Из чего должен состоять электронный учебник?
Помимо компонентов обычного учебника, а также иллюстраций и мультимедиа, электронный учебник должен включать вариативную и инвариантную часть.
К инвариантной части относят фундаментальные образовательные объекты и косвенно - основные технологии деятельности, которыми должны овладевать ученики в ходе работы с ЭУ. Фундаментальные образовательные объекты - это реальные и идеальные сущности, концентрирующие в себе познавательную и образовательную область (в определенной мере это основы образовательных стандартов, установленных на научно-педагогической основе). Технологии деятельности обычно выражают структурой учебного материала, предлагаемыми в ЭУ формами и видами деятельности учащихся, особенностями предлагаемых заданий, гипертекстовыми возможностями связанных между собой страниц и т.п.
Вариативная часть ЭУ - это конструируемое педагогом, администратором, образовательным учреждением, учащимися или иными субъектами обучения содержание этого учебника. Например, в качестве технологической основы вариативной части ЭУ может быть определенным образом структурируемая база данных. К вариативной части относится также индивидуально создаваемая учащимися образовательная продукция.
Означает ли это, что один и тот же учебник будет иметь две версии - для преподавателя и для студента?
Действительно, один и тот же электронный учебник имеет различные версии - для преподавателя (учебного заведения) и для обучающихся. С точки зрения преподавателя электронный учебник по определённому предмету в течение 2-3 лет постоянно дополняется новыми текстами студентов и специалистов в виде дополнительных приложений. Учебник "растёт" в объёме в количестве своих приложений, связанных между собой гиперссылками. Через некоторое время отдельные его части и приложения перерабатываются.
Для студента его учебник дополняется личными работами, работами его сокурсников и текстами первоисточников, которые он выбирает для себя. Такой учебник остаётся в архиве студента и сопровождает его личное образование на протяжении всех лет обучения. В результате у каждого студента создаётся личная образовательная библиотека, хранящаяся в компьютере или на дисках CD-ROM.
Какой должна быть форма электронного учебника?
Форма электронного учебника - блочная. Это означает, что отдельные блоки могут заменяться, добавляться или изменяться в ходе обучения. В отличие от "бумажных" учебников замена электронных блоков не сопряжена с существенными затратами по переизданию.
Какой должна быть структура электронного учебника?
Содержание каждого отдельного блока электронного учебника включает в себя:
- раздел или тему, содержащую учебный материал, сгруппированный вокруг фундаментальных образовательных объектов;
- набор ключевых проблем по данной теме разного типа и назначения: научные решённые и нерешённые проблемы, учебные, организационные, технические и иные проблемы;
- лучшие работы студентов прошлых лет вместе с текстами-первоисточниками учёных и специалистов на эти же темы;
- новые работы студентов, лучшие из которых отбираются и включаются в виде отдельных частей изучаемого блока;
- задания и упражнения для студентов следующих типов:
- предваряющие изучение раздела, вводящие в круг вопросов;
- по составлению индивидуальной программы занятий по разделу;
- направленные на создание личных творческих результатов по ключевым проблемам;
- на сопоставление своих работ с аналогами;
- на усвоение образовательных стандартов;
- обеспечивающие необходимый тренинг и закрепление материала;
- на выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
- на осознание, анализ деятельности и полученных результатов;
- на самооценку работы.
Где взять материалы для его наполнения?
Накопление материалов для наполнения электронного учебника по полноценному учебному курсу может продолжаться годами. Прежде всего, это электронные тексты преподавателя, создаваемые им при подготовке к занятиям. Затем - отсканированные материалы из различных изданий, используемых в учебном процессе. Наконец, материалы, почерпнутые из Интернета. К этому добавляются индивидуальные работы студентов, которые наполняют ЭУ уже в процессе его использования в учебном процессе.
Если все эти материалы передать программисту и дизайнеру, то после их доработки электронный учебник будет готов?
К сожалению, в преподавательской среде существует широко распространенное заблуждение в том, что стоит передать программисту учебный материал традиционного курса лекций или наборы традиционных учебных заданий, как все перечисленные выше преимущества ЭУ проявятся сами собой. Такое представление ошибочно. Нужна целенаправленная деятельность разработчиков для того, чтобы высокие потенциальные педагогические возможности ЭУ стали реальностью.