. Инициативность | Ищет дополнительные задания. Активный, открытый. | Проявляет находчивость и смекалку при выполнении основного задания. | Выполняет необходимый объем работы без дополнительных указаний. | Безынициативный, пассивный. Ждет указаний. |
2. Лидерство | Сильная личность. Внушает доверие и уверенность. | Умело отдает эффективные приказы. | Ведет рутинные дела. | Ведомый. |
3. Коммуникабельность, отношение к сотрудниками | Позитивное, дружелюбное отношение к людям. | Приятный, тактичный в обхождении | Иногда замкнут, труден в общении. | Сварливый, замкнутый, некоммуникабельный. |
4. Ответственность | Проявляет ответственность при выполнении любых поручений. | Соглашается с поручениями. | Неохотно соглашается с поручениями. | Уклоняется от любых поручений. |
5. Организаторские способности | Прекрасный организатор, умеет убеждать, строить логические доказательства. | Хорошие организационные способности. | Средние организационные способности | Плохой организатор. Неспособен убеждать и доказывать. |
6. Решительность | Точный, уверенный, оперативный. | Основательный, осторожный, осмотрительный. | Решительный, но делает много ошибок. | Сомневающийся и боязливый. |
7. Упорство в достижении цели | Целеустремленный, не боится преодолевать трудности. | Достаточно настойчив в достижении цели. | Средний уровень упорства. | Упорство практически отсутствует. |
Основные функции управления персоналом:
1) планирование ресурсов (разработка планов кадрового обеспечения всех задач и функций данной организации);
2) вербовка и набор персонала, ориентированные на кадровое обеспечение деятельности организации и создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
3) отбор кадров (оценка кандидатов на вакантные места и отбор наиболее подходящих из них);
4) управление трудовой мотивацией (установление привлекательных для работников уровней заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала организации);
5) профориентация и адаптация работников, ориентированная на максимально быстрое введение нанятых работников в организацию и их знакомство с требованиями и традициями организации;
6) оценка работников и их трудовой деятельности (разработка методик и критериев оценки трудовой деятельности и доведение их до всех сотрудников организации);
7) повышение, понижение, перемещение работников по должностным ступеням;
8) подготовка руководящих кадров (разработка программ, ориентированных на развитие способностей управления, повышение уровня знаний управленческих работников и т.д.).
Следует подчеркнуть, что все перечисленные выше функции не ходят в компетенцию традиционных служб управления персоналом (отделов кадров). Их реализацией в настоящее время обычно занимаются инновационные менеджеры.
Эффективными и апробированными многими успешно развивающимися предприятиями способами решения кадровых проблем являются:
Ø занятие руководящих должностей в организации прежде всего сотрудниками своего предприятия;
Ø забота о качестве выпускаемой продукции (услуг) и воспитание у сотрудников гордости за достигнутые результаты;
Ø обеспечение благоприятных условий труда и окружающей среды;
Ø поощрение открытого делового общения, участия работников в принятии решений;
Ø увязка увольнения сотрудников с попытками найти им другую работу;
Ø обучение работе в команде и формирование соответствующей культуры;
Ø обеспечение участия работников в прибыли предприятия;
Ø создание условий для повышения квалификации работников.
Общую тенденцию развития инновационного менеджмента в отношении к персоналу можно сформулировать следующим образом: движение от управления кадрами как пассивными исполнителями к управлению «человеческими ресурсами», активно участвующими в решении проблем обеспечения устойчивого функционирования организации. При этом главной задачей инновационного менеджера становится выявление и максимальное использование профессионального и творческого потенциала каждого работника в интересах предприятия и отдельной личности.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Дайте определение инновационного менеджмента. Какую роль он играет в современном развитии производства?
2. Как Вы считаете, всегда ли инновационный менеджмент связан с кризисом в управляемой системе?
3. Что такое «инновация»? Перечислите основные виды и признаки инноваций.
4. Назовите основные этапы (стадии) инновационной деятельности.
5. Приведите примеры известных Вам инноваций в экономике, на железнодорожном транспорте, в сфере образования.
6. Перечислите основных субъектов инновационного менеджмента.
7. Назовите основные цели и задачи инновационного менеджмента.
8. В чем заключается стратегия инновационного менеджмента?
9. Какими качествами должен обладать инновационный менеджер?
10. Охарактеризуйте основные особенности инновационного управления