Постановка судна на шпринг
При грузовых операциях на открытых рейдах применяется способ постановки судна на шпринг. Судно, стоящее на шпринге, меньше подвержено рысканию и прикрывает от ветра и волнения плавсредства, находящиеся у подветренного борта. Для постановки на шпринг используется прочный стальной канат, который через кормовой клюз обносят с внешней стороны борта и крепят к одному из звеньев цепи. Коренной конец каната кладут на кормовые кнехты. Вооружать шпринг следует с отданным якорем. Для этого выбирают канат с таким расчетом, чтобы не подорвать якорь, вооружают шпринг и канат снова травят. Следует иметь в виду, что судно, стоящее на шпринге, обладает большим сопротивлением ветру и течению и поэтому горизонтальное тяговое усилие, приложенное к якорю больше, чем при обычной стоянке.
Постановка судна на бочки сложная операция, требующая, как правило, посторонней помощи (буксиров, катеров), особенно, если судно в балласте и постановка осуществляется в сложных гидрометеорологических условиях при наличии ветра и течения.
Судно крепят на бочки с помощью швартовных тросов или якорной цепи (рис. 2.33). Швартовные тросы на бочке крепятся за рым бриделя дуплинем, т. е. ходовой конец швартовного троса после продевания в рым возвращают на судно и крепят на кнехтах. При таком способе подачи швартового троса при съемке с бочки не требуется посылать людей на бочку для отдачи.
Стальные швартовные тросы могут крепиться за рым с помощью такелажной скобы. Растительные и синтетические швартовные тросы крепятся полудуплинем - огон троса продевают через рым бриделя и крепят его к швартовному тросу с помощью растительного троса. Если на швартовные бочки подают якорные цепи, то их крепят с помощью соединительной якорной скобы.
Возможны различные варианты постановки судна на бочки: на одну, на две или с заводкой якорной цепи.
Схемы крепления тросов и цепей на рейдовые бочки:
а) - дуплинем; б), в) - такелажной скобой; г) - полудуплинем
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЯКОРНЫХ РАБОТАХ
При постановке и съемке с якоря необходимо выполнять следующие правила техники безопасности:
- запрещается оставлять без надзора работающий брашпиль;
- перед отдачей якоря или его подъемом следует убедиться в отсутствии людей в цепном ящике и на линии натяжения якорной цепи;
- перед отдачей якоря необходимо проверить отсутствие под носовым подзором судна катеров, барж и других плавсредств;
- при отдаче или подъеме якоря боцман должен одеть защитные очки и каску для предохранения от попадания ржавчины и грязи;
- при стоянке у причала или на рейде запрещается оставлять якоря в клюзах, закрепленными только на ленточных стопорах. Якорные цепи должны дополнительно крепиться винтовыми стопорами;
- во время очистки цепного ящика работа брашпиля должна быть прекращена, а якорные цепи взяты на винтовые стопоры. Для освещения должны использоваться взрывобезопасные светильники. С якорной цепью как в цепном ящике, так и на палубе следует работать только с помощью абгалдыря.
Нормы снабжения судна спасательными средствами: индивидуальными, коллективными согласно Российского морского Регистра судоходства. Техническое обслуживание и периодичность проверок судовых спасательных средств. Подготовка и инструктаж экипажа судна. Уче
ния по оставлению судна (требования, периодичность).
2. Нормы снабжения: Спас. Круги:
Пассажирское судно | ГРУЗОВОЕ СУДНО | ||
Минимальное | Минимальное | ||
Длина судна, | количество | Длина судна, | количество |
м | спасательных | м | спасательных |
кругов | кругов | ||
до 60 | до 100 | ||
от 60 до 120 | от 100 до 150 | ||
от 120 до 180 | от 150 до 200 | ||
от 180 до 240 | 200 и более | ||
240 и более |
Спасательные жилеты
Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен спасательный жилет.
Кроме спасательных жилетов, выдаваемых персонально каждому человеку, находящемуся на судне, дополнительно должно иметься достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Дополнительно должно быть предусмотрено количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное, по меньшей мере, 10%