Меры предосторожности в работе верификатора
Способность различать две основные ошибки и опасности в работе верификатора являются признаками высокого профессионализма.
Ошибка первого типа – верификатор верит тому, что ложно.
Причины возникновения этой ошибки очень многообразны. О некоторых из них мы уже говорили. Может быть, человек в данный момент хочет, чтобы его обманули. Может быть, перед верификатором находится талантливый актер. Может быть, лжец на самом деле полностью уверен в том, что он говорит и тогда эта информация выглядит и передается, как правда. Ошибки первого типа довольно распространены, чтобы свести их к минимуму, можно использовать простые и проверенные временем приемы: не торопиться с выводами, провести повторную беседу, собрать косвенную информацию, относиться со скепсисом к любой информации, если есть предположение, что она может быть ложна и т.д.
Ошибка второго типа – верификатор не верит тому, что правдиво.
Человек может быть взволнован оттого, что он находится под подозрением, например в краже. Это волнение может проявляться и в поведении, и в мимике, и в речи. Все проявления говорят о том, что человек лжет. Но только начинающий верификатор способен вынести такой вердикт без рассмотрения гипотезы о том, что все проявления - следствия излишнего волнения. Мы всегда должны помнить, что честный человек может выглядеть, как лжец, даже не желая того, наша задача распознать ошибку второго типа. Верификатор должен помнить, что эмоция может быть не признаком обмана, а реакцией на подозрение во лжи.
Пол Экман, в уже цитируемой книге «Психология лжи» предложил свой список всех мер предосторожности, которые необходимо соблюдать, чтобы снизить риск ошибок первого и второго типа.
1) Точно уясните себе основу ваших догадок. Осознав то, как вы истолковываете поведенческие признаки обмана, вы научитесь обнаруживать собственные ошибки.
2) Помните, что при обнаружении обмана существуют две опасности: вера лжи и неверие правде. Полностью избежать этих ошибок невозможно, поэтому тщательно рассмотрите возможные последствия любой из них.
3) Отсутствие признаков обмана не является доказательством правды; некоторые лжецы вообще не допускают никаких промахов. Но и наличие признаков обмана не свидетельствует о лжи. Можно снизить опасность капкана Брокау, возникающую из-за индивидуальных различий в поведении, если строить свои суждения на основе изменений в поведении подозреваемого.
4) Внимательно поразмыслите, нет ли у вас каких-нибудь предубеждений в отношении подозреваемого, и если таковые имеются, то как они могут помешать вынесению правильного суждения.
5) Никогда не забывайте о возможности того, что признак эмоции – это не признак обмана. Не привыкайте считать, что эмоции есть верный признак обмана, особенно если вы не очень хорошо осведомлены о характере подозреваемого, о его ожиданиях и незнакомы с ним.
6) Имейте в виду, что многие признаки обмана строятся не на одной, а на нескольких эмоциях. Хорошенько подумайте, когда она эмоция свидетельствует о признаках лжи, а другая напротив.
7) Поразмышляйте и о том, знает ли человек о подозрениях в свой адрес или нет.
8) Если вы располагаете информацией, которая может быть доступна только действительно виновному, попытайтесь применить тест на знания виновного.
9) Никогда не делайте окончательного выводы о том, лжет человек или нет, только на основании собственной интерпретации поведенческих признаков обмана. Они должны служить лишь предупреждением о том, что необходима более подробная информация и более глубокое расследование. Поведенческие признаки, как и показания детектора лжи, никогда не могут быть абсолютными доказательствами сами по себе.
10) Используйте контрольные вопросы, чтобы вынести правильное решение. Список вопросов находится в приложении к методическому пособию.
Особенности личности
Человек, проводящий работу по оценке благонадежности должен обладать следующими качествами:
Наблюдательность. Оператор должен иметь острое зрение, чуткий слух и способность замечать происходящее вокруг него.
Опора на реальность.Специалист по оценке благонадежности должен опираться на то, что происходит в окружающем мире гораздо больше, чем на то, что он могу бы представить и додумать в своем воображении. Как можно меньше шаблонов и жестких схем.
Проницательность.Оператор должен быть способен замечать вербальные и невербальные сигналы, символы и знаки имеющие отношение к собеседнику и на их основе строить точные характеристики прошлого и настоящего собеседника, а также прогнозы на будущее. Проницательность не врожденное качество, оно приобретается и развивается исключительно в работе с людьми, необходим продолжительный и интенсивный опыт общения в различных жизненных ситуациях.
Отсутствие мстительности, зависти и др аналогичных качеств личности. В противном случае достоверность оценок всегда будет ставиться под сомнение.
Понимание своей роли. Оператор, проводящий оценку благонадежности должен точно понимать свою главную задачу. В одном случае она может формулироваться, как «уберечь компанию от финансовых потерь», а в другом – «предупредить возможные нарушения со стороны сотрудников».