Теоретические сведения о языке HTML

Язык HTML

Термин HTML (HyperText Markup Language) означает «язык маркировки гипертекстов». Первую версию HTML разработал сотрудник Европейской лаборатории физики элементарных частиц Тим Бернерс-Ли. Со времени создания первой версии HTML претерпел некоторые изменения. Как и многое другое в компьютерном мире, версии, или спецификации, HTML оказались пронумерованными. Известны спецификации 2.0, 3.0 и 3.2., 4.0, 5.0

Для освоения HTML необходимы две вещи:

1. Любой браузер - программа для просмотра HTML-файлов.

2. Любой редактор текстовых файлов, поддерживающий русский язык в выбранной Вами кодировке (в рамках лабораторной работы желательно использование Блокнот).

Текстовый редактор используется для подготовки HTML-файлов, а браузер — как инструмент контроля за сделанным. Один и тот же *.htm-файл может быть одновременно открыт и в Блокноте, и в браузере. Для отображения изменений, сделанных в Блокноте в HTML-документе, их необходимо сохранить, а затем просто нажмите кнопку Обновить в браузере.

Устройство HTML-документа

HTML-документ — это просто текстовый файл с расширением *.html (Unix-системы могут содержать файлы с расширением *.html).

Вся информация о форматировании документа сосредоточена в его фрагментах, заключенных между знаками "<" и ">". Такой фрагмент (например, <html>) называется меткой (по-английски — tag, читается "тэг"). Большинство HTML-меток — парные, то есть на каждую открывающую метку вида <tag> есть закрывающая метка вида </tag> с тем же именем, но с добавлением "/". Метки можно вводить как большими, так и маленькими буквами. Например, метки <body>, <BODY> и <Body> будут восприняты браузером одинаково. Многие метки, помимо имени, могут содержать атрибуты — элементы, дающие дополнительную информацию о том, как браузер должен обработать текущую метку.

Обязательные метки

<html> ... </html>

Метка <html> должна открывать HTML-документ. Аналогично, метка </html> должна завершать HTML-документ.

<head> ... </head>

Эта пара меток указывает на начало и конец заголовка документа.

<title> ... </title>

Все, что находится между метками <title> и </title>, толкуется браузером как название документа. Браузер, например, показывает название текущего документа в заголовке окна и печатает его в левом верхнем углу каждой страницы при выводе на принтер. Рекомендуется название не длиннее 64 символов.

<body> ... </body>

Эта пара меток указывает на начало и конец тела HTML-документа, каковое тело, собственно, и определяет содержание документа.

<H1> ... </H1> — <H6> ... </H6>

Метки вида <Hi> (где i — цифра от 1 до 6) описывают заголовки шести различных уровней. Заголовок первого уровня — самый крупный, шестого уровня, естественно — самый мелкий.

<P> ... </P>

Такая пара меток описывает абзац. Все, что заключено между <P> и </P>, воспринимается как один абзац. Метки <Hi> и <P> могут содержать дополнительный атрибут ALIGN (читается "элайн", от английского "выравнивать"), например:

<H1 ALIGN=CENTER>Выравнивание заголовка по центру</H1>

или

<P ALIGN=RIGHT>Образец абзаца с выравниванием по правому краю</P>

Непарные метки

Некоторые метки не подчиняются двум основным правилам HTML: все они непарные, а некоторые (так называемые &-последовательности) к тому же должны вводиться только маленькими буквами. Располагаются непарные метки внутри абзаца.

<BR>

Эта метка используется, если необходимо перейти на новую строку, не прерывая абзаца.

<HR>

Метка <HR> описывает горизонтальную линию:

Теоретические сведения о языке HTML - student2.ru

Метка может дополнительно включать атрибуты SIZE (определяет толщину линии в пикселях) и/или WIDTH (определяет размах линии в процентах от ширины экрана). В следующем примере приведена небольшая коллекция горизонтальных линий.

Форматирование шрифта

HTML допускает два подхода к шрифтовому выделению фрагментов текста. С одной стороны, можно прямо указать, что шрифт на некотором участке текста должен быть жирным или наклонным, то есть изменить физический стиль текста. С другой стороны, можно пометить некоторый фрагмент текста как имеющий некоторый отличный от нормального логический стиль, оставив интерпретацию этого стиля браузеру.

Физические стили

Под физическом стилем принято понимать прямое указание браузеру на модификацию текущего шрифта. Например, все, что находится между метками <B> и </B>, будет написано жирным шрифтом. Текст между метками <I> и </I> будет написан наклонным шрифтом. Несколько особняком стоит пара меток <TT> и </TT>. Текст, размещенный между этими метками, будет написан шрифтом, имитирующим пишущую машинку, то есть имеющим фиксированную ширину символа.

Логические стили

При использовании логических стилей автор документа не может знать заранее, что увидит на экране читатель. Разные браузеры толкуют одни и те же метки логических стилей по-разному. Некоторые браузеры игнорируют некоторые метки вообще и показывают нормальный текст вместо выделенного логическим стилем. Самые распространенные логические стили:

<EM> ... </EM>

От английского emphasis — акцент.

<STRONG> ... </STRONG>

От английского strong emphasis — сильный акцент.

<CODE> ... </CODE>

Рекомендуется использовать для фрагментов исходных текстов.

<SAMP> ... </SAMP>

От английского sample — образец. Рекомендуется использовать для демонстрации образцов сообщений, выводимых на экран программами.

<KBD> ... </KBD>

От английского keyboard — клавиатура. Рекомендуется использовать для указания того, что нужно ввести с клавиатуры.

<VAR> ... </VAR>

От английского variable — переменная. Рекомендуется использовать для написания имен переменных.

Наши рекомендации