Эффективность массовой коммуникации
Эволюция исследований эффективности массовой коммуникации происходила в направлении выделения связей личности с внешней средой, выявления роли первичных групп в усвоении человеком определенных норм, ценностей, знаний, а также ее влияния на поведение человека, социальных групп, организаций, общества.
Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели.
Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности.
Основными целями адресанта (СМК) являются:
– возможность влияния на общественные процессы;
– формирование общественного мнения, соответствующих взглядов на социальную действительность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения;
– информирование;
– социализация молодежи;
– мобилизация аудитории на определенные действия;
– участие в социальном саморегулировании и др.
Можно выделить две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:
· критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения, социально-психологическое состояние людей, направленность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);
· критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.
Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатного издания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов – через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания = охват. Оценивая те или иные СМК, необходимо учитывать не только возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого населения (например, возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т. д.).
СМК обладают возможностью комплексного воздействия на личность, социальную группу, организацию. Это выражается в том, что:
– распространяемая СМК информация фокусирует внимание аудитории на тех темах и проблемах, которые с точки зрения социальной системы, владельцев СМК, коммуникаторов являются наиболее важными. Таким образом, формируются информационные интересы и потребности, которые могут стать реальными для реципиентов;
– СМК могут оказывать и оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы личности и через содержание информации влияют на систему ценностей, идеалов, мировоззрения;
– используя различные способы влияния на личность (внушение, убеждение, подражание, заражение), СМК могут оказывать прямое воздействие на поведение людей;
– СМК влияют на структуру и содержание свободного времени, досуга.
Мера эффективности – степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми располагают и СМК, и аудитория.
Уровень эффективности СМК и их конкретное проявление обусловлены:
– характером исходных целей, задач, идей, их реальностью;
– технической, технологической, научной и интеллектуальной возможностью процесса их распространения, формирования ценностей, идеалов, воззрений;
– степенью принятия или непринятия целей, глубиной усвоения аудиторией содержания передаваемой информации, степенью воплощения идей, задач, теоретических установок в практику, социальную реальность. Это в конечном счете и представляет собой результат деятельности (влияния) СМК, выступающий в форме духовного и практического эффектов.
Результатами, которых добиваются СМК, являются эффекты – конкретные изменения в сознании и поведении аудитории.
Эффекты проявляются как:
– возникновение каких-то новых «образований» (знаний, настроений, идей, стремлений и др.);
– коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории;
– переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного, вредного для нее.
К числу эффектов относятся:
– утилитарный эффект – удовлетворение от получения информации, необходимой для решения жизненных, практических задач (например, реклама товаров и услуг, прогноз погоды, программы телепередач и т. п.);
– эмоциональный эффект – удовлетворение от эмоциональной разрядки, компенсация эмоциональной недостаточности;
– эффект удовлетворения познавательного интереса, который возникает в том случае, когда реципиент, получив новую информацию, субъективно чувствует себя хорошо информированным;
– эффект усиления позиции – удовлетворение от информации, подтверждающей мнения, суждения, взгляды человека по какому-то вопросу, в том числе и дискуссионному;
– престижный эффект – удовлетворение от информации, утверждающей ценности и позиции социальной группы, к которой принадлежит или стремится принадлежать человек;
– эстетический эффект – удовлетворение от восприятия прекрасного, эстетического обогащения;
– эффект комфорта – удовлетворение от снятия личностного напряжения.
Перечень эффектов можно продолжить, проводя классификацию по другим основаниям. Однако в целом в области сознания эффекты обнаруживаются в коррекции мировоззрения, миросозерцания, общественного мнения, а также внутри знаний, взглядов, убеждений, стремлений, ценностей, норм, идеалов и др. В поведении эффекты проявляются в переменах направленности действий, деятельности, участия, а также в изменении общественной активности (в сфере труда, быта, досуга, политике и др.).
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой структура системы СМИ?
2. Раскройте содержание средств производства и передачи информации.
3. Дайте определение эффективности массовой коммуникации.
4. Назовите группы критериев эффективности деятельности СМК.
5. Какой показатель является общепризнанной характеристикой эффективности СМК?
1.6. Масс-медиа в структуре
современной общественной жизни