Неспецифическая система таламуса

вызывает локальную активацию коры за счет проекций к ее конкретным областям, воспринима­ющим сенсорные сигналы от модально-специфических путей. Таламокортикальная система обес­печивает селективное внимание и возникновение ориентировочного рефлекса.

Ориентировочный рефлекс —

реакция человека или животного на появление нового стимула.

Глава 11

Психофизиология неосознаваемых

Процессов

Дж.-Г. Лаватер (факсимильное издание Lavater, 1969).

Неосознаваемые процессы — это явления психической жизни человека, ко-I торые не контролируются сознанием, в то время как сами во многом могут направлять поведение, формируя влечения, стремления, интересы (рис. 11.1). Однако неосознаваемое психическое, целиком включающее в себя не­известную природу, всегда выражается сознанием и в терминах сознания (Юнг, 1994). Есть только непрямые доказательства его существования. Не­осознаваемые содержания обнаруживаются в языке тела, проявлениях ве-гетатики, структуре языка говорящего человека (не в смыслах, передавае­мых словами, а в грамматических конструкциях, которые он использует), в особенностях интонации.

Неосознаваемые содержания психики

Неспецифическая система таламуса - student2.ru

В категорию неосознаваемого попа­
дают разнообразные психические
процессы, имеющие неодинаковые
названия в рамках различных теоре­
тических представлений. Прежде
всего это психические процессы,
связанные с автоматизированным
поведением, контролируемым под­
корковыми структурами мозга.
Сюда относятся многочисленные
сигналы, поступающие от внутрен­
них органов, суставов, мышечных
веретен, поверхности кожи, рецеп­
торов всего тела, незначительная
сила раздражения которых не по­
зволяет им стать приоритетными и
осознаваться. П.В. Симонов дает
puc. ll.l. м. Франк. Жилище (Science. 1998. этой группе психических явлений
May/June). название досознательное.

Больные, теряющие сознание во время оперативного вмешательства, ча­сто сообщают впоследствии, что в тот момент слышали разговоры врачей о своем состоянии, ощущали давление иглы, которой вводились препараты, но не могли двигаться и общаться с окружающими. Их память была способ­на сохранить информацию об этих событиях.

К неосознаваемому относятся и те явления, которые некогда были осоз­нанными и могут быть осознанными вновь при определенных условиях, но в настоящий момент не включены в сферу сознания. Действительно, каждый человек в разные моменты жизни осознает самую разнообразную информа­цию. Перестав быть приоритетной, она не исчезает насовсем, а сохраняется и ждет своего часа. Более того, она может участвовать в регулировании пове­дения человека, не входя в сферу осознания. Эти неосознаваемые содержа­ния называются предсознанием в рамках психоаналитической концепции и подсознанием по классификации П.В. Симонова.

И наконец, к неосознаваемому относится бессознательное — центральное понятие психоаналитической теории. По определению, бессознательное — та часть психики, содержания которой не могут стать достоянием сознания без применения специальных (психоаналитических) техник. Оно включает инстинктивные желания, эмоции и вытесненные мысли (рис. 11.2).

Структура бессознательное отсутствует в концепции П.В. Симонова, но в ней есть другая структура — сверхсознание, или интуиция. Она, в отли­чие от подсознания, лишенного творческого начала, является источником новых гипотез и открытий.

Деление психики на сознание и неосознаваемые процессы ставит воп­рос о том, каким образом информация переводится в разряд осознаваемой или неосознаваемой. Если для автоматизированного поведения и предсоз-нания причиной пребывания вне сознания может быть отсутствие приори­тетности или слабости импульсации (Libet, 1991) (этот механизм будет рас­сматриваться в главе 12), то в случае бессознательного, с точки зрения пси­хоанализа, у сознания существуют особые причины не допускать его содер­жания к осознанию.

Требования к исследованию неосознаваемых

Психических явлений

Для оценки осознанности явления в эксперименте обычно используют словесный отчет или поведенческую реакцию испытуемого, выполняемую в соответствии с заранее данной инструкцией. При описании неосознан­ных явлений используют физиологические изменения, которые сопровож­дают ориентировочную реакцию или являются коррелятами эмоциональ­ной значимости события (неосознаваемые мышечные сокращения, КГР, изменение ЧСС, реакция активации на ЭЭГ, ВП, изменение ритма дыха­ния и т. д.).

В ранних работах о неосознаваемых психических явлениях исследователи использовали разные критерии оценки осознанности-неосознанности, что вело к значительному расхождению результатов. Только из-за различий в ин­струкциях испытуемые могут неодинаково поступить по отношению к сти­мулам, вызывающим у них сомнение и неуверенность. Например, они будут либо очень критично относиться к задаче и тем самым искусственно завышать порог осознания, не сообщая экспериментатору о своих сомнениях, либо, на­против, занижать его, рассказывая обо всех слабых ощущениях.

Сейчас предложены следующие требования к оценке неосознаваемого вос­приятия, соблюдение которых необходимо для эксперимента: 1) исследова­телю следует подбирать параметры предъявляемого стимула таким образом, чтобы он был ниже порога осознания; 2) рассматриваются и анализируются только те пробы, в которых стимул не осознавался; 3) между регистрируемы­ми реакциями на осознанные и неосознанные стимулы должны быть не толь­ко количественные, но и качественные различия (Dixon, 1986).

Существует несколько экспериментальных ситуаций, позволяющих изучать неосознаваемые явления. Исследователь может предъявлять с по­мощью прибора (например, тахистоскопа) те или иные стимулы, которые невозможно осознать либо из-за чрезвычайно короткой экспозиции, либо из-за существенных помех, мешающих выделить сигнал из шума. При этом оцениваются вербальные реакции испытуемого и регистрируются физио­логические изменения. Фиксируется рассогласование между словесными отчетами испытуемых и физиологической регистрацией при восприятии информации.

Наши рекомендации