VI. ВНЕШНЯЯ КАРТИНА ЛИЧНОСТИ (манифестация и симптомы)
РУКОВОДСТВО
ПО СОСТАВЛЕНИЮ АНАМНЕЗА
И ПРОВЕДЕНИЮ
КЛИНИЧЕСКОГО ИНТЕВЬЮ
СОДЕРЖАНИЕ
Смекал В. План динамической характеристики ……………..... Смекал В. Схема амбулаторного исследования …………….... Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клинико-диагностическая оценка … Мак-Вильямс Н. Пример диагностического интервью ……….. Адлер, Хеммемер Базовый план сбора анамнеза в психосоматической медицине ……………………………………. |
В. Смекал
ПЛАН ДИНАМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
I. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
1. Имя и фамилия; дата и место рождения; возраст во время исследования.
2. Дата исследования.
3. Местожительство ребенка.
4. Имена и фамилии родителей с приведением адреса; профессия родителей и адреса работодателей родителей.
5. Школа, класс и год обучения; адрес школы и классный руководитель.
II. КТО ПРОСИТ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ И ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
(Например, суд в целях решения о предохранительном воспитании.)
III. ПРИЧИНЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Основные жалобы, как их приводит заявитель; когда начались затруднения, каково их развитие (ухудшение — улучшение — колебание); вероятная гипотеза о причинах возникновения и протекания, согласно мнению просящего об исследовании.
2. Что предпринималось до настоящего времени с ребенком.
IV. ПРИМЕНЕННЫЕ МЕТОДЫ
Кто и как исследовал, кто давал сообщения при сборе анамнеза и т. д.
V. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕННЫЕ УСЛОВИЯ
1. Семейные предрасположения: возраст отца и матери во время рождения ребенка. Серьезные заболевания среди родственников, у родителей, братьев и сестер ребенка. Психические нарушения и аномалии у родителей, родственников, сестер и братьев. Долголетие, специальные способности и отсутствие способностей.
2. Врожденные предрасположения. Протекание беременности и родов. Доношенность ребенка. Травмы матери в ходе беременности и т. д.
3. Раннее развитие. Физическое состояние и развитие ребенка в течение первого года жизни. Развитие анализаторов, движений, речи, обращение с предметами, эмоциональные проявления.
4. Перенесенные заболевания. Легкие и частые заболевания, серьезные заболевания (хронологически, с приведением последствий). Травмы и операция. Реакция родителей и окружения на болезнь и травму. Последствия.
5. Питание. Его особенности, регулярность, оптимальность.
6. Влияние природной среды. Тип ландшафта и среды в месте жительства. Тип цивилизации (город-деревня).
7. Семейные влияния
а) Тип жилища, окрестности квартиры (центр города — садовый квартал), обстановка квартиры, гигиена.
б) Экономическое положение семьи.
в) Образование, первоначальная и настоящая профессия, личностные качества родителей, братьев и сестер.
г) Культурный уровень в семье.
д) Состав семьи (полная — неполная, родители родные — не родные, наличие прародителей).
е) Семейная констелляция, то есть очередность и положение ребенка среди братьев и сестер, его место в семейных отношениях.
ж) Способ воспитания (воспитательные позиции) и отношение родителей к ребенку (стихийность, целеустремленность, снисходительность — строгость, тщательность — беззаботность, единство — противоречивость; виды наказаний).
з) Воспитательные цели в семье (что для родителей важнее всего: прилежание, послушность, способность выделяться, успешность, характер ребенка и т. д.).
и) Подготовка ребенка для школы и условия учения дома; отношение семьи к школе.
8. Внесемейные и внешкольные влияния
а) Организованные: протекание воспитания ребенка вне семьи (ясли, родственники, воспитательные дома); членство и активность в организациях; культурные влияния (чтение, искусство); лагеря, субботники, воскресники и др.
б) Неорганизованные: товарищи, которых себе ребенок выбирает; способ про ведения свободного времени; неформальные компании и детские общества.
9. Влияния школы
Учителя от 1-го класса и качества их личности; чередование учителей в течение учебного года; их отношение к ребенку. Соученики и их отношение к ребенку; позиции ребенка в коллективе с точки зрения принятия. Развитие пропусков занятий в школе. Переход в другую школу, второгодничество. Развитие включения в школьные условия.
10. Нагрузочные ситуации
Обзор затруднений и препятствий, с которыми ребенок встречается от рождения и до настоящего времени; обзор преимуществ и благоприятных жизненных обстоятельств.
VI. ВНЕШНЯЯ КАРТИНА ЛИЧНОСТИ (манифестация и симптомы)
1. Проявления
а) Физическая внешность (вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы и черты лица, бросающиеся в глаза признаки).
б) Пантомимика (особенности физических движений: быстрота, напряжение, гармоничность, координация; осанка, особенности походки, жестикуляция).
в) Мимика (лоб, глаза, рот, общее выражение лица).
г) Голос и речь (громкость, скорость, высота, окраска, тон, ритм, интонация и мелодия, артикуляционные особенности).
д) Речевое поведение (многоречивость — молчаливость, речевая готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи).
е) Письмо (индивидуальные особенности почерка, зрелость и организованность
письма).
ж) Привычные движения (приветствие, еда, подавание руки, движения тела при разговоре, назойливые движения).
2. Способы поведения (приводятся с точки зрения возрастных изменений)
а) Основные черты поведения (активность — пассивность, общение — уклонение от общения, организованность — хаотичность, дезинтегрированность) и его нарушения, как например, активности, контакта, организованности.
б) Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, внешности, к собственной личности: к недостаткам, преимуществам, возможностям; к личным вещам, к будущему: перспективы).
в) Поведение по отношению к остальным (положение в коллективе: популярность, внушение опасений, самостоятельность — доминантность; поведение по отношению к отдельным лицам: к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, руководящим и подчиненным, старшим и младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта; консистенция или противоречия в поведении.
г) Культивированность поведения (принятое в обществе поведение; вежливость — грубость; гигиеническое поведение; поведение в отношении порядка).
д) Поведение по отношению к вещественным и идеальным ценностям (уважение, тонкость, равнодушие — грубость, уничтожение, неуважение и т. п.).
е) Поведение в природе, к животным, растениям (охрана — уничтожение, сближение — индифферентность).
ж) Действия при психологически значимых ситуациях (общественно и этически важных, при поручении задания, в конфликте: спокойствие, рассудочность — хаос, сопротивление).
з) Поведение по отношению к воспитательным средствам, реакция на поведение коллектива (слушается, самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм; улучшается — ухудшается и т. п.).
и) Поведение в основной деятельности, каковыми являются игра, учение, работа (можно диагностически широко использовать для исследования позиций, интересов, адаптационных черт).
3. Результативность
а) Обзор успеваемости, особенно по главным предметам от 1-го класса.
б) Качественная характеристика знаний и умений по отдельным предметам, в частности недостатков и преимуществ.
в) Жизненный опыт, душевный кругозор и информированность (приобретенные вне школы, чтением, трудом и т. п.).
4. Субъективные высказывания
Как ребенок рассматривает самого себя (какие свои свойства он считает хорошими, от каких хочет избавиться, кем хочет быть, на что жалуется (например, боль головы, плохая память, опасения), что ему нравится и что не нравится в его окружении (дома, в школе, среди друзей).